Два медовых месяца с «Минусинском»

Итак, с момента ввода алгоритма «Минусинск» прошло уже ровно два месяца. Думаю, можно уже сделать первые промежуточные выводы.

До сих пор загадкой остается точное число сайтов, попавших под санкции. Представители Яндекса озвучивали две цифры – 488 сайтов, попавших под первую волну Минусинска (Екатерина Гладких в докладе на конференции «Яндекс Вебмастерская» 21 мая 2015 г.) и 1000 сайтов, которые должны были попасть под вторую волну (Александр Садовский в интервью Мелиссе МакДоналд от 26 мая 2015 г). Волн «Минусинска» уже насчитали несколько (последняя наблюдалась 15 июля), но ясности в масштабе санкций не прибавилось – сотрудники Яндекса цифрами пока больше не делятся. А представители ссылочных агрегаторов, поначалу резво принявшиеся подсчитывать оштрафованные сайты, вскоре также перестали делиться этой информацией. Возможно из-за того, чтобы не подогревать начавшуюся среди покупателей ссылок панику.

А то, что паника действительно началась, можно судить по откровениям некоторых линк-брокеров (так традиционно принято называть тех, кто имеет отношение к индустрии ссылкоторговли – владельцев площадок под продажу ссылок и посредников, зарабатывающих на размещении ссылок на таких площадках) на страницах отраслевых форумов, в т.ч. и Searchengines.Guru, о том, что с момента ввода «Минусинска» наблюдается падение размещаемых на их площадках ссылок на 30-40%. Что, в общем-то, коррелирует со словами Екатерины Гладких о наблюдаемом в Яндексе сокращении доли SEO-ссылок. К сожалению, достоверных официальных данных от ссылочных бирж и агрегаторов по этому поводу, по понятным причинам, вряд ли стоит ожидать.

Несомненно, одно из главных событий прошедшего периода – это снятие санкций с некоторых сайтов, попавших под «Минусинск». Первые сайты вышли из-под санкций в двадцатых числах июня – всего лишь через месяц после попадания под них. Хотя при объявлении о вводе алгоритма «Минусинск» сотрудниками Яндекса озвучивались более длительные сроки действия санкций – порядка полугода. Условием для снятия санкций у первых «счастливчиков» послужило масштабное снятие ими SEO-ссылок. На примере двух вышедших из-под санкций сайтов можно убедиться в этом. Согласно показаниям сервиса Megaindex, сайты k-n-d.ru и mir-krepega.ru были одними из лидеров поисковой выдачи Яндекса в своих тематиках, и резко потеряли позиции в Яндексе в апдейт 15 мая – первую волну «Минусинска»:

Оба сайта до апреля месяца имели примерно одинаковое количество входящих ссылок (порядка двух тысяч ссылающихся доменов у каждого), и начали активно снимать их в апреле, видимо, после получения «писем счастья» от Яндекса с предупреждением о возможных санкциях из-за плохого ссылочного профиля. К настоящему моменту оба избавились от подавляющего большинства входящих ссылок (осталось порядка трех сотен ссылающихся доменов у одного у одного и порядка сотни у другого):

Также оба сайта восстановили все утраченные позиции в выдаче Яндекса к 21-му июня:

Так как исследуемые сайты избавились от подавляющего большинства входящих ссылок, на мой взгляд, их можно считать хорошими индикаторами процессов, происходящих в Яндексе с ссылочным ранжированием по коммерческим запросам. Тем более, что тот факт, что с них были сняты санкции, красноречиво свидетельствует о том, что снятие SEO-ссылок было зафиксировано алгоритмом, и ссылочный профиль этих сайтов значительно улучшился с точки зрения «Минусинска».

Тем временем вся оптимизаторская общественность с нетерпением ждала полноценнного ссылочного апдейта, которого не было с самого ввода «Минусинска». И вот 26 июня и 6 июля анализатор апдейтов Евгения Трофименко наконец-то их зафиксировал. Данный анализатор фиксирует ссылочные апдейты по попаданию в анкор-файлы тестовой страницы текстов новых ссылок, в которых прописана текущая на момент их индексации дата. То есть можно сказать определенно, что новые ссылки, проставленные с момента ввода «Минусинска», проиндексировались, и их тексты попали в анкор-файлы акцепторов.

Интересно проанализировать, как изменились позиции наших сайтов-индикаторов по сравнению с «доминусинской эпохой». За отправную точку возьмем середину апреля, когда исследуемые сайты начали снимать ссылки. Удивительно, но колебания позиций оказались в пределах статистической погрешности:

Подобная картина, на мой взгляд, может означать следующее:

1) Снятые ссылки действительно не работали, и поэтому их исчезновение из индекса при пересчете ссылочных факторов никакого влияния на позиции не оказало.

2) Хотя новые ссылки попадают в индекс, а их тексты – в анкор-файлы акцепторов, и, с другой стороны, снятие ссылок фиксируется в ссылочном профиле, но, тем не менее, собственно в ранжировании значения ссылочных факторов «заморожены» на «доминусинском» уровне.

Хотя, на мой взгляд, первая версия выглядит более правдоподобной, но и вторая, как она ни парадоксально звучит, на мой взгляд, имеет некоторое право на существование. Дело в том, что отключение ссылочных факторов анонсировалось только по ограниченному числу запросов московской выдачи. А на «Минусинск» таких ограничений не накладывалось. С другой стороны, Александр Садовский в своем минском докладе торжественно обещал, что те сайты, которые снимут SEO-ссылки, не потеряют позиций. Чтобы подкрепить это обещание, необходимо было алгоритм, не учитывающий SEO-ссылки, расширить на все коммерческие запросы во всех регионах. Если бы это было сделано до «Минусинска», то вызванные этим расширением волнения в поисковой выдаче были бы обязательно замечены. Как они были замечены, например, в июньской волне апдейтов прошлого года, о которой я писал в статье «Июньские апдейты Яндекса: отмена ссылочного затрагивает новые тематики». Но перед вводом «Минусинска» никаких аномальных волнений в выдаче зафиксировано не было. А если подобного расширения не произошло, то не совсем понятно, чем будут подкрепляться гарантии Александра Садовского.

Если SEO-ссылки по конкретному коммерческому запросу продолжают учитываться со знаком «плюс», то сайты, снявшие ссылки с анкорами, содержащими ключевые слова из этого запроса, неизбежно потеряют в ранжировании. Возможно сотрудники Яндекса сами себя загнали в угол, и теперь заморозка значений ссылочных факторов вызвана именно необходимостью обеспечивать данные гарантии. Но, в любом случае, она не может длиться вечно, и очередные ссылочные апдейты будут все больше и больше прояснять картину.

И на закуску - самое любопытное. Надеюсь, изучая два последних скриншота, вы заметили, какое влияние оказало снятие SEO ссылок на позиции исследуемых сайтов в Google? Правильно – тоже почти никакого. Уж Google-то точно нельзя заподозрить в заморозке «доминусинских» значений ссылочных факторов, так как он к этому алгоритму никакого отношения не имеет. Остается два варианта – либо поисковый робот Google настолько неспешен, что еще не зафиксировал исчезновение ссылок, либо снятые ссылки не работали и в Google. Вам какая из версий больше нравится?

В общем, Минусинск продолжает полет, а мы продолжаем за ним наблюдать.

Спам в микроразметке: как выйти из-под санкций с минимальными потерями

Автор: Тони Эдвард (Tony Edward) – старший менеджер по SEO в агентстве Elite SEM, консультант по поисковому маркетингу в NYU...

Поисковые подсказки в помощь оптимизатору: немного усилий – максимум результатов

Автор: Джейми Пресс (Jamie Press), директор отдела поискового маркетинга в агентстве White Chalk Road

5 важнейших отчетов Google Analytics для SMM

Автор: Кеван Ли (Kevan Lee), разработчик контента для сервиса Buffer. Источник: business2community...

Подводные камни при работе с ключевыми словами в Яндекс.Директе

На первый взгляд, настройка контекстной рекламы - это проще-простого

Разбор алгоритма Минусинск. Практические выводы

Объявленная недавно Яндексом эпоха Минусинска внесла серьезную смуту в ряды оптимизаторов

О пользе мета-тега «referrer» в эпоху шифрования

Источник