Госдума приняла во втором, основном, чтении законопроект о «праве на забвение»

Сегодня во втором, основном, чтении Госдума приняла резонансный законопроект об удалении ссылок в интернете на неактуальную информацию о гражданах. Об этом сообщило издание Итар-Тасс. В документ, получивший негласное название о «праве на забвение», были внесены поправки, значительная часть которых стала результатом компромисса парламентариев с представителями отрасли.

Так, документ позволяет гражданам требовать от оператора поисковой системы, распространяющего интернете рекламу, прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта с информацией о себе, если она распространяется с нарушением законодательства РФ, является неактуальной или «утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя». Исключением при этом является информация о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, а также информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.

Требование заявителя должно будет содержать его фамилию, имя и отчество, паспортные данные, контактную информацию. В нем должна будет присутствовать не устраивающая пользователя ссылка, указано основание для прекращения ее выдачи поисковой системой, подтверждено согласие на обработку персональных данных.

Поисковик, рассмотрев заявление гражданина и изучив его аргументы, может принять решение либо об удалении этих ссылок, либо об отказе в этом.

Срок рассмотрения заявления пользователя ко второму чтению увеличен с 3 календарных дней до 10 рабочих. На оператора возлагается обязанность не раскрывать информацию о факте обращения к нему гражданина с рассматриваемым требованием. В случае, если поисковик ответил на заявление об удалении ссылок отказом, гражданин имеет право обратиться в суд «с требованием о прекращении выдачи ссылок на соответствующую информацию». При этом иски могут подаваться по месту жительства истца.

Закон должен вступить в силу с 1 января 2016 года.

Официальный комментарий Яндекса

Очир Манджиков, директор по связям с общественностью Яндекса: «Яндекс и другие интернет-компании критиковали законопроект с того момента, как нам стало о нем известно. В крайне сжатые сроки мы провели интенсивную работу - встречались с рабочей группой депутатов и обсуждали возможную доработку законопроекта. Вместе с Яндексом о необходимости изменений в законопроекте говорили и другие интернет-компании, и отраслевая ассоциация РАЭК. К сожалению, многих важных, с нашей точки зрения, поправок добиться не удалось.

Мы постоянно говорили, что поисковые системы не могут самостоятельно проверять обоснованность обращения и достоверность информации, а также принимать решения по этим обращениям. Поэтому неправильно передавать им функции судов и правоохранительных органов.

Мы всегда с уважением относились к борьбе с недостоверной информацией, однако предложенный подход, при котором информация остается на сайтах-первоисточниках, а удаляются только ссылки из поисковиков, не кажется эффективным. Если кто-то не согласен с тем, что о нём написали в интернете, есть несколько способов разоблачить неправду. Например, написать свою точку зрения самому или обратиться с опровержением к администрации сайта. Когда речь идет о клевете, защите чести, достоинства или деловой репутации - обратиться в суд.

Мы считаем, что контроль за распространением информации не должен ограничивать свободный доступ к общественно-значимой информации. Не должен нарушаться баланс личных и общественных интересов.

В отсутствие возможности изменить основные принципы данного законопроекта, нам все же удалось убедить депутатов внести некоторые поправки. В некоторых существенных моментах к нашему мнению прислушались.

— Появилось обязательное указание в заявлении конкретной ссылки на информацию, которая может быть исключена из результатов поиска.

— Добавлен принцип исключения ссылок из выдачи только по запросам, содержащим имя или фамилию заявителя.

— Из-под действия закона выведены сайты, которые ищут только по собственным страницам.

— Увеличен срок работы поисковиков с требованиями заявителей - 10 рабочих вместо 3 календарных дней.

Оценить влияние нового закона на интернет можно будет только после его вступления в силу. Но уже сейчас очевидно, что основная нагрузка по разбирательствам ляжет на поисковые системы. Хотя сами поисковики никакой информации не распространяют и ответственности за ее публикацию не несут. Ситуация усугубляется еще и тем, что закон вводит нестандартные правила подсудности, приравнивая судебные иски о ссылке в интернете к искам об алиментах и нанесению вреда, и тем самым стимулирует людей обращаться не к сайтам, нарушившим права пользователя, а к поиску».

Мария Моева об индексации мобильных приложений

Специалист службы качества поиска Google Мария Моева в интервью Stone Temple Consulting рассказала о росте важности мобильных приложений

Google убрал посты брендов в Google+ из панели выдачи Сети знаний

Google убрал ссылки на недавние посты брендов в Google+ из панели выдачи Сети знаний...

ComScore: рынок десктопного поиска в мае не изменился

Согласно отчету компании ComScore о рынке десктопного поиска в США, доли Google, Microsoft, Yahoo, Ask и AOL в период с апреля по май практически не изменились

Datameer выпустил многоканальное аналитическое приложение

Аналитическая компания Datameer представила многоканальное приложение Marketing Analytics

Microsoft: Bing является самостоятельным многомиллиардным бизнесом

Во время обсуждения сделки Microsoft и AOL вице-президент Microsoft Рик ван дер Куи (Rik van der Kooi) заявил: «Мы глубоко преданы поиску

Яндекс запустил новую версию Яндекс.Работы

Яндекс сообщил о запуске новой версии сервиса для поиска вакансий Яндекс.Работа