Об использовании спецоператоров при настройке кампаний в Директе

Спецоператоры — это специальные символы, которые можно добавлять к ключевым фразам. Они позволяют определять тип соответствия ключевой фразы тому запросу, который вводит пользователь.

Все, кто мало-мальски знаком с Яндекс.Директом, сталкивались с определением «спецоператоры». Это важный и достаточно простой инструмент, который позволяет рекламодателю точнее таргетироваться на свою целевую аудиторию. Но, несмотря на свою простоту, спецоператоры часто используются неправильно. Поэтому мы дадим несколько советов, которые помогут избегать распространённых ошибок.

Автор: Евгений Лебедев, руководитель службы оптимизации рекламы в Яндекс.Директе

Спецоператоры — это специальные символы, которые можно добавлять к ключевым фразам. Они позволяют определять тип соответствия ключевой фразы тому запросу, который вводит пользователь.

Мы рассмотрим основные спецоператоры:

+ (плюс). Принудительно учитывает предлоги, местоимения и другие, так называемые, стоп-слова, которые обычно игнорируются поисковой системой из-за слишком высокой частотности.

" " (кавычки). Позволяют показывать рекламу только тем пользователям, чей поисковый запрос почти совпадает с ключевой фразой — то есть в нём используются те же слова, но, возможно, в другом порядке и в других формах. При этом стоп-слова учитываются.

! (восклицательный знак) строго закрепляет написание слова из ключевой фразы ровно в том виде, как она использована в рекламной кампании.

[] (квадратные скобки) фиксируют порядок слов в поисковом запросе.

Подробное описание основных спецоператоров есть в Помощи по директу (всех, кроме квадратных скобок. Они работают для очень маленького круга рекламодателей и при этом часто становятся причиной ошибок в других кампаниях. Поэтому в рамках эксперимента мы рассказывали о них поменьше. Но сейчас хотим быть максимально открытыми и вместе с вами разобрать сложные случаи).

Есть противопоказания

Со всеми спецоператорами следует руководствоваться принципом «не навреди». Если вы не знаете, зачем вам нужен спецоператор, не используйте его. Иначе можно столкнуться с ситуацией, когда в вашей рекламной кампании будет крайне мало показов — а значит, мало будет и кликов, и целевых действий.

Допустим, мы занимаемся продажей квартир в Клину. И у нас есть рекламная кампания с объявлением:

Здесь использованы и плюс, и кавычки и восклицательный знак. И все — напрасно. Главный риск в работе со спецоператорами — «отсечение» части целевой аудитории. Чтобы оценить объём аудитории (т.е. количество показов) по тому или иному запросу, воспользуемся инструментом «Подбор слов»:

В таблице видно, что использование спецоператоров привело к существенным потерям охвата аудитории.

Оператор ! зафиксировал словоформу <купите>, по которой вообще нет показов. В основном пользователи в запросах используют нормальную форму слова, то есть <купить>. Всего у этого слова 49 разных словоформ (купите, куплю, купят, купи и т.д.). А ! фиксирует лишь одну.

Оператор " " зафиксировал слова, предлоги и их количество в запросе. Словоформы при этом не фиксируются. И отсёк такие целевые запросы, как <купить однокомнатную квартиру в клину>, <однокомнатные квартиры клин>, <цены на однокомнатные квартиры в клину> и т.д.

Оператор + зафиксировал обязательное наличие предлога <в> в запросе пользователя. Это отсекло показы по запросу <двушки клин>, <купить двушки клин> и т.д.

Конечно, не все показы по словам без спецоператоров можно отнести к целевым, но вместо того, чтобы сокращать охват в 10 раз оператором " ", эффективнее использовать минус-слова. Кстати, <-> (знак «минус») — тоже разновидность спецоператоров, но у него — своя специфика. Поэтому минус-слова мы подробно разберём в отдельной статье.

Когда без спецоператоров не обойтись

Иногда спецоператоры необходимы. Например, есть слово <кий> со словоформами <киев> и <кия>. И чтобы не попасть в ситуацию, когда по запросу <купить кий> вы показываете рекламу автомобилей, нужно использовать оператор !. Тогда ключевая фраза будет выглядеть так – <купить !Кия>.

Рассмотрим ещё один пример. Представим, что мы продаём питьевую воду с доставкой на дом. В этом случае ключевая фраза <вода на дом> выглядит вполне уместно. Но тут себя проявляет всё многообразие великого и могучего русского языка. Оказывается, что просто поменяв слова местами, мы получаем уже совсем другой запрос: <дома на воде>. А этот поисковый интерес уже совершенно из другой области – строительство плавучих домов на воде. Однако рекламная выдача полностью посвящена доставке воды:

Если бы мы рекламировали именно дома на воде, все было бы достаточно просто – мы бы закрепили нужное нам написание — <дома +на !воде>. Но что делать, когда нам нужно исключить ненужное написание запроса? Здесь на помощь приходит комбинация минус-слов и спецоператоров. В нашем случае эту задачу можно решить так: <вода на дом -!воде>.

И, наконец, есть запросы почти целиком состоящие из стоп-слов — например, <одни из нас игра>. Без спецоператора система просто не поймёт, что тут нужно учесть все четыре слова, а не только последнее. И показы будут идти по слишком широкому запросу <игра>. Чтобы этого не произошло, такой запрос обязательно нужно заключить в кавычки: “одни из нас игра”.

Оператор [квадратные скобки]

Про этот оператор стоит рассказать отдельно. Его главное назначение – навигационные запросы с указанием определённого направления. То есть он позволяет отделить аудиторию, которая хочет поехать <из Москвы в Париж> от тех, кто направляется <из Парижа в Москву>. Очевидно, что данный оператор стоит использовать бизнесам по продаже ЖД- и авиабилетов, доставке товаров и грузов, пассажирским перевозкам:

Чтобы сделать отдельное предложение по направлению Париж-Москва, нам понадобится отдельное объявление. А в идеале — и с подходящей посадочной страницей именно про перелёт из Парижа в Москву.

Так же, как и оператор " ", квадратные скобки фиксируют заключенные в них стоп-слова, но не фиксируют написание словоформ. При использовании квадратных скобок показы будут, если в запросы добавлены какие-либо слова до или после ключевой фразы, но не внутри неё (между словами, которые зафиксированы скобками). Именно поэтому мы отдельно выделили запрос <Авиабилеты [из Парижа в Москву]>. Важно отметить, что в инструменте Подбор слов оператор [] не реализован. Вы увидите одинаковый прогноз показов по запросам <Авиабилеты Париж-Москва> и <Авиабилеты Москва-Париж>.

Выводы:

  1. Спецоператоры стоит использовать с осторожностью — и только в тех случаях, когда вы понимаете, что это необходимо для точного таргетирования на свою целевую аудиторию.
  2. Даже со спецоператорами не всегда можно на 100% попасть в целевую аудиторию. И тогда необходимо выбрать наименьшее из двух зол – «отсечь» часть целевой аудитории или показывать объявления не самой целевой аудитории.
  3. Используйте инструмент Подбора слов для проверки эффективности использования спецоператоров.
  4. Спецоператоры можно комбинировать друг с другом для решения сложных задач по выделению целевой аудитории.
  5. Оператор квадратные скобки [] работает для тематик «путешествия» и «перевозки», где необходимо отделять разные направления друг от друга.
preview Как получить максимум заявок при минимальных бюджетах на контекст: 8 дельных советов

Как получить максимум заявок при минимальных бюджетах на контекст: 8 дельных советов

Некоторое время назад автору статьи довелось успешно запустить рекламную кампанию по модели РРС в тематике юридические услуги...
preview Расширенные текстовые объявления Google: всё, что нужно знать о новом формате

Расширенные текстовые объявления Google: всё, что нужно знать о новом формате

Не так давно команда Google AdWords сообщила о скором запуске нового рекламного формата – «Расширенные текстовые объявления»...
preview Можно ли победить клик-фрод в мобильном сегменте?

Можно ли победить клик-фрод в мобильном сегменте?

Автор: Пол Мюллер (Paul Muller) - CTO и сооснователь компании adjust, признанного лидера в области мобильной аналитики и сервисов для отслеживания эффективности бизнеса в целом...
preview Потери трафика в контексте: почему количество кликов может отличаться от истинного числа посещений

Потери трафика в контексте: почему количество кликов может отличаться от истинного числа посещений

Автор: Алла Трепалина — старший аналитик Блондинка.ру Как должна работать контекстная кампания в идеале
preview О работе с шаблоном подстановки запроса в объявление на Яндекс.Директе

О работе с шаблоном подстановки запроса в объявление на Яндекс.Директе

Автор: Евгений Лебедев, руководитель службы оптимизации рекламы в Директе