Разделы статей

Календарь событий


Май 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11
12
12.05.2016
Конференция: AdTech Russia ( Москва 12.05 - 12.05)
13
13.05.2016
Конференция: VideoDays 2016 ( Москва 13.05 - 14.05)
14 15
16 17 18 19
20
20.05.2016
Конференция: Пятая Вебмастерская Яндекса ( Москва 20.05 - 20.05)
21 22
23 24
25
25.05.2016
Конференция: Российская Неделя Маркетинга ‘2016 ( Москва 25.05 - 28.05)
26 27
28
28.05.2016
Конференция: Mobile Beach Conference 2016 ( Украина 28.05 - 29.05)
29
30
30.05.2016
Конференция: XI Санкт-Петербургская интернет-конференция (СПИК) 2016 ( Санкт-Петербург 30.05 - 31.05)
31
Июнь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
02.06.2016
Вечерний семинар: Московская презентация Baltic Digital Days 2016 ( Россия 02.06 - 02.06)
3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28
29
29.06.2016
Конференция: Yet another Conference on Marketing 2016 ( Россия 29.06 - 29.06)
30
 


SEO Блог

Статьи

Поиск

Новый алгоритм Калининград: Чем чаще мы спрашиваем Яндекс, тем лучше он нас понимает

Прислано:13.12.2012 в 10:57

Раздел: Поисковые системы


Вчера, 12.12.12, Яндекс анонсировал запуск новой поисковой платформы Калининград, персонализирующей поисковые подсказки и результаты поиска.

Главная цель персонализации поиска, как ее видит Яндекс, – отдавать правильный, подстроенный под пользователя, ответ по неоднозначным запросам. Так, если пользователь приходит в Яндекс первый раз, то ему будет показана разнообразная выдача, если же он уже пользовался несколько раз поисковой системой, и у Яндекса есть некая история его поведения, то выдача пользователю будет показываться персонализированная, с учетом его интересов.

Таким образом, Калининград работает для всех, для кого достаточно информации. В то же время в поиске работает адаптивный механизм, который включается, как только появляется достаточное количество данных. Пользовательские данные пересчитываются раз в сутки, около 10 запросов и 20 кликов по выдаче уже достаточно для того, чтобы начать получать персональную выдачу.

Польза от персонализации ранжирования измеряется при помощи пользовательских метрик. Учитывается кликабельность первых позиций, а также доля ответов, по которым не было кликов. По словам Андрея Стрелковского, разработчика службы ранжирования Яндекса, результаты персонализируются более чем в половине всего потока, то есть, в среднем, для 75-80% запросов пользователя происходит изменение состава ТОП 10 выдачи. В целом это 114 миллионов запросов в день.

Персональные ответы появляются как в списке результатов поиска, так и в подсказках. Яндекс формирует их на основе анализа поискового поведения пользователя:

Еще год назад список поисковых подсказок был практически одинаков для всех, отличаясь только от страны к стране и от города к городу. Персонализация подсказок началась с добавления в список запросов, недавно заданных пользователем поиску (выделяемых фиолетовым цветом). Теперь, как видим, список поисковых подсказок стал для каждого свой, отражающий интересы каждого конкретного пользователя.

По умолчанию персональный поиск работает для всех, кто достаточно часто пользуется поиском. И чем больше запросов задает человек, тем лучше поиск его понимает. Если запросов и переходов к найденным ответам слишком мало, персональный поиск просто отключается. И снова включается, когда человек начинает задавать достаточное количество вопросов. Впрочем, каждый пользователь может сам решать, нужен ему персональный поиск или нет. Его можно в любой момент включить или отключить в настройках поиска:

«Лучше видеть чистую органическую выдачу, чем искаженную сомнительными представлениями разработчиков о том, кто как должен себя вести на странице результатов поиска», - считает Сергей Людкевич, руководитель отдела аналитики WebEffector, призывая всех здравомыслящих людей отказаться от учета истории поиска. И большинство SEO-специалистов с ним солидарны, считая, что персонализированный поиск должен быть по умолчанию выключен, и включаться лишь по желанию каждого конкретного пользователя.

Очень многие оптимизаторы отнеслись к персонализации выдачи положительно. Так, Василий Ткачев, руководитель проекта All in Top даже назвал это радостным событием, «потому, что наконец-то начнут думать о посетителе, а не о позициях. Ведь Google ввел персонализацию, и никто даже не плакал, а Яндекс ввел - сразу плач Ярославны.

Сейчас происходит ломка стереотипов, - считает Василий. - Раз seo-шники сами не смогли, пришло указание сверху, которое заставит думать наконец. Для клиентов и олдскульщиков спамеров - будет трудно на первом этапе, но выиграют те, кто сможет диверсифицировать свою работу и предложить новую услугу».

С ним солидарен и Олег Сахно, главный интернет-маркетолог компании ИнтерЛабс, который также уверен в том, что при современном подходе к поисковому продвижению персонализация выдачи не ставит палки в колеса оптимизаторам. «Возможно, персонализация даже упрощает положение, - говорит Олег. - Базовые показатели эффективности остаются неизменными: количество пользователей на сайт из органической выдачи, посещение целевых страниц, совершение эффективных действий. Если эти показатели имеют положительный тренд, то и без таблицы с позициями поисковых запросов можно сделать вывод о результативности поискового продвижения сайта.

Пользователям же персонализация может принести помимо радости обладания уникальным продуктом (своя формула ранжирования) и огорчения. Все мы видим, как нас преследует Директ на всех сайтах интернета, достаточно одного коммерческого запроса. Так же остается открытым вопрос об актуальности: если я когда-то искал автосервис для предпродажной подготовки автомобиля конкретной марки, в течении какого времени мне нельзя поменять автомобиль, чтобы сохранить выдачу релевантной?».

Подобными же вопросами задается и Станислав Ставский, аналитик веб-поиска, компания Eruditor-Group, который также говорит о том, что с пользовательской точки зрения ему не всегда хочется получать персонализированную выдачу. «Часто бывает, что я хочу составить объективное представление о предмете своего поиска – например, если стоит задача выбрать лучший планшетный компьютер, мне бы не хотелось чтобы по запросам типа [лучший планшет] выдача была переполнена брендом или маркой, которые я изучал в недавнем прошлом. Надеюсь, все это учтено Яндексом, равно как предусмотрено понижение приоритета персонализации в ранжировании, в том случае, если персонализированные результаты пользователю не нравятся».

Специально для иллюстрации возможностей и особенностей персонального поиска, Яндекс создал инструмент, демонстрирующий изменения выдачи для отдельных пользователей. Для этого были придуманы несколько персонажей, с определенными интересами и определенной историей поведения в поиске, на основе которых и строилась их персональная выдача:

Посмотреть, как могли бы различаться ответы на один и тот же вопрос для людей с разными интересами, можно здесь.

Михаил Сливинский, руководитель отдела поисковой аналитики, Wikimart: «Жаль, что инструмент просмотра серпов от лица специфических пользователей ограничен по полноте и функционалу. Было бы интересно полистать выдачу. За юмор в духе «вы нашли редкого пользователя» - отдельное спасибо:).

Теперь серьезно. Это масштабное изменение, затрагивающее половину результатов в ТОП10, по словам Андрея Стрелковского. Думаю, что для качественных сайтов нет существенного риска потерь. В конце концов, если ваш сайт решал задачу для какой-то группы пользователей, какой смысл отбирать у вас трафик и лишать пользователей счастья?».

Многие оптимизаторы также уверены, что с введением персонализации выдачи остается все меньше возможностей для предоставления недорогой услуги для клиента. Также, как и с предыдущими нововведениями, поднимается порог вхождения в число тех, кто получает клиентов из сети для своего бизнеса. Теперь еще больше будет востребован всесторонний интернет-маркетинг, в том числе работа с социальными сетями и развитие бренда. SEO окончательно перестало быть простой покупкой ссылок, для качественной работы оптимизатора требуется все более глубокое погружение в тему бизнеса клиента.

Об этом говорит и Сергей Кокшаров, автор блога Devaka.ru, который считает, что SEO это уже давно не только позиции, но и трафик. И теперь борьба за позиции должна сместиться в сторону борьбы за аудиторию.

«Персонализация это хорошо и неизбежно, - комментирует Сергей. - Рекомендательные системы активно развиваются в последние несколько лет. Крупные сервисы, оперирующие большими объемами информации, уже давно начали внедрять эти системы - Amazon предлагает нам товары, в которых мы скорей всего заинтересованы, Facebook рекомендует друзей, YouTube в своей рассылке предлагает то видео, которое скорей всего нас заинтересует... Все эти рекомендации зависят от нашего поведения в прошлом. Поисковые системы это одни из тех платформ, где неизбежно внедрение рекомендательных сервисов, чем и является персонализация, основанная на истории поиска, кликов или на истории поиска наших друзей (если поисковик оперирует социальными связями)».

Итак, в поисковую платформу Калининград вошли следующие продукты, являющиеся частью персонального поиска:

1. Персональные результаты поиска

Яндекс предлагает пользователю ответы, которые подходят именно ему. Для этого используется формула ранжирования, учитывающая поисковую историю конкретного человека, а также предпочитаемый им язык общения - русский или английский (поисковая платформа Рейкьявик).

2. Персональные подсказки

Пользователь видит среди поисковых подсказок запросы, которые задают люди с похожими поисковыми интересами. Для этого было выделено 400 000 групп пользователей, которым интересны одни и те же темы.

3. Сиреневые подсказки

Яндекс добавляет в подсказки недавние запросы пользователя. Такие подсказки выделяются сиреневым цветом. По статистике Яндекса, 24% своих запросов пользователи уже задавали раньше. Сиреневые подсказки помогают им мгновенно повторить свой вопрос.

4. Любимые сайты в подсказках

Многие люди пользуются поиском для навигации. Яндекс запоминает сайты, к которым пользователь часто переходит из результатов поиска, и добавляет их в подсказки. Ежедневно пользователи делают 3,3 миллиона кликов по персональным навигационным подсказкам. В неделю этой функциональностью пользуются 18 миллионов человек.

5. Моментальные подсказки

При выборе подсказок Яндекс учитывает, какие запросы характерны для каждой конкретной поисковой сессии. Отвечая на один вопрос, поисковая система определяет, о чем дальше может спросить человек, и добавляет подходящие предположения в следующий набор подсказок.

Ежедневно Яндекс показывает подсказки, учитывающие предыдущий запрос, 53 миллиона раз.

Персональный поиск экономит пользователю 14% того времени, которое он обычно тратит на поиск. Это в среднем восемь минут дополнительного свободного времени в неделю. Хватит, чтобы выпить чашечку кофе или позвонить родителям:)

Несколько вопросов об особенностях персонализации выдачи мы задали Денису Рогачевскому, менеджеру поисковых проектов Яндекса:

- Касается ли персонализация только непосредственно выдачи самого Яндекса? Партнерские поиски, например, поиск на Рамблере, а так же поиски по сайтам, не фиксируют историю поведения пользователя и не персонализированы?

- Да, речь идет только о выдаче Яндекса, на партнерах это не отразится.

- Несмотря на то, что можно было бы предположить, что сайты, на которые человек ходит часто, будут показываться выше, некоторые оптимизаторы отметили, что почему-то у их клиентов происходит наоборот, и в выдаче этих клиентов их сайты оказываются по запросам ниже, чем в выдаче, которую получают различные сервисы мониторинга. Такое может быть, и если может, то как это может получиться?

- Да, такое может получиться. Оптимизатор или владелец сайта, когда задает запрос, не имеют какой-либо информационной потребности, и их поведение в результатах поиска не естественно для тех, кто действительно ищет информацию. Более того, они запросто могут регулярно кликать по сайтам конкурентов, чтобы узнать, что там происходит. Так что это может быть классическим примером квантовой механики, когда наблюдение влияет на наблюдаемое :)

- Сейчас широко распространены различные виды накруток факторов, влияющих на выдачу. Нет ли опасений, что теперь будут «накручивать» сессии запросов для получения нужных подсказок?

- Безусловно, черные оптимизаторы всегда стараются использовать наши нововведения не так, как мы планировали. Мы боремся с подобными явлениями, и с такими накрутками тоже будем бороться.

Станислав Ставский: «В любом случае хочу поздравить Яндекс, так как примерно представляю объем работы и порядок проблем, которые необходимы для поголовного внедрения персонализации. Изменение логики оценки качества результатов поиска, внедрение новых KPI, дополнительные ресурсы на обработку данных - все это дело не одного дня и не одного человека. Желаю удачи ребятам из поисковой команды Яндекса!»

Мы также присоединяемся к поздравлениям, и продолжим следить за тем, как Калининград меняет нашу жизнь:)

P/S Свои вопросы, относительно работы нового алгоритма оставляйте в комментариях к этой статье, мы обязательно постараемся получить на них ответы у представителей Яндекса.

Оксана Мамчуева

Станислав Ставский, Михаил Сливинский, Олег Сахно, Василий Ткачев, Сергей Людкевич, Яндекс




Новости по теме:

Статьи по теме:

В блогах по теме:

Пресс-релизы по теме:

 

РЕКЛАМА

Новости

Пресс-релизы