Актуальный CTR в выдаче Яндекса

С 16 по 17 февраля 2016 года в Москве проходила ежегодная All in Top Conf, единственное мероприятие, посвященное практическим аспектам веб-аналитики и поисковой оптимизации. Особое внимание участники конференции уделили поисковым системам и их сервисам, обсуждению перспектив развития отрасли, рассмотрению практических вопросов.

В рамках мероприятия Илья Русаков (aka SEOinSoul) и Олег Шестаков (Rush Analytics) представили исследование: «Актуальный CTR в выдаче Яндекса».

Говоря об актуальности темы, спикеры пояснили, что на текущий момент подобные исследования в Рунете есть, однако они либо содержат очень небольшое количество исходных данных (сайтов и запросов), либо предлагают устаревшие данные.

Сегодня заметно меняется как выдача, так и политика Яндекса, который каннибализирует выдачу своими сервисами. Иными словами, налицо вытеснение органических результатов поиска контекстной рекламой и колдунщиками Яндекса.

С помощью сервиса SEO-Reports через API Яндекс.Вебмастера спикеры проанализировали 25 запросов по каждому сайту, исследовали данные за последнюю неделю.

Задача исследования сводится к тому, чтобы проверить, какие данные по CTR наблюдаются в выдаче Яндекса сейчас, и как повлияла на CTR смена политики поисковика.

В качестве исходных данных использовали:

  • Запросы с 1 по 10 позицию.
  • Запросы без бренда (*domain* и транслит).
  • Запросы с более чем 3 переходами.
  • При этом запросы, у которых кликов больше чем показов – удалялись.

Всего проанализировали 51 тысячу запросов из Яндекс.Вебмастера, которые содержатся в разделе «Популярные запросы».

Результаты были получены за счёт эмуляции работы браузера, а сам парсинг осуществлялся без персонализации – то есть с «чистых» профилей пользователей. Для большей полноты эксперимента были размечены все типы исследуемых колдунщиков.

По итогам анализа удалось рассчитать средний CTR в зависимости от позиций:

Как показало исследование, CTR позиции №10 зачастую несколько увеличивается по сравнению с предшествующими результатами. Этот тренд сохраняется и на других выборках.

Актуальный график зависимости CTR от частотности запроса выглядит так:

Как видно из графика, по низкочастотным (НЧ) запросам СТR размывается на все 10 позиций больше, чем по среднечастотным (СЧ) и высокочастотным (ВЧ). Скорее всего, это связано с тем, что люди кликают по ВЧ-запросам на первой позиции, но, не получив удовлетворительного результата, начинают вводить более длинные запросы и, по сути, переходят к низкочастотным запросам. В НЧ-тематике поведение пользователя стандартно и коррелирует с качеством выдачи. Как показали результаты исследования, качество выдачи по НЧ запросам во многом не удовлетворяет пользователей поиска.

График зависимости СTR от длины запросов выглядит так: чем длиннее запрос – тем выше CTR:

Также организаторы исследования проанализировали влияние колдунщиков Яндекса. По мнению специалистов отрасли, колдунщики Яндекса – это локальная смерть для SEO-трафика. Если смотреть на частотность 10, 20, 30 и 50 запросов, то там практически нет колдунщиков.

В то же время, на низкочастотных запросах ТОП нередко буквально «завален» колдунщиками. По низкочастотным запросам лидируют такие тематики, как: «карты», «авто», «афиша» и «вакансии».

По итогам анализа поисковой выдачи удалось сделать следующие наблюдения:

  1. Около 50% всех НЧ запросов в выборке имеют колдунщика в выдаче.
  2. В выдаче по СЧ запросам лишь примерно в 5% SERP встречается колдунщик.
  3. Колдунщики крайне редко показывались по запросам из нашей выборки.

Чтобы узнать, как конкретно данный фактор влияет на CTR, Илья Русаков и Олег Шестаков проанализировали данные относительно каждого вида колдунщика в отдельности.

При наличии кодунщика фото средний CTR для каждой позиции выдачи выглядит так:

Если у колдунщика фото нет изображения, то CTR каждой позиции становится выше. Если колдунщик стоит между позициями ТОП-1 и ТОП-2, то CTR у результатов органической выдачи заметно снижается.

Если говорить о колдунщике Маркета, то статистика CTR в органической выдаче выглядит так:

Выяснилось: если нет колдунщика Маркета, то сайт получает порядка 47% кликов, а если он есть – то не больше 35% кликов.

Оказалась статистика относительно CTR в поисковой выдаче при наличии колдунщика Карт. Здесь Яндекс не совсем угадывает интент пользователей, и наличие колдунщика влияет на выдачу не слишком сильно.

Колдунщик Яндекс.Видео – влияет на CTR сниппетов трёх первых мест. Если люди ищут по запросу [смотреть онлайн] и Яндекс показывает видео по запросу, то пользователей это вполне устраивает и дальше они не идут. Если же этого нет, то пользователи начинают искать дальше, кликая по сниппетам онлайн-кинотеатров.

Динамику влияния колдунщика Яндекс.Видео CTR сниппетов можно проследить на слайде:

На следующем этапе исследования было решено изучить, как объявления Яндекс.Директа влияют на CTR органической выдачи. Максимальное количество кликов по сниппетам получают сайты, находящиеся на первом месте, в случаях, когда платные объявления отсутствуют. В целом же, чем больше в выдаче объявлений Директа, тем ниже CTR органической выдачи.

При наличии в результатах выдачи колдунщиков Маркета и спецразмещения (каннибализация выдачи в чистом виде), то при большом количестве объявлений, люди начинают игнорировать рекламу и переходить к органике. На 9 и 10-й позициях при наличии большого количества объявлений люди на органику практически не кликают:

В целом же, сегодня пользователи слишком утомлены обилием платных результатов выдачи и начинают активнее взаимодействовать с органикой.

Подводя итоги, Илья Русаков и Олег Шестаков отметили следующие ключевые моменты:

  1. ТОП-3 забирает львиную долю CTR, а вместе с колдунщиками ситуация за пределами ТОП-5 выглядит ещё хуже.
  2. При исследовании на бóльшей выборки можно прогнозировать трафик по запросам в различных тематиках.
  3. Сервисы Яндекса действительно отъедают CTR.
  4. Количество данных у поисковых систем растёт, одновременно падает качество этих данных для рядовых вебмастеров.
preview Искусственная семантика для некоммерческих проектов

Искусственная семантика для некоммерческих проектов

Искусственная семантика – это семантическое ядро, сформированное искусственно, на основе изучения реальной семантики и формирования прогноза о том, как будут выглядеть...

Виталий Кравченко: «Влияние естественного витального трафика на позиции сайта»

Прежде чем перейти к размышлениям об эффективности витального трафика с точки зрения поискового продвижения и его влияния на позиции сайта, следует определиться с терминологией
preview Денис Нарижный: Работа с конверсией – узнать, где вы теряете клиентов, просто!

Денис Нарижный: Работа с конверсией – узнать, где вы теряете клиентов, просто!

За год через сервис улучшения юзабилити сайтов AskUsers.ru прошло более 14 тыс. анкет асессоров; были получены отчёты по 473 интернет-ресурсам...
preview Возвращение непот-фильтра – больше вопросов, чем ответов

Возвращение непот-фильтра – больше вопросов, чем ответов

Непот-фильтр – это уже порядком позабытый термин из 2000-х годов
preview Изменение конъюнктуры ссылочного спроса

Изменение конъюнктуры ссылочного спроса

С 16 по 17 февраля 2016 года в Москве проходила ежегодная All in Top Conf, единственное мероприятие, посвященное практическим аспектам веб-аналитики и поисковой оптимизации

Роман Морозов: «Инновации и безопасность в поисковом продвижении»

С 16 по17 февраля 2016 года в Москве проходила ежегодная All in Top Conf, единственное мероприятие, посвященное практическим аспектам веб-аналитики и поисковой оптимизации