Как Google манипулирует выдачей: итоги расследования FTC США

Авторы: Рольф Уинклер (Rolfe Winkler) и Броди Маллинс (Brody Mullins)

Источник: The Wall Street Journal

В отчёте, составленном сотрудниками Федеральной торговой комиссии (ФТК) США, появились новые подробности того, как Google манипулирует результатами поисковой выдачи. Поисковик давно обвиняли в том, что он предоставляет собственным сервисам самые лучшие позиции в результатах выдачи вне зависимости от того, насколько релевантной запросу пользователя окажется предлагаемая услуга.

В ходе продолжительного расследования, сотрудники ФТК США обнаружили, что Google выводит результаты поиска авиарейсов, предоставленные собственным инструментом поисковика, выше результатов, предоставляемых другими сайтами и сервисами. Результаты поиска сервиса Google Покупки также оказываются выше результатов, которые предоставляют другие сервисы сравнения торговых предложений. Даже если пользователи начинают кликать по результатам в другой последовательности, страницам сервисов Googlе, отводятся наиболее выигрышные позиции. Также в ходе расследования специалистам ФТК удалось выявить и другие нарушения со стороны Google.

Данные отчёта остаются справедливыми по отношению к бизнесу Google даже после того, как поисковая система увеличила число вертикальных поисковиков и заметно расширила список собственных сервисов, предлагающих коммерческие услуги. Только в этом месяце Google запустил поиск услуг по страхованию автомобилей. Новый сервис позволяет пользователю мгновенно сравнить между собой несколько предложений от различных компаний. Поиск автомобильных страховок от Google стал прямым конкурентом сервиса от Allstate Corp. Аналогичным образом Google соперничает с ресурсами по поиску отелей и бронированию жилья, такими как: TripAdvisor Inc. и Expedia Inc.

В ключевых моментах отчёт сотрудников ФТК подтверждает заявления оппонентов Google, которые обвиняют компанию в доминировании на рынке и несправедливой конкуренции. Так, например, представители локального поисковика Yelp в ходе расследования публично заявили о том, что Google неправомерно копирует отзывы ресурса, а также несправедливо отводит лучшие позиции в выдаче собственным сервисам.

Ключевые пункты отчёта ФТК напрямую указывают на данный недостаток. Подобная ситуация вынудила Эрика Шмидта (Eric Schmidt), ранее - исполнительного директора, а ныне – председателя совета директоров Google, сделать официальное заявление о том, что данные результатов поиска Google невозможно фальсифицировать, поскольку алгоритм поиска обрабатывает всю информацию в режиме реального времени. «Могу заверить вас в том, что мы не формируем результаты выдачи заранее», – отметил он.

«После 19 месяцев расследования, в ходе которого было проанализировано около 9 млн. документов, и проведен ряд многочасовых тестирований, сотрудники ФТК и все 5 председателей Комиссии ФТК сошлись во мнении, что не следует принимать какие-либо меры против Google. Все результаты справедливо ранжируются и показываются в поиске», – комментирует ситуацию старший юрисконсул Google Кент Уокер (Kent Walker). Об этом он публично заявил 17 марта 2015 года: «Мы регулярно пересматриваем наш поисковый алгоритм и вносим в него свыше 500 изменений в год. Это помогает нашим пользователям находить именно ту информацию, в которой они нуждаются. Мы создали поиск для пользователей, а не для веб-сайтов- именно этой концепции будут подчиняться все наши улучшения поисковой системы в ближайшие 5 лет».

Ниже представлен полный перечень решений и заключений экспертов Федеральной торговой комиссии США, в которых напрямую указано, что Google в той или иной степени манипулирует результатами поисковой выдачи:

По заявлению представителей Google, намеренное продвижение специализированных вертикальных сервисов самого поисковика позволяет пользователям в считанные секунды получать в выдаче гораздо больше качественной и релевантной информации. Этот аспект стал особенно важным в мобильную эпоху. Многочисленные переходы на страницы, не соответствующие запросам пользователей, и последующие возвращения людей на SERP вызывают крайнее раздражение у владельцев мобильных устройств, вынужденных осуществлять поиск на ходу.

Представители ФТК также обнаружили, что Google частично продвигает свои сервисы потому, что попросту боится потерять существенную долю пользователей поиска и, как следствие, уступить долю рекламной прибыли таким соперникам как Yelp и TripAdvisor.

Один из способов, за счёт которого Google пытается продвинуть собственные результаты поиска – это изменение принципов и факторов ранжирования. Исторически Google ранжировал сайты, основываясь на измерении таких показателей, как количество ссылок, ведущих на сайт, или количество кликов пользователей по результатам поисковой выдачи.

Однако Марисса Мейер (Marissa Mayer), которая на тот момент работала в должности вице-президента Google по продукции, заявила, что Google не использует показатель CTR при назначении позиций в SERP собственным сайтам и сервисам: при ранжировании поисковая система отводит им слишком низкие позиции.

В настоящее время Марисса Мейер занимает пост исполнительного директора Yahoo Inc., а представители пресс-службы компании воздержались от комментариев по данной теме.

Несмотря ни на что, Google стремится алгоритмически продвигать собственные сервисы для специализированного поиска, создавая тем самым ощутимые помехи конкурентам. К такому мнению в итоге пришли представители ФТК США. Так, например, результаты выдачи Товарного поиска Google всегда оказываются в выдаче выше аналогичных результатов, предоставляемых другими сайтами сравнения товаров. Аналогичная ситуация сложилась даже, когда результаты локального поиска Yelp признали наиболее релевантными запросам пользователей. Несмотря на высокий рейтинг Yelp, Google в основной выдаче ранжировал страницы с результатами собственного локального поиска выше страниц сервиса-конкурента.

К аналогичному мнению не раз приходили и другие регуляторы, так Антимонопольный комитет Европы в 2013 году официально заявил о том, что Google использует принципиально иной алгоритм ранжирования по отношению к собственному контенту.

Чтобы поддерживать высокие позиции страниц собственного локального поиска Google нередко заимствует контент с сайтов-конкурентов. Согласно заключению ФТК США, Google копировал с сайта Amazon информацию о том, насколько успешно продаются те или иные товары, а затем использовал эту информацию в собственной выдаче при показе результатов товарного поиска. Представители Amazon комментировать инцидент отказались.

Одновременно с тем, как Google активно продвигает собственные результаты, он также периодически намеренно понижает в выдаче позиции конкурентов. Об этом также свидетельствуют данные отчета FTC США. Так, например, при формировании результатов поиска товаров, Google размещает сайты сравнения товаров ниже результатов ТОП-10 выдачи. Согласно отчёту, в ходе предварительных тестовых испытаний пользователи Google оценили данное изменение, как негативное. Только после того, как Google не менее 4 раз изменил свой поисковый алгоритм и критерии ранжирования, пользователи начали относиться к результатам выдачи несколько более снисходительно.

По мнению экспертов Федеральной торговой комиссии, инвестиции Google в кардинальную переработку поискового алгоритма для отдельных категорий поиска полностью окупились: поисковику удалось перенаправить значительную часть органического поискового трафика с сайтов конкурентов на собственные специализированные ресурсы.

Самый полный чек-лист для технического аудита сайта: версия 2015

Автор: Джефф Кеньон (Geoff Kenyon) – ведущий консультант по маркетингу в Distilled и Moz. Живет и работает в США, штат Калифорния

Продвижение поисковых подсказок. Анализ алгоритма ранжирования

Николай Хиврин, CEO ALTWeb Group Тема поисковых подсказок на сегодняшний день является одной из самых жарких и актуальных

Сохраненная копия в Яндексе – не верь глазам своим

Сохраненная копия документа является одним из важнейших инструментов в работе оптимизатора

Юрий Сукач: «SEO-Security: как извлечь пользу из попытки конкурентов завалить ваш сайт»

12 марта на конференции для специалистов поисковой оптимизации SEMPRO 2015 выступил руководитель отдела SEO в компании SEO-Studio Юрий Сукач с докладом на тему: «SEO-Security...

Елена Камская: «Фильтры и санкции поисковых систем в 2015 году»

12 марта 2015 года в Киеве прошла конференция для специалистов поисковой оптимизации SEMPRO 2015...

Олег Саламаха: «Коммерческость запросов. Что это и как применять на практике»

12 марта в Киеве состоялась конференция для специалистов в области поисковой оптимизации SEMPRO 2015. CEO Prodvigator...