Отмена ссылочного: «а был ли мальчик»?

12 марта сего года наконец-то произошло событие, которого отечественные оптимизаторы с нетерпением ждали с начала года, – представители компании Яндекс торжественно объявили, что по части коммерческих запросов в алгоритме ранжирования перестали учитываться ссылки. Объявление было сделано довольно оригинально – во время доклада руководителя поисковых сервисов Яндекса Александра Садовского на минской конференции «Неделя Байнета» на глазах у слушателей с его ноутбука был запущен процесс выкладки нового алгоритма. То, как громко анонсировался его запуск Александром в декабре прошлого года на конференции IBС Russia 2013 и как эпатажно этот запуск был произведен, не оставляло сомнений – Яндекс пытается сделать всё возможное, что убедить оптимизаторов и владельцев сайта направить ресурсы, которые были использованы для манипуляций ссылками, на реальное улучшение качества сайта. Именно эта мысль была основной в заявлении, сделанном в блоге разработчиков Яндекса в день запуска нового алгоритма.

Казалось бы, на следующее утро все, кто может мало-мальски анализировать поисковую выдачу, заглянув в топы коммерческих запросов тематик, по которым было анонсировано отключение ссылок, окончательно и бесповоротно убедятся в том, что эпоха ссылок в оптимизации сайтов под Яндекса канула в лету. Оптимизаторам не терпелось увидеть новый стандарт ранжирования для коммерческих сайтов, стандарт кристально чистый, не искаженный искусственным влиянием покупных ссылок.

Однако не тут-то было. Ожидаемого «расколбаса» не произошло, вышеозначенные топы занимали по большей части все те же сайты, а отдельные взлеты и падения вполне укладывались в общую картину текстово-ссылочного апдейта, пусть и не совсем рядового. Психологический эффект от введения «бессылочного» алгоритма стал идти на спад. Так, например, по культовому для оптимизаторов запросу [продвижение сайта] (тематика «Разработка сайтов и продвижение» была заявлена в числе подвергшихся отключению ссылок) в апдейт 12.03.14, из топ10 выпал (и то всего лишь на 11-е место) только один сайт – ashmanov.com:

Второй сюрприз ждал оптимизаторов при более внимательном исследовании выдачи. Оказалось, что в выдаче с отключенным ссылочным присутствуют документы, помеченные как «найденные по ссылке»! И не просто присутствуют, а вполне себе неплохо ранжируются. Один из ярких примеров: во втором десятке по запросу [гинекология] (тематика «Красота и здоровье» так же заявлена среди тех, по которым ссылочное отключено) фигурирует найденным по ссылке сайт кровельных материалов.

Конечно, в доменном имени этого сайта есть частичное вхождение запроса, но без ссылок и без вхождения в контент страницы этого должно быть явно недостаточно для неплохого ранжирования по конкурентному запросу. Да, мы не можем быть до конца уверенным в том, что именно по данному запросу ссылочное отключено, но, с другой стороны, подобный пример далеко не единственный среди запросов тематик, по которым заявлено отключение ссылок.

Именно эти два аргумента – отсутствие значительных подвижек в выдаче и наличие в ней документов, найденных по ссылке, – являются основными в пользу тезиса, что ссылочное на самом деле не отменено, звучащего в исследованиях, опубликованных представителями различных ссылочных бирж и агрегаторов. В итоге получаем парадоксальную ситуацию – оптимизаторы не видят веских оснований для того, что бы поверить представителям Яндекса, и, в свою очередь, по этой причине они не могут рекомендовать своим клиентам сокращение ссылочных бюджет, а тем более полный отказ от них.

Попробуем разобраться с обоими аргументами более детально.
Допустим, что ссылочное все-таки отменено в ряде коммерческих тематик. Почему же (первый аргумент) подвижки в поисковой выдаче оказались так невелики?

Во-первых, по достаточно частотным запросам может происходить консервация топа за счет кликовых факторов ранжирования. Во-вторых, в более-менее конкурентных запросах в топе, как правило, находятся документы, у которых и с текстовыми факторами особых проблем нет, и ссылочные факторы достаточно хорошо «прокачаны». С отменой ссылочных факторов эти документы потеряют примерно одинаково, и на общий расклад сил между ними это может существенно не повлиять. Относительно таких документов могут подняться те документы, у которых значения ссылочных факторов были невелики, либо документы, имевшие какие-нибудь штрафы за ссылочный спам (если, конечно, с отменой учета факторов отменили и штрафы по ним, что должно быть логично). И мы видим, что-то подобное имеет место быть в ситуации с существенным улучшением ранжирования собственных ресурсов Яндекса (таких как Яндекс-каталог или Яндекс-маркет) в органике после 12.03.14, заметных даже невооруженным глазом (желающих «вооружиться» отошлю к исследованию Павла Никулина). Также в пользу означенной гипотезы может говорить тот факт, что по запросам, в которых топ достигался, в основном, за счет ссылочного, изменение позиций более заметно, чем в среднем.

Например, существует целый пласт подобных запросов в тематике «Недвижимость», также заявленной среди тех, по которым анонсировалась отмена ссылочных факторов. В этой тематике есть достаточно большой средне- и низкочастотный хвост запросов, связанных с привязкой к конкретной местности. Многие сайты продвигали такие запросы именно с помощью ссылок, не уделяя должного внимания другим факторам ранжирования, например, коммерческим или текстовым, и эти сайты существенно потеряли свои позиции по подобным запросам. Вот пример изменения топ 10 по одному из таких запросов после 12.03.14:

Второй аргумент скептиков относительно ссылочного отключения – наличие в выдаче по коммерческим запросам в «отключенных» тематиках документов, найденных по ссылкам. Здесь можно найти следующее объяснение: правило, отвечающее за первоначальный отбор документов на соответствие запросу, которые потом будут ранжироваться, по-прежнему учитывает вхождения слов из запроса в тексты ссылок, ведущих на них. Но затем отобранные документы ранжируются без их учета.

Отсюда возникает своеобразный оксюморон – эти документы найдены исключительно по текстам ссылок, но отранжированы без них. И что самое интересное, теоретически подобные документы могут ранжироваться в отдельных случаях достаточно высоко. Да, у них значения текстовых запросозависимых факторов равны нулю, ссылочные запросозависимые факторы исключены из формулы и не участвуют в ранжировании. Но из запросозависимых факторов остаются «артефакты» в виде значений поведенческих, заработанных в предыдущий период хорошего ранжирования за счет ссылочных факторов, подкрепленные запросонезависимыми факторами.

Подытоживая, в сухом остатке имеем следующее. Если сотрудники Яндекса действительно имели своей целью убедить оптимизаторов и владельцев сайта направить ресурсы, которые были использованы для манипуляций ссылками, на реальное улучшение качества сайта, то эта, без сомнения, благородная миссия на данный момент практически полностью провалена. Вполне вероятно, что ссылочные факторы по ряду коммерческих запросов действительно отменены, но вот только оптимизаторы не получили четких сигналов в подтверждение этому. Более того, оптимизаторы натыкаются на прямо противоположные сигналы типа отповеди Платона Щукина «Мы не предоставляем список тематик, по которым мы перестали учитывать ссылки»

Спрашивается, зачем громогласно заявляли об отмене, если по факту оказались не готовы давать этому предметное подтверждение? Если оптимизаторы в ближайшее время не получат более внятных сигналов от Яндекса о том, что заявленное действительно произошло, самое ожидаемое событие 2014 года в мире SEO рискует в плане влияния на отрасль превратиться в пшик. Увы.

preview SEO Конференция 2014 в Софии: Чего хотят пользователи?

SEO Конференция 2014 в Софии: Чего хотят пользователи?

4 апреля 2014 года в Софии прошла четвертая международная SEO конференция, посвященная актуальным тенденциям в SEO, а также особенностям поискового продвижения, оптимизации и...

Дэвид Эмерланд: cемантический поиск Google и значение авторитетности ресурса для SEO

4 апреля в Софии (Болгария), состоялась SEO конференция 2014, посвящённая проблемам поискового продвижения, оптимизации и раскрутки сайтов

SEO Конференция 2014 в Софии: контент-маркетинг и линкбилдинг

4 апреля 2014 года в Интер Экспо Центре – София прошла однодневная SEO конференция по SEO, SEM, социальным сетям, интернет-маркетингу и рекламе

Март 2014: отключение ссылок и эксперименты в поиске

В марте произошло одно из главных и ожидаемых событий – Яндекс отключил ссылочное для части коммерческих московских запросов. Есть уже первые наблюдения и выводы от экспертов

Кубок Европы по поисковым технологиям 2014: награждение победителей

28 марта 2014 года в Рейкьявике, Исландия, состоялась церемония European Search Awards 2014

Поведенческие факторы, как замена ссылок

SEO не может быть белым или черным, оно как монада инь-янь: как в белой стороне есть своя черная часть, так и в черном есть свои белые стороны