Каждый второй россиянин, совершивший за прошедший год оплату в сети, делал это с мобильного устройства. Доля таких пользователей в возрасте от 18 до 34 лет еще выше – 61%. Это показали результаты исследования потребительского поведения российских интернет-пользователей, ежегодно проводимого компанией PayPal и российским исследовательским агентством Data Insight.
Во время проведения исследования выяснилось, что мобильные платежи по истине являются драйвером роста на рынке электронных платежей. Из тех людей, кто уже платит в cети, 19% делают это, в том числе, со своих планшетов, и 32% – со смартфонов. В России для оплаты в интернете используются 2 из 5 мобильных устройств (38%). Еще одна любопытная тенденция: 5% пользователей, совершающих онлайн-платежи, делают это только с планшета или смартфона (среди респондентов в возрасте от 18 до 24 лет доля таких респондентов достигает 9%). Кроме того, многие пользователи уже хорошо «вооружены» для активного использования мобильных платежей – 43% опрошенных владельцев смартфонов указали, что они установили на телефоны хотя бы одно платежное или банковское приложение.
Результаты исследования показали также, что независимо от изменений экономической ситуации в стране (и отчасти в связи с ними), россияне продолжают активно осваивать возможности сети для покупок и платежей. За последние 12 месяцев все больше российских интернет-пользователей совершали онлайн-платежи (63% респондентов в 2015 году по сравнению с 50% в 2014 году), делали покупки в зарубежных интернет-магазинах (31% против 18%) и переводили деньги другим людям (49% против 32%).
Удобство и экономия времени утвердились в качестве основного движущего фактора, влияющего на развитие электронной коммерции. По сравнению с 2014годом, доля респондентов, указавших этот фактор в качестве основной причины использования интернета при поиске, выборе и заказе товаров, выросла на 9 процентных пунктов – с 30% до 39%.
Все чаще люди обращаются к интернету, как каналу совершения покупок не только потому, что так они могут сэкономить или найти товары, которые недоступны в обычных магазинах, но и из-за того, что поиск информации и заказы через интернет стали крайне удобны и привычны.
Использование интернета для финансовых операций, будь то оплата услуг или перевод денег, становится привычным для все большего числа опрошенных. Так, 77% респондентов утверждают, что интернет обеспечивает более широкие возможности для оплаты и перевода денег. 57% считают, что онлайн-сервисы позволяют легче отслеживать расходы. 33% признают, что если платеж нельзя осуществить онлайн, выше риск, что они забудут о нем или что оплатят его с опозданием.
Исследование также показало, что, несмотря на экономическую ситуацию, наличные деньги теряют свои позиции в России. Только 5% респондентов держат все свои деньги на текущие расходы в наличном виде:
Использование интернета для покупок «на ходу» становится нормой: доля пользователей, которые ищут в сети информацию о продуктах и осуществляют заказ и оплату онлайн вне дома, офиса или учебного заведения, достигла 39% (в прошлом году она составляла 29%).
Владимир Малюгин, глава PayPal в России: «Мы выбираем мобильные технологии в первую очередь из-за комфорта, но в России интернет также означает более удобную работу с финансовыми сервисами, доступ к которым в противном случае был бы сложнее и дороже для многих пользователей. В этом году мы специально ставили целью изучить поведение жителей городов с населением менее 400 тысяч человек и людей старше 55 лет. Разница в поведении при использовании мобильных технологий между этими группами и, скажем, молодым поколением в Москве и Санкт-Петербурге постепенно стирается. Россия прошла критическую точку в освоении электронной и мобильной коммерции. Пока кто-то думает, нужно ли разрабатывать мобильное решение для своего бизнеса, покупатели идут дальше: 79% респондентов считают, что в будущем станет привычным использовать мобильные устройства для оплаты покупок в обычных магазинах, 63% – что мы будем платить с помощью носимых устройств. По мнению россиян, эти идеи станут реальностью в России в ближайшие годы».