MAD Conf 2014: «Факторы восприятия интерфейсов»

8 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге в гостиничном центре Park Inn by Radisson Пулковская прошла конференция-форум «Marketing & Advertising Day». Организатором мероприятия выступила компания Movebo. Участники форума обсудили различные аспекты и тренды в SEO, вопросы контекстной рекламы, тонкости аналитики, конверсии, монетизации и многое другое. В этом году на MAD Conf  доклады представили более 20 лучших спикеров Рунета, мероприятие проходило в два насыщенных потока.

Вторую секцию Потока Б продолжил Ярослав Табаков, выступив с докладом: «Факторы восприятия интерфейсов». Спикер предложил практические рекомендации, связанные с проектированием интерфейсов сайта.

Традиционное определение юзабилити звучит следующим образом: степень, с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью. Как видно такое определение – весьма условно, в нём не хватает четких критериев измерения качества юзабилити. Чтобы оно стало эффективным, важно ясно понимать сегменты целевой аудитории, цели и задачи пользователей, их предпочтения и ожидания. Не менее важно понимать, как человек принимает решения, и что уже знает о продукте.

Применительно к сайту следует оценивать, насколько эффективно посетитель решает задачи, сколько их он успевает решить, возвращается ли на сайт впоследствии. Люди приходят не просто покупать – так они решают свои житейские задачи.

На восприятие информации влияют психология и физиология пользователя, поведение посетителя сайта подчиняется законам психологии, и это важно для юзабилити.

Память человека состоит из трех подсистем: сенсорное хранилище сохраняет визуальные образы (иконическая информация) и звуки (эхоическая). Такая память действует 0,1-0,5 с. Второй уровень – кратковременное хранилище, оперативная память, которая хранит 7 +/- 2 единиц нового материала. Существует также долговременная память, ее емкость практически безгранична.

Текст и изображение задействуют разные области мозга для восприятия. Важно грамотно предоставлять людям информацию: особым образом группировать ее, выделять заголовки, чтобы страница стала эффективной и привлекала целевую аудиторию.

Пример неудачного дизайна и юзабилити странцы могут выглядеть следующим образом:

Более удачный вариант дизайна выглядит так:

Любые списки нужно дробить на части. Человеческому сознанию трудно воспринимать перечень длиннее 7 пунктов. Меню на сайтах или фильтры в поиске нередко становятся настоящей пыткой для посетителя, потому что заставляют его напрягать свою память и внимание просмотром длинных списков. Поэтому их надо разбивать на логические блоки.

При разработке интерфейса сайта важно учитывать законы композиции – они действительно работают. История искусства и юзабилити-тестирования показывают, что люди подсознательно идеально воспринимают страницу, созданную по всем правилам классической композиции. К примеру, когда при разработке их интерфейса учитывались: правило Cпирали Фибоначчи, и принципа золотого сечения. Спираль Фибоначчи как схема для карточки товара выглядит так: сверху название товара или услуги, слева изображение, справа описание товара и его ключевые характеристики, снизу справа цена и кнопка «Купить».

Большое количество информации можно представить на экране эффективно, например, используя принцип акцентов. Акцентируем три момента: размер, цвет, форму.

В современном интернете мы все чаще сталкиваемся с размещением информации плитками, поэтому уместно использовать принцип близости элементов: симметричное размещение визуальной информации и подписей, надписей и заголовков к ним.

Взгляд человека по странице движется нелинейно и скачкообразно. Управлять вниманием посетителя сайта – значит фокусировать его на определенных локусах.

Таких зон не должно быть много. Важно обратить внимание пользователя на нужные элементы страницы:

Еще одно важное правило, актуальное для целевых страниц и рекламных объявлений. Мозг человека легко идентифицирует людей на изображениях, а взгляд «цепляется» за такую картинку.

Чтобы изображение человека не отвлекало пользователя от основной информации, можно сделать перенос внимания на контент (когда человек на фото смотрит на рекламируемый или значимый объект на странице).

Рассуждая о том, сколько элементов располагать на странице, докладчик привёл показательный пример: на одном дегустационном столе посетителям предлагали 6 видов джема, а на другом – 26. К первому столу подошли 40% посетителей, а ко второму – 60%. Однако большинство попробовали 2-3 вида джема на обоих столах, независимо от богатства ассортимента. При этом купили с первого стола больше 30%, а со второго – всего 3%. Этот пример хорошо иллюстрирует принцип борьбы с избыточностью элементов графического дизайна на странице сайта.

«Дайте людям не только богатство выбора, но и инструменты, помогающие сделать выбор. Вдохните жизнь в юзабилити. Работайте с картой взглядов, сделайте фильтр наглядным, используйте тепловую карту внимания», – подытожил докладчик.

События минувшего года: как менялось SEO в 2014

Автор: Эрин Эверхат (Erin Everhart) – специалист по разработке стратегий интернет-маркетинга, специализируется на контент-продвижении и SEO

Как оптимизаторы пережили 2014 год

Подходит к концу 2014 год, символом которого в памяти оптимизаторов навсегда останется введение бессылочного ранжирования Яндексом, а также вынужденная необходимость серьезно...

SEO-итоги 2014 года: от ссылочных к поведенческим и коммерческим факторам

В последнем выпуске рассылки уходящего года мне хотелось бы подвести итоги событий, случившихся на отечественном рынке SEO в 2014-м году

MAD Conf 2014: «Нюансы в подготовке специалистов по поисковому продвижению»

8 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге в гостиничном центре Park Inn by Radisson Пулковская прошла конференция-форум «Marketing & Advertising Day»...

Коммерческие факторы ранжирования сайтов. Тренды 2014–2015

Одной из актуальных тем конференции IBC Russia 2014 стало обсуждение влияния коммерческих факторов на ранжирование сайтов в 2014–2015 годах

Живой щит для каши из топора

В своей предыдущей статье «Борьба за кнопку «Бабло» я писал о возросшей активности сервисов по накрутке поведенческих факторов