Обзор пресс-конференции «Яндекс.Почта: новый взгляд на письма»

27 июня 2013 года в московском офисе Яндекса состоялась пресс-конференция, в рамках которой были представлены: технология сортировки писем Яндекс.Маркер и новый тип переписки - Живые письма. Инновации анонсировал Антон Забанных, руководитель направления персональных сервисов компании Яндекс.

Презентацию Антон начал с увлекательного экскурса в историю самого первого сервиса, который появился в сети еще задолго до формирования интернета в привычном нам понимании. Интернет-почту как средство общения придумали еще в прошлом веке. Постепенно она эволюционировала, но не менялась принципиально. Улучшались интерфейсы, увеличивалась скорость доставки писем и размер почтовых ящиков, но главное назначение почты оставалось прежним. Так, первое электронное письмо было отправлено в далёком 1965 году и было, скорее, похоже на программный код, чем на послание в привычном пользовательском интерфейсе электронной почты:

Первый почтовый сервис для пользователей появился в 1996 году – это был Hotmail.

26 июня 2000 года (ровно 13 лет и 1 день назад) была запущена Яндекс.Почта. На момент запуска её интерфейс выглядел так:

Своими основными достижениями разработчики почтового сервиса считают следующие: Яндекс первым сделал объем почтового ящика «безграничным». Именно в интерфейсе Яндекс.Почты впервые начала показываться иконка отправителя письма, которая может заимствоваться из соцсетей. Кроме того, именно Яндекс одним из первых разработал удобный поиск по адресатам, что позволило пользователю вводить в почтовую адресную строку имена получателей, а не «вбивать» адреса их электронной почты на латинице. Кроме того, сегодня в Яндекс.Почте не существует лимитов, ограничивающих размеры файлов, прикрепляемых в качестве вложений. Благодаря «облачной» технологии, посредством Яндекс.Почты можно переслать файл, который «весит» примерно столько же, сколько лицензионный фильм в хорошем качестве.

Результатом проделанной работы стал следующий показатель: сегодня 40% пользователей Яндекса обращаются к данному почтовому сервису, хотя бы раз в месяц.

Далее Антон перешел к рассказу об изменениях, связанных с использованием почтовых сервисов, которые произошли за последнее время. По его словам, сегодня в интернете появилась масса новых сервисов: люди активно общаются в соцсетях, оплачивают в интернете счета и делают покупки, а в их почтовые ящики сыплются сотни уведомлений. Личные письма составляют сейчас всего 10% почтовых сообщений, остальное - это подписки, регистрации, сообщения соцсетей, интернет-магазинов и т.д.

Новые типы сообщений требуют принципиально иного сценария работы. Так, например, купон на скидку нужно распечатать, а место и время встречи - запомнить или записать. При этом, задача осложняется тем, что сегодня свои уведомления пользователям шлют тысячи самых разнообразных сервисов.

Чтобы помочь пользователям решить описанные выше проблемы, в компании Яндекс разработали технологию Маркер, которая умеет распознавать тип письма. Таким образом, Яндекс научился определять, какие типы писем приходят к каждому конкретному пользователю и распределять их по группам и категориям. Инновация была создана на основе технологии машинного обучения и знаний, накопленных в области извлечения фактов из текста.

Яндекс.Маркер уже «научился» распознавать около 15 типов сообщений. На сегодняшний день, это такие категории как: письма между людьми, уведомления от соцсетей, банков и интернет-магазинов. В настоящее время технология уже работает для электронных авиабилетов, сообщений от скидочных сервисов и приглашений. К осени будут освоены и другие типы писем.

Так, например, Яндекс.Маркер самостоятельно распознает письмо, отправленное пользователю другом и пришлет получателю SMS с напоминанием о предстоящей встрече. Однако  наиболее полно возможности почты раскрываются при обработке письма, содержащего электронный авиабилет. Как правило, это одни из самых важных сообщений в почте. Теперь, для всех таких писем будут автоматически создаваться сниппеты, аналогичные тем, которые будут появляться в результатах выдачи Яндекс.Островов. В таком сниппете письма будет показываться самая важная информация о рейсе. При этом, ровно за сутки до вылета письмо, содержащее электронный авиабилет начнет показываться поверх всех  остальных писем пользователя (даже, если хронологически прочие письма являются более свежими, чем письмо с авиабилетом). Более того, технологии Яндекс.Почты научатся распознавать время начала регистрации на рейс, и незадолго до этого важного момента пользователю будет отправлено соответствующее SMS-уведомление.

Также в ближайших планах команды разработчиков - реализация технологии Маркер для писем по бронированию отелей; корреспонденции, касающейся оплаты счетов; уведомлений от соцсетей; информация о статусе заказов в интернет-магазинах. Пользователю больше не придётся заходить внутрь письма, чтобы подтвердить покупку - все ключевые действия можно будет совершать прямо в сниппете.

Важно отметить, что новые сценарии работы с письмами срабатывают автоматически и не требуют каких-либо усилий со стороны веб-мастеров. Например, чтобы Почта распознала приглашение на конференцию, отправителю не нужно делать ничего специально. Однако в дальнейшем владельцы сайтов смогут влиять на представление их сервисов в Яндекс.Почте посредством технологий, предоставляемых новой поисковой платформой Острова. Так, например, если авиакомпания сделает для поиска Яндекса форму онлайн-регистрации, она будет доступна и в Яндекс.Почте.

При этом, по замечанию Антона Забанных, главная проблема, которую сегодня решают разработчики Яндекс.Островов – добиться того, чтобы данные в сниппетах были всегда свежими и актуальными, учитывали все изменения на сайтах.

«Таким образом, Яндекс.Маркер – это серьезный интересный и новый шаг в сторону принципиально новой концепции сервисов. Данный формат должен поменять пользовательский привычки», - подытожил Антон.

Однако новый подход к работе с почтой касается не только входящей корреспонденции, но и написания писем. С этой целью Яндекс вводит Живые письма - принципиально новый формат переписки, в которой все участники видят не только движение писем в реальном времени, но и все изменения текстов в письмах. По сути, это интерфейс для коллективного написания и редактирования сообщения. В переписке будет доступна информация о текущем варианте текста, а также обо всех внесённых участниками исправлениях. Все правки помечаются цветом. Работать с таким письмом удобнее, чем прокручивать всю переписку, изучая старые письма.

Также планируется, что вскоре функционал Живых писем позволит пользователям работать с медиа-форматами; устраивать голосования и выставлять счётчики голосов. Возможности Живых писем уже сегодня позволяют приглашать к участию в переписке пользователей различных соцсетей.

В ближайшие недели сервис будет доступен по приглашениям.

Вопросы аудитории:

Вопрос: Считается ли чтение роботом писем вторжением в личную жизнь пользователя?

Антон Забанных: На самом деле роботы читают вашу почту всегда. При этом, все данные остаются анонимными. Вспомните, к примеру, программы антиспам. Если вы не хотите пользоваться новой функцией почты только по этой причине, то вы всегда сможете её отключить. Вообще обработка почтовых сообщений роботами есть во всех сервисах, просто Яндекс говорит об этом открыто.

Вопрос: Что при помощи Яндекс.Маркера можно отслеживать в отношении интернет-магазинов?

Антон Забанных: К примеру, статусы заказов – пользователю ведь достаточно видеть одно ключевое письмо, а не пять писем о том, на какой промежуточной стадии в данную минуту находится его заказ.

Вопрос: Сколько типов сообщений сможет распознавать маркер?

Антон Забанных: На данный момент мы умеем качественно распознавать 4 типа. В ближайшем будущем Маркер будет распознавать - 15-16 типов переписки. При этом, количество, конечно, не ограничено.

Вопрос: Как учитывался опыт Google Wave при создании Яндекс.Маркера и Живых писем?

Антон Забанных: Мы хотели создать не самостоятельный новый продукт, а простую почту для людей на базе той, что уже есть в Яндексе. Тут на первый план выступает вопрос интерфейса – для российских пользователей он должен быть простым.

Вопрос: Будут ли доступны новые технологии в почте для доменов - Яндекс.Apps?

Антон Забанных: То, что касается авиабилетов в Яндекс.Apps уже работает; а то, что касается живых писем - будет доступно осенью.

Вопрос: Если вернуться к разговору про Яндекс.острова: будет ли возможность для вебмастеров добавлять информацию в сниппеты для почтовых сообщений?

Антон Забанных: Мы будем смотреть, как реагирует рынок. Но прямо в ближайшее время такой возможности не будет.

Вопрос: Чем отличается функционал Живых писем от сообщений чата?

Антон Забанных: В чате нельзя исправлять написанные и отправленные тексты, а в письмах - уже можно.

Вопрос: Почему вы не делаете шаг в строну оснащения почты календарём и прочими подобными сервисами?.

Антон Забанных: На самом деле, интерфейс и функционал почты Gmail тяжело воспринимается российскими пользователями. Об этом свидетельствуют данные опросов, проводимых в России ведущими агентствами. Люди пока просто не готовы к работе с подобными сервисами.

Обзор подготовила Анастасия Матвеева

Чистый спам: виды санкций Google и что делать, чтобы их отменили

Aвтор: Кристин Шачингер (Kristine Schachinger) — владелец компании SitesWithoutWalls...

Александр Шубин: «Микроразметка — инструмент для взаимовыгодного сотрудничества с Яндексом»

Микроформаты — открытый стандарт, который используется различными сервисами во всем мире

Июнь 2013: ставка на интеграцию сервисов и визуальные форматы

Начало лета 2013 года было ознаменовано целым рядом довольно громких и значимых событий в глобальной сети: так, например, весь июнь не утихали страсти вокруг государственных...

Как полностью уничтожить (или спасти) ваш сайт с помощью переадресаций

Автор: Сайрус Шепард — независимый SEO-консультант, с 2011 работает в компании SEOmoz...

SEO 2013: Ремаркетинг, трафик и продажи

28 мая 2013 года прошла благотворительная конференция SEO 2013 о различных проблемах SEO и интернет-маркетинга в целом. Андрей Веселов (B2B basis): «Трафик есть, что дальше

SEO 2013: Аналитика и автоматизация

28 мая 2013 года прошла благотворительная конференция SEO 2013 о различных проблемах SEO и интернет-маркетинга в целом