Алексей Чекушин: Что год прошедший нам готовил?

Автор: Алексей Чекушин – SEO-эксперт Kokoc.com (Kokoc Group), создатель сервиса Just-Magic.org

О наболевшем: Минусинск

Одним из главных событий этого года стал алгоритм Минусинск от Яндекса. Какой-то особой технологичностью или изощренностью он не впечатлил – под «раздачу» регулярно (раз в 2 недели) попадают сайты, которые «заплывают за буйки». При этом какой-либо закономерности в показательных расстрелах санкциях не существовало. Жертвы выбирались произвольно.

Лечился Минусинск у сайтов крайне просто – достаточно было снять все покупные ссылки. Если ссылки были арендные, то сайт выходил из-под санкций достаточно быстро. А вот если «вечные»… Наибольшие проблемы доставила своим клиентам биржа Miralinks. В отличие от Gogetlinks, она не ввела платное снятие вечных ссылок, и вебмастера систематически игнорировали просьбы оптимизаторов о снятии ранее купленных ссылок. В итоге, выход из-под Минусинска растягивался на полгода.

Минусинск эффективно повлиял на ссылочную индустрию Рунета. Биржи и агрегаторы потеряли более 50% своей выручки. Было бы любопытно посмотреть на статистику перетекания этих денег в Яндекс.Директ.

Ссылки включили?

Второе значимое ссылочное событие этого года – включение ссылок по коммерческим запросам в Москве. Автоматические чекеры работы ссылочного зафиксировали включение 20-го октября. Само событие прошло без каких-либо анонсов со стороны поиска, поэтому долго оставалось вне внимания SEO-сообщества. Развеяла сомнения Екатерина Гладких, которая на вебмастерской в ответ на вопрос из зала подтвердила, что ссылки теперь работают «как до 2014 года».

Однако вместе с включением ссылок обратно в ранжирование, произошел пересмотр политики учета SEO-ссылок. Если раньше по некачественным SEO-ссылкам не передавался статический вес, то теперь все ссылки размеченные алгоритмом как «SEO-ссылки» стали полностью исключаться из ранжирования. Т.е. они вообще перестали попадать в расчет факторов.

Яндекс заявляет, что полнота разметки SEO-ссылок составляет 99%. Мои личные замеры по основным ссылочным биржам и агрегаторам подтверждают эту цифру – 99% классических биржевых SEO-ссылок (как «арендных», так и «вечных») полностью исключены из ранжирования.

Жизнь без ссылок

Продвижение без ссылок стало намного сложнее. Даже в 2013 году ссылочное закрывало большинство «промахов» сеошников в оптимизации сайтов. Теперь халява ушла. За каждый просчет в оптимизации расплата в виде понижения позиций приходит немедленно.

Последняя «серебрянная пуля» исчезла. Теперь нет какой-либо одной волшебной методики, позволяющей вытолкнуть сайт в топ. Результат дает только комбинация правильных действий. Вместо поиска серебрянной пули нужно использовать много свинцовых пуль. Подробно об этом я рассказывал в своей статье: «Непорочное продвижение: как двигать сайты без ссылок». 

Мобильный поиск

Мобильный поиск продолжает уверенный рост. За счет Android Google продолжает отъедать рыночную долю у Яндекса. Полноценная мобильная версия сайта стала must have даже в сугубо коммерческих тематиках. А в некоторых коммерческих тематиках («такси», «эвакуаторы») мобильная выдача уже доминирует над десктопной. Если вы думаете, что вам пора бы сделать мобильную версию/адаптивную верстку – вы уже опоздали. Надо было сделать еще год назад.

Автоматизация

Очень интересные изменения произошли в автоматизации работы SEO-специалистов. До 2014 года автоматизация продвижения, так или иначе, сводилась к покупке ссылок и съему позиций. С изменением экосистемы стали появляться новые методы, которые в этом году обрели популярность. Кластеризация и текстовый анализ стали неотъемлемыми атрибутами продвижения. А некоторые роботы научились оценивать даже тематичность. Свое развитие получили и методы сбора семантики.

А что же рынок?

Рынок в этом году ожидаемо показал снижение. Больше всех потеряли торговцы ссылками – по ним ударил Минусинск. Потери выручки составили более 50%.

Рынок SEO-услуг также пострадал, но в меньшей степени. Причиной снижения стало значительное сокращение расходов на маркетинг и рекламу малым и средним бизнесом. Сильнее других пострадали агентства, работающие по модели «продать «фикс» любой ценой, а затем удерживать клиента как можно дольше». Среднее время жизни клиента у них – 6 месяцев. В отсутствии продаж более полугода они значительно «похудели». Некоторые из них закрылись.

А что же год грядущий?

Этот год был непростым, следующий станет еще более сложным. Роста рынка вряд ли можно ожидать: никаких предпосылок к этому нет. Максимум – стабилизации падения. Нам всем необходимо научиться жить в новых условиях. Это сложно и не очень приятно. Гораздо приятнее было работать, когда растет потребительский рынок, и трафик на сайтах даже без участия оптимизатора увеличивается год к году. Но новые реалии другие. Кто не приспособится – уйдет с рынка.

Да когда же это чертово SEO наконец умрет?

До тех пор, пока существуют в текущем виде поисковики и они еще дают органическую выдачу по коммерческим запросам, будут желающие туда попасть. А пока есть спрос и возможность его удовлетворить – будет и предложение. Поэтому SEO будет жить. Меняются только методы оптимизации. За предыдущий год методы продвижения изменились сильнее, чем за три года до отмены ссылочного. Они стали более сложными и менее маржинальными, чем несколько лет тому назад. Но в топ по-прежнему можно попадать, оптимизируя сайт, и это хорошо. На этом мы с вами и будем зарабатывать в году грядущем!

preview Елена Камская: Почему жизнь оптимизатора уже никогда не будет такой, как прежде

Елена Камская: Почему жизнь оптимизатора уже никогда не будет такой, как прежде

Уходящий 2015 год оказался сложным как для экономики в целом, так и для рынка SEO в частности
preview Александр Гайдуков: Об итогах уходящего года и грядущих SEO-трендах

Александр Гайдуков: Об итогах уходящего года и грядущих SEO-трендах

Основными темами уходящего года стали ссылки и мобильный поиск, но далеко не единственными
preview Сергей Людкевич: О классической «двойке» Яндекса и «серебряных пулях» 2016 года

Сергей Людкевич: О классической «двойке» Яндекса и «серебряных пулях» 2016 года

Сфера профессиональных интересов - исследование алгоритмов ранжирования поисковых машин, разработка методик поискового продвижения сайтов

Денис Нарижный: Итоги года глазами руководителя интернет-агентства

Автор: Денис Нарижный, автор сервиса AskUsers.ru, руководитель интернет-агентства StudioF1. Все мы, как и Яндекс, в этом году что-то автоматизировали и улучшали

Анастасия Шестова: SEO в эпоху постоянных перемен

Уходящий год стал очередным переломным годом для рынка SEO-услуг

Илья Русаков: Чего ждать оптимизаторам или как работать с клиентами в 2016 году

2015-й год можно было бы назвать переломным для отрасли, если б не называли так уже и 2014-й и даже 2013-й