Переезд с HTTP на HTTPS: главное – ничего не потерять!

В последнее время достаточно модным трендом в поисковой оптимизации стал переезд сайта с протокола HTTP на HTTPS. Несомненным катализатором этого процесса стал Google.

6 августа 2014 года в официальном блоге Google Webmaster Central появилась статья «HTTPS as a ranking signal», в которой утверждалось, что Google будет учитывать использование сайтом протокола HTTPS в качестве одного из факторов ранжирования. Пока что этот сигнал оценен, как довольно слабый и влияющий менее чем на 1% мировых запросов, однако в будущем не исключается его усиление. Это заявление подытоживалось призывом ко всем вебмастерам осуществить переход с протокола HTTP на HTTPS в целях повешения безопасности передачи информации в интернете.

Многие вебмастера и владельцы сайтов отнеслись к этому заявлению достаточно серьезно и начали планировать переезд. Однако, отечественным специалистам пришлось столкнуться с неожиданной проблемой – нюансы корректного переезда с HTTP на HTTPS в двух основных поисковых машинах русскоязычного рынка – Яндексе и Google несколько различаются. И для того, чтоб переезд был максимально безболезненным, нужно учесть ряд определенных моментов.

Итак, каковы же рекомендации по переезду у фактического инициатора данного процесса – Google? Они содержатся в разделе «Перенос сайта с изменением URL» справки сервиса «Инструменты для вебмастеров» и достаточно просты – нужно всего лишь настроить 301-й редирект со страниц HTTP-сайта на соответствующие им страницы HTTPS-сайта. Эта же рекомендация содержится и в другом документе справки: «Защитите свой сайт с помощью HTTPS» . Альтернативного способа, к сожалению, не предлагается. Так, например, в справке по «Инструменту изменения адресов» сервиса «Инструменты для вебмастеров» указано, что в настоящее время этот инструмент не поддерживает такой вид переноса сайта, как изменение протокола с HTTP на HTTPS.

Яндекс также поддерживает протокол HTTPS при индексировании сайтов. Для изменения главного зеркала Яндекс предлагает два способа:

  • с помощью директивы Host;
  • с помощью серверного редиректа со страниц старого домена на соответствующие им страницы нового (этот способ рекомендуется использовать, если новый домен не является неглавным зеркалом).

Однако, если следовать рекомендациям Google и выбрать второй способ, настроив 301-й редирект со страниц HTTP-сайта на соответствующие им страницы HTTPS-сайта, то в Яндексе можно столкнуться с весьма неприятными последствиями. Перенос сайта может затянуться, и на этот период может произойти частичное выпадение страниц сайта из индекса, сопровождаемое потерей занимаемых позиций. Поэтому в Яндексе при переезде следует придерживаться другой тактики, а именно – переклейки главного зеркала путем использования соответствующего инструментария. Для безболезненной переклейки главного зеркала, я рекомендую использовать директиву Host в файле robots.txt. Чтобы ускорить процесс переклейки Яндекс предлагает воспользоваться инструментом «Главное зеркало» раздела «Настройка индексирования» сервиса «Яндекс.Вебмастер». Причем некоторое время назад в этом инструменте появился режим «Установить протокол https»:

Также в Яндексе есть одна особенность, связанная с форматом HTTPS, которую необходимо учитывать. В советах вебмастеру по индексированию картинок содержится следующая информация:

«Для того чтобы в индекс попали картинки, в ссылках на которые используется протокол https, необходимо, чтобы к этой картинке был доступ по http. Например, если вы хотите, чтобы проиндексировалась картинка по адресу https://domain.ru/image.jpg, нужно дать роботу возможность скачать эту картинку по адресу http://domain.ru/image.jpg».

Таким образом, я рекомендую придерживаться следующего алгоритма по переносу сайта с протокола HTTP на HTTPS, дабы постараться учесть требования обоих поисковиков, и сделать процесс максимально безболезненным:

  1. Обеспечьте полную доступность для индексаторов поисковых машин, необходимых для индексации страниц сайта, как по HTTP, так и по HTTPS. При этом, если на сайте используются абсолютные адреса внутренних страниц (в ссылках, в атрибуте rel="canonical" тега link и т.п.), в HTTPS-версии необходимо заменить во всех таких адресах “http” на “https”.
  2. Пропишите в директиве Host файла robots.txt адрес сайта с HTTPS.
  3. Установите протокол HTTPS в инструменте «Главное зеркало» раздела «Настройка индексирования» сервиса «Яндекс.Вебмастер». Можно столкнуться с ситуацией, что какое-то время данный инструмент не будет позволять это сделать, сообщая, что указанный вами домен с HTTPS не может быть выбран в качестве главного зеркала – роботу надо убедиться в том, что HTTPS-версия сайта действительно является зеркалом HTTP-версии, и склеить эти версии в группу зеркал (см. раздел «Причины отклонения заявок на смену главного зеркала» на).
  4. Дождитесь через некоторое время сообщения от Яндекса в сервисе «Яндекс.Вебмастер» о том, что главное зеркало изменено на вариант с HTTPS и убедитесь в этом, проверив изменение главного зеркала сайта с помощью формы «Сообщить о новом сайте».
  5. Настройте прямые 301-е редиректы со всех страниц HTTP-сайта на соответствующие им страницы HTTPS-сайта, кроме файлов картинок. Избегайте построения цепочек редиректов, когда между исходным документом на HTTP и конечным документом на HTTPS существуют промежуточные документы.
  6. Добавьте HTTPS-сайт в сервис «Инструменты для вебмастеров» Google и подтвердите права на него. Если для HTTP версии сайта использовался инструмент отклонения ссылок «Disavow links» сервиса «Инструменты для вебмастеров», то загрузите использовавшийся файл с отклоняемыми ссылками также и для HTTPS версии.

Ну, а затем главное – запастись терпением и надеждой, что в вашем случае всё обойдётся без ошибок и глюков со стороны поисковых машин, что, к сожалению, отнюдь не гарантировано.

Удачи!

Advdays2014: Применение концепции Smart Search в развитии торговых сайтов

С 20 по 21 января 2015 года в Москве проходила очередная конференция «День интернет-рекламы: решения для онлайн-бизнеса»

Advdays2015: Как выбрать подрядчика на SEO

C 20 по 21 января 2015 года в Москве проходила очередная конференция «День интернет-рекламы: решения для онлайн-бизнеса»

Advdays2015: Перспективы поведенческих факторов, рынок SEO и контекстной рекламы

С 20 по 21 января 2015 года в Москве проходила очередная конференция «День интернет-рекламы: решения для онлайн-бизнеса»

Недокументированные операторы языка запросов Яндекса. Продолжение сеанса поисковой магии

В своей статье «Сеанс поисковой магии

События минувшего года: как менялось SEO в 2014

Автор: Эрин Эверхат (Erin Everhart) – специалист по разработке стратегий интернет-маркетинга, специализируется на контент-продвижении и SEO

Как оптимизаторы пережили 2014 год

Подходит к концу 2014 год, символом которого в памяти оптимизаторов навсегда останется введение бессылочного ранжирования Яндексом, а также вынужденная необходимость серьезно...