Поисковая система Nigma

Андрей Носов
Nigma – пауки семейства Dictunidae, имеющие три разновидности. Все окрашены в зеленоватый цвет, длина пауков – 2-3 мм. Типичным местом обитания являются кустарники и деревья.

Поисковая система Nigma была запущена в знаменательный день – 12 апреля 2005 года – День космонавтики. Намеренным или случайным был выбор даты для запуска поисковой системы, история умалчивает, но то, что она лишний раз подчеркивает научную направленность Нигмы – факт.

Основателем проекта является Виктор Лавренко, бывший вице-президент компании Mail.ru. С самого начала ему помогал Владимир Чернышов, тогда еще студент кафедры вычислительной техники и кибернетики МГУ. На сегодняшний день в проекте поисковой системы Нигма занято порядка 15 человек.

Главная особенность Нигмы - это ее научно-прикладной характер: она является своего рода исследовательской лабораторией для студентов и аспирантов МГУ. На ее базе уже сейчас защищаются различные дипломы и диссертации. Но не забывают создатели Нигмы и о коммерческой составляющей проекта. Так, на страницах поисковой выдачи Нигмы присутствует реклама от Яндекс.Директа. Впрочем, сам Виктор Лавренко говорит о том, что коммерческая выгода от проекта является далеко не первоочередной целью. Главное – это построение эффективного поиска на основе новых поисковых алгоритмов: в частности, это метод, основанный на кластеризации документов.

Нигма использует индексную базу нескольких поисковых машин: Google, Yahoo, MSN, Yandex, Rambler, Altavista, Aport. Также имеется и собственная документальная база. При поисковом запросе пользователя формируется ряд документов, которые группируются в тематические классы, имеющие определенное описание. Таким образом, пользователь может уточнить условия поиска, убрав из него определенные кластеры (сняв галочки перед их названиями).

Основную аудиторию поисковой системы Нигма, по словам Виктора Лавренко, составляют студенты. А главной «фишкой» поисковика, которая привлекает все новых и новых пользователей, является кластеризация документов. Общая популярность Нигмы среди пользователей Рунета остается на достаточно низком уровне. Так, по данным статистики LiveInternet, за июль 2007 года доля переходов с Нигмы среди других поисковых машин составила 0,4%. Но это уже выше доли в 0,3% старейшего рунетовского поисковика – Апорта. Нельзя сказать, что руководство Нигмы не принимает никаких мер по увеличению популярности своей поисковой машины. Напротив, как и любая научная разработка, Нигма нуждается в испытателях, коими для нее являются обычные пользователи. С целью привлечения новых пользователей проводились и проводятся различные мероприятия. Так, с октября 2006 по апрель 2007 года Нигма рекламировалась в Яндекс.Директе, что обеспечило ей более 1100 тыс. переходов. После чего руководство Яндекса сочло неразумным далее рекламировать своего конкурента. Также проводилась небольшая рекламная кампания на радио, которая дала новых посетителей.

С июля 2007 года Нигма проводит новую акцию, направленную на увеличение популярности своего поисковика. Пользователи, которые часто пользуются результатами поиска Нигмы, в один прекрасный момент могут быть осчастливлены сообщением «Вы выиграли компьютер». Однако, не стоит рассчитывать на халяву – система автоматического отбора внимательно следит за теми, кто пытается обмануть поисковую систему. Кроме того, результаты автоматического отбора выигравших пользователей могут быть подкорректированы вручную.

Пользователи Нигмы имеют возможность пожаловаться на плохие результаты поиска прямо на странице поисковой выдачи, с помощью специальной формы. Кроме того, разработка новых сервисов и алгоритмов «согласуется» с рядовыми пользователями при помощи различных опросов.

Так, одним из нововведений Нигмы стала система исправления ошибок в запросах, разработанная и введенная именно из-за частых жалоб со стороны пользователей. Причем, по эффективности и возможностям она превосходит разработки как наших, так и зарубежных поисковиков.

Таким образом, можно надеяться, что рулевые Нигмы и в дальнейшем будут прислушиваться к мнению своих пользователей, что, несомненно, будет только увеличивать ее популярность. В любом случае, тех, кого не устраивают результаты поиска «монстров» Рунета – Гугла и Яндекса, могут попробовать Нигму в качестве источника информации.

PageRank: начала анализа

Введение в PageRank Как известно, количество информации в сети Интернет растет очень быстро, чего нельзя сказать о ее качестве

Яндекс приобрел Searchengines.ru

Москва - Одесса, 1 апреля 2007 года. Яндекс приобрел Searchengines.ru - крупнейший русскоязычный ресурс, посвященный оптимизации сайтов для поисковых систем

Школа Яндекса: «И Гуглу будет чему у нас поучиться»

Катерина Баукина 20 сентября 2007 года компания Яндекс на официальной пресс-конференции информировала об открытии и грядущем начале занятий в так называемой «Школе анализа...

Александр Садовский на конференции «Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в Интернете'07»

Александр Садовский на конференции «Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в Интернете’07» в своем докладе рассказал о ралевантности глазами Яндекса, а точнее про работу...

«Новые возможности управления ссылками в условиях усиления конкуренции на рынке оптимизации», доклад Сергея Цыплакова

Представитель биржи ссылок MainLink Сергей Цыплаков представил доклад на тему «Новые возможности управления ссылками в условиях усиления конкуренции на рынке оптимизации»