YaC 2013: презентация технологической платформы «Атом»

На технологической конференции YaC 2013, компания Яндекс представила новую технологическую платформу «Атом». На Keynote Cloud Tehnologies выступили сразу два представителя компании - Григорий Бакунов, директор по распространению технологий, и Антон Забанных, руководитель направления персональных сервисов Яндекса.

Открыл Keynote Cloud Tehnologies Григорий Бакунов. Он пояснил, что у Яндекса сложилась новая традиция: на каждой конференции команда разработчиков показывает участникам что-то новое - то, над чем прямо сейчас работает.

Так, на прошлой конференции был представлен Яндекс.Браузер – к сегодняшнему дню уже более 15 млн. человек в мире использует этот продукт.  В мае текущего года была представлена новая поисковая платформа – Острова. По сути, эту платформу Яндекс создаёт совместно с вебмастерами. Сегодня тысячи вебмастеров откликнулись на призыв поисковой компании и строят свои острова вместе с Яндексом.

Григорий сказал, что ещё каких-то 15 лет назад интернет представлял собой просто набор документов, а сегодня он буквально наполнен сервисами, которые помогают человеку решать его повседневные задачи в реальном мире. Однако большинство сервисов воспринимают человека, как абстрактного пользователя, не видя его «живой сущности». Со временем люди привыкли к этому, а информации стало так много, что отыскать полезную становится всё труднее.

Сегодня сотни миллионов людей выходят в интернет каждый день. Они посещают одни и те же сайты, и для всех пользователей эти сайты выглядят одинаково. Людям приходится ориентироваться в большом потоке информации и принимать решения, чтобы найти нужное. Все они должны добраться из пункта «А» в пункт «Б», и часто путь к решению задачи оказывается не самым коротким, а само решение может быть неполным. Единственное, что научились делать сервисы – это разграничивать пользователей на категории, исходя из их местоположения. Отдельные музыкальные сервисы рекомендуют своим пользователям исполнителей, исходя из их персональных предпочтений. При этом, идти дальше пытаются лишь немногие.

Компания Яндекс, прежде всего, видит и ценит в пользователе реального человека, поскольку каждый уникален, и каждый обладает своими запросами, интересами и желаниями. Так, например, Яндекс ранжирует свои сервисы в соответствии с интересами людей: 80% страниц выдачи сегодня являются персонализированными, а это –  50 млн. пользователей, которых знает Яндекс, и которым он предлагает индивидуальные результаты.

Самый эффективный способ прийти к этому – начать анализировать поведение пользователей. Поведение в интернете определяется тысячами и тысячами факторов, а анализ хотя бы части этих факторов требует глубинных знаний в области обработки больших объёмов данных и огромных вычислительных ресурсов. Реализуя эту задачу, компания Яндекс разработала новую технологическую платформу, позволяющую адаптировать сервисы под каждого конкретного человека. Это  – платформа «Атом». Новинка предоставит вебмастерам возможность создавать сервисы, адаптируя их под запросы и требования каждого конкретного пользователя. С помощью «Атома» сайт «научится» мгновенно выявлять, какой пользователь пришел на него, и предлагать посетителю персонализированную информацию. Таким образом, пользователь, получит возможность быстрее решить задачу, которая и привела его на сайт.

Далее Антон Забанных рассказал об особенностях новой технологии. Он сказал, что также как и Григорий, верит в описанное чудесное будущее, в котором каждый ресурс узнает своих пользователей. Однако, по факту, сейчас все происходит совсем не так.

Если пофантазировать, то можно представить следующее: к вам на сайт заходят пользователи, и существует всего 2 сценария вашего поведения. Первый сводится к тому, что вы узнаете этого пользователя, которым вполне может оказаться человек, купивший на вашем сайте неделю назад корм для удава или канареек. После этого вы направляете его не страницу с соответствующим кормом. Но, к сожалению, более распространен сейчас второй сценарий, когда пользователя не узнают и направляют его на главную станицу сайта, где содержится неструктурированная информация обо всём, что есть на ресурсе.

Однако, это только вебмастер не знает пользователя – Яндекс же знает его довольно хорошо. Поисковик может предоставить эту информацию вебмастеру, который, в свою очередь, должен помочь Яндексу в узнавании пользователя - это выгодно всем. Далее Антон посоветовал вебмастерам размечать страницы своих сайтов так, чтобы Яндекс видел, где именно находится нужная тому или иному пользователю информация.

Что получит вебмастер от «Атома»? Ничего особенно не изменится, кроме глубины просмотра. Что получит пользователь? Он станет более удовлетворенным, более счастливым и лояльным к ресурсу.

Сегодня у Яндекса есть понимание целого ряда материальных сущностей нашего мира; кроме того, у поисковика есть много связанной информации по географии пользователей. Далее можно добавить личные предпочтения пользователя в контекст этих вещей и получить принципиально новый результат.

В доказательство своих слов, Антон привёл простой пример: есть карточка товара в реальном интернет-магазине, рядом с этой карточкой часто показывают сопутствующие товары. Как эти товары ранжируются? Можно ранжировать их, понимая, что конкретно этот человек не так давно в реальной жизни ходил по магазинам аксессуаров, и выбирал вещи из натуральных материалов. Понимая свойства связанных объектов, можно предложить этому пользователю, к примеру, красный кожаный чехол для смартфона, который сейчас ему больше всего нужен. И наверняка он его купит и будет счастлив! Главный девиз - не навязать, а помочь. И это касается не только продаваемой продукции, но и интересного контента в интернете.

Что же касается политики приватности, то Яндекс со своей стороны гарантирует пользователям возможность отключать «Атом» и модифицировать те данные, которые новая платформа знает и понимает о пользователе. И здесь Яндекс надеется, что также как и с Островами, вебмастера помогут команде разработчиков усовершенствовать функционал «Атома».

В реальной жизни атомы невозможно увидеть – для этого нужен специальный прибор. Платформу «Атом» тоже нельзя потрогать и установить, даже за плату. «Это даже не технология, а большой мир, который мы творим вместе с вами. Мир, который мы хотим познавать вместе с вами!» - подытожил Антон Забанных.

В настоящее время Яндекс активно адаптирует свои сервисы под нужды пользователя с помощью новой платформы «Атома», однако замысел такого масштаба невозможно воплотить в одиночку. Сегодня у команды Яндекса есть инновационная идея и технологии для её реализации, однако то, каким будет «Атом» - во многом зависит от вебмастеров.

Представители компании предлагают всем желающим поделиться с новой технологией целями, за которыми люди ходят на сайт. Так, «Атом» научится помогать владельцам сайтов. «Мы искренне верим, что интернет должен быть индивидуальным и отвечать конкретному пользователю, с его желаниями, интересами и запросами. Цель нашей работы - воплотить эту идею в жизнь. Давайте вместе делать умный, адаптированный и новый интернет!» - завершил презентацию Антон.

Optimization.com.ua: In God wе trust. Everything else we test

18-19 октября 2013 года в Киеве прошла конференция, объединяющая экспертов и владельцев сайтов «Optimization 2013», организованная компанией Promodo

5 принципов убедительного дизайна

Как лучше всего убедить кого-то в чем-либо во время разговора? Нужно быть уверенным, говорить быстро, ну и, возможно, использовать пару крепких слов, помимо всего прочего

Обзор презентации новой модели сотрудничества Яндекс.Маркета с интернет-магазинами

Сегодня, 8 октября, в Москве в Cabinet Lounge состоялась пресс-конференция, на которой Яндекс рассказал о настоящем и будущем Яндекс.Маркета

Сентябрь 2013: финансовый марафон

Сентябрь 2013 года стал весьма продуктивным и успешным месяцем для целого ряда ведущих игроков рынка

Игорь Манн: «Маркетинг без бюджета»

Доклад был представлен Игорем Манном на третьей санкт-петербургской конференции по маркетингу Digitale 2013, которая собрала всех маркетологов, заинтересованных в развитии...

Август 2013: подготовка к большому плаванию

Август 2013 года стал невероятно насыщенным и продуктивным месяцем для целого ряда игроков рынка, многие из которых представили на суд широкой аудитории новые проекты и...