Сергей Людкевич: О классической «двойке» Яндекса и «серебряных пулях» 2016 года

Автор: Сергей Людкевич - независимый консультант, супермодератор форума о поисковых системах Searchengines.Guru.

Сфера профессиональных интересов - исследование алгоритмов ранжирования поисковых машин, разработка методик поискового продвижения сайтов.

Традиционно, в последнем выпуске уходящего года, подвожу итоги событий, повлиявших на развитие отечественной SEO-индустрии. 2015 год оказался еще богаче на события, чем предыдущий, и главным ньюсмейкером, несомненно, явился лидер отечественного поиска - горячо любимый всеми русскоязычными сеошниками, Яндекс. Ему удалось основательно встряхнуть порядком застоявшийся рынок отечественного SEO.

Впрочем, первую попытку это сделать Яндекс предпринял в 2014-м году, объявив об отключении ссылочных факторов по отдельным коммерческим запросам московской выдачи. Казалось бы, рынок ссылкоторговли должен понести ощутимый урон, но не тут-то было. Сотрудники Яндекса отнеслись к пиар-кампании по поводу нововведений весьма халатно, и уменьшившийся после объявления всего на 14% объем ссылочной массы, довольно быстро восстановился. Сеошники просто не поверили в декларации Яндекса, а Яндекс не предпринял ровным счетом ничего, чтоб их обосновать.

Но, надо отдать должное тому, что сотрудники Яндекса, несомненно, сделали выводы из своего фиаско, и в 2015-м году более тщательно подошли к атаке на индустрию ссылкоторговли. На этот раз они подготовили двойной удар – классическую «двойку», выражаясь боксерскими терминами.

Первый удар был нанесен 15 апреля 2015 года, когда на минской конференции «Неделя Байнета», ставшей уже традиционной трибуной для программных заявлений Яндекса, руководитель поисковых сервисов Александр Садовский объявил о запуске нового алгоритма под названием «Минусинск». Суть его такова.

Во-первых, вводится понятие SEO-ссылки, которая представляет собой ссылку, проставленную для влияния на алгоритм ранжирования. По сути между SEO-ссылками и платными ссылками поставлен знак равенства. Несколько позже на сайте Яндекса появилось официальное определение SEO-ссылки, где она квалифицируется как поисковый спам:

Во-вторых, было объявлено, что SEO-ссылки не учитываются в алгоритме ранжирования, и гарантировалось, что их снятие не приведет к ухудшению позиций сайта в результатах поиска.

И, в-третьих, те сайты, которые злоупотребляют простановкой SEO-ссылок, будут подвергнуты санкциям в виде понижения их в поисковой выдаче по всем запросам до тех пор, пока не избавятся от них.

Дабы слова на этот раз не расходились с делом, владельцам нескольких тысяч сайтов, злоупотребляющих, по мнению Яндекса, SEO-ссылками, были отправлены письма с предупреждением, что они будут подвергнуты санкциям, если в месячный срок не очистят свои ссылочные профили от платных ссылок.

Как показал дальнейший ход событий, предупреждениям Яндекса вняло лишь чуть больше трети владельцев сайтов, и 15 мая 2015 года под санкции попали первые 488 сайтов. С тех пор волны «Минусинска» накатывают с периодичностью примерно два раза в месяц, вымывая из топов выдачи новые порции «храбрецов», продолжающих покупать ссылки. Количество сайтов, подвергшихся санкциям за покупку ссылок, уже исчисляется тысячами.

Второй удар последовал через несколько месяцев. 8 сентября 2015 года Яндекс объявил о вводе новой модификации алгоритма семейства «АГС». Если раньше алгоритмы этого семейства боролись только лишь с откровенно некачественными сайтами, то новый алгоритм стал накладывать санкции (аннулирование ТИЦ и понижение в результатах поиска) на сайты, размещающие SEO-ссылки, независимо от их качества, что явилось принципиально новым подходом.

Таким образом, по индустрии ссылкоторговли были нанесены удары с двух сторон – как по покупателям ссылок, так и по их продавцам. Что, по различным оценкам, уменьшило рынок платных ссылок не менее, чем наполовину.

Через пару месяцев после наложения «минусинских» санкций, были «амнистированы» первые «счастливчики», оперативно избавившиеся от платных ссылок. Примечательно, что, в массе своей, они возвратились примерно на те же позиции, что у них были до наложения санкций. Также сайты, снимающие платные ссылки в профилактических целях, демонстрируют вполне обычную динамику в поисковой выдаче. Что свидетельствует о том, что заявления сотрудников Яндекса о полном неучете SEO-ссылок не лишены оснований.

Вместе с тем, сотрудники Яндекса заявили о возвращении ссылочных факторов в ранжирование по тем коммерческим запросам московской выдачи, по которым они были отключены в 2014 году. Однако с одной небольшой, но весьма существенной оговоркой – SEO ссылки при этом по этим запросам не учитываются точно также, как и по всем остальным. Да и, собственно, какого-то заметного влияния ссылочных факторов по таким запросам пока не замечено.

Тем не менее, представители ссылочной индустрии предпочли не заметить этот нюанс, и водрузили на своё изрядно истрепавшееся знамя факт возвращения ссылочного – дескать, ссылки снова работают (заметим, что всё это время они активно не верили в то, что они переставали работать) и надо их активно закупать.

Вообще индустрия ссылкоторговли так просто сдаваться не собирается, и имеет некоторое количество активов. Во-первых, обороты ее все еще значительно велики, и она способна выделить ресурсы на пиар-войны за умы оптимизаторов и, в первую очередь, владельцев сайтов. Во-вторых, многие оптимизаторы имеют дополнительный бизнес по продаже ссылок (причем, доходы от него могут быть сравнимы или даже превышать доходы от основной деятельности), и терять это источник доходов им не хочется. В-третьих, ссылочный бюджет – очень удобная для оптимизаторов форма взаимоотношения с клиентами, позволяющая держать их на «ссылочной игле». И, в-четвертых, значительная часть оптимизаторов просто не готова к другим методам продвижения, кроме закупки ссылок. Всё это заставляет оптимизаторов пропагандировать среди клиентов идею о том, что платные ссылки фильтруются не полностью. Что есть среди них хорошие, так называемые «трастовые» ссылки, и искусство сеошника как раз и заключается в том, чтоб отыскать их на ссылочном рынке.

Один из аргументов, которыми оперируют сторонники платных ссылок, это то, что Яндекс не в состоянии в общем случае определить, платились ли конкретную ссылку деньги. А раз не может определить, то и не может отфильтровать. Тем не менее представители Яндекса утверждают, что благодаря методам машинного обучения, использующим более ста факторов, точность и полнота, с которыми детектируются SEO ссылки, очень высоки – 96% и 99% соответственно. По большому счету они оценивают на основе многих факторов вероятность того, что ссылка платная, а не ищут неопровержимые доказательства передачи денег за проставление ссылки.

Ну, и еще одно событие в поисковой выдаче Яндекса, которое стоит отметить – это так называемые «многорукие бандиты», под которыми понимается введение подмешивания в топ выдачи релевантных сайтов, получивших по каким-либо причинам низкую оценку алгоритма ранжирования (скорее всего, в первую очередь из-за отсутствия достаточного количества данных для расчета для поведенческих факторов). Таким образом Яндекс пытается компенсировать недостаток информации о поведении пользователей для таких сайтов, что может свидетельствовать о попытке замещения «рекомендательной» роли ссылочных факторов поведенческими.

В связи со всеми нововведениями Яндекса, потребность в новых «серебряных пулях», которыми довольно долго были платные ссылки, в профессиональной среде растет. И на это теплое место претендуют очень многие.

Различные сервисы определения качества ссылок, того самого «траста», предлагают свои небесплатные услуги. Но все они основывают свои оценки на вещах, не имеющих никакого отношения к реальному алгоритму ранжирования. В итоге – профанация, а то и откровенный обман.

«Крауд-маркетинг» пытается удовлетворить потребность в «естественных» ссылках. На самом деле под этим звучным термином скрывается хорошо знакомый всем спам по форумам, блогам и прочим социальным площадкам. Поисковые системы столкнулись с этим явлением давным-давно, и давно научились фильтровать ссылки со страниц с активно генерирующимся пользовательским контентом. Надеяться на то, что они вдруг позабыли о своих наработках в этой сфере, на мой взгляд, по меньшей мере, наивно.

Из нессылочных методов на занятие ниши «серебряной пули» довольно давно претендуют сервисы накрутки поведенческих факторов. Они заметно активизировались в 2014-м году, однако в самом конце того года Яндекс нанес по этой отрасли мощный удар, от которого она так и не смогла оправиться. Большое количество сайтов, пользовавшихся услугами упомянутых сервисов, были понижены в результатах поиска на долгие девять и более месяцев. Накрученный поисковый сигнал успешно фильтруется. Индустрия накрутки ПФ устойчиво деградирует, а периодические истерики отдельных ее представителей, предрекающих Яндексу скорый закат, только подтверждают эту тенденцию.

Активные попытки занять нишу, сопровождаемые мощным пиаром, в последнее время предпринимают и различные сервисы по работе с «семантикой», а также апологеты так называемого «контент-маркетинга». Во главу угла ставится якобы правильная работа с SEO-текстами, группировкой запросов на одной странице и прочими вещами, связанным с текстовыми факторами ранжирования. Однако, при этом используются сомнительные и ничем неподкрепленные предпосылки, а используемые методы базируются на оценке ТОПов выдачи, неочищенной от влияния нетекстовых факторов ранжирования. Что, на мой взгляд, сводит на нет всю потенциальную пользу данной работы. По факту, подобные сервисы просто превращаются в «свечные заводики» для их владельцев, имеющие целью исключительно доить оптимизаторов и владельцев сайтов, пытающихся найти быстрый и легкий способ попадания в ТОП.

Я же продолжаю оставаться при мнении, что «серебряных пуль» больше нет. Ни какие-то «супертрастовые» ссылки, ни эмуляция действий пользователей, ни манипуляции с текстовыми «портянками» уже никогда не станут прорывными методами. Будущее успешного поискового продвижения лежит в плоскости постоянной серьезной работы с сайтом, в первую очередь, в области грамотного представления товаров и услуг и стимуляции активности пользователей, вовлечения их в активный диалог с сайтом. И, кто лучше справится с этой задачей, тот и будет в ТОПе.

Удачи в поиске в 2016-м году!

Геннадий Воробьев: SEO семимильными шагами уходит в SEM

Для Netpeak 2015-й одновременно сложный и интересный год: штат сотрудников фактически удвоился (теперь нас 200+). Не буду повторять рассказы коллег о Минусинске и АГC
preview Елена Камская: Почему жизнь оптимизатора уже никогда не будет такой, как прежде

Елена Камская: Почему жизнь оптимизатора уже никогда не будет такой, как прежде

Уходящий 2015 год оказался сложным как для экономики в целом, так и для рынка SEO в частности
preview Александр Гайдуков: Об итогах уходящего года и грядущих SEO-трендах

Александр Гайдуков: Об итогах уходящего года и грядущих SEO-трендах

Основными темами уходящего года стали ссылки и мобильный поиск, но далеко не единственными

Алексей Чекушин: Что год прошедший нам готовил?

Автор: Алексей Чекушин – SEO-эксперт Kokoc.com (Kokoc Group), создатель сервиса Just-Magic...

Денис Нарижный: Итоги года глазами руководителя интернет-агентства

Автор: Денис Нарижный, автор сервиса AskUsers.ru, руководитель интернет-агентства StudioF1. Все мы, как и Яндекс, в этом году что-то автоматизировали и улучшали

Анастасия Шестова: SEO в эпоху постоянных перемен

Уходящий год стал очередным переломным годом для рынка SEO-услуг