Несколько фатальных ошибок начинающих интернет-магазинов

Самые распространенные ошибки начинающих интернет-магазинов, которые часто не принимают во внимание, но которые приводят к ситуации, когда продажи не идут, реклама не работает, а долги копятся.

Интернет-магазины (если это не продолжение большой торговой сети) – обычно классические стартапы, где несколько основателей решают проблемы инвестиций, кадров и бизнес-процессов. По некоторым подсчетам, сегодня в России около 40 тыс. магазинов. Через Яндекс.Маркет уже прошло больше половины от этого числа, и каждый день одни магазины закрываются, а на их место приходят новые.

Павел Алешин, генеральный директор компании Яндекс.Маркет рассказал о самых распространенных ошибках начинающих интернет-магазинов, которые часто не принимают во внимание, но которые приводят к ситуации, когда создатели, вроде бы, подошли к делу ответственно, но продажи не идут, реклама не работает, а долги копятся.

1. Технические ошибки

Ошибкой номер один может быть непродуманный сайт и попытки сделать «на коленке» мобильное приложение. Поскольку единого шаблона сайта, меню и оформления интренет-магазина нет, все решает фантазия. Как ни странно, чем проще сайт, тем больше на него будут возвращаться.

С приложениями все вообще неоднозначно. Крупный ритейлер может себе позволить создать качественное приложение и потратить деньги на его продвижение, а вот небольшая компания сильно рискует бюджетом и клиентами.

Кроме того, как мы помним, в России около 40 тыс. интернет-магазинов. Значит ли это, что люди установят на телефон 40 тысяч мобильных приложений? Вряд ли. Если мы посмотрим на зарубежные топы магазинов приложений, то мы там увидим только маркетплейсы и агрегаторы. Думаю, эта же тенденция будет и в России.

К техническим стоит отнести и проблемы со связью. Летом 2015 года специалисты Яндекс.Маркета провели исследование среди нескольких тысяч магазинов и обнаружили, что в будние дни 25% звонков от клиентов не принимаются вообще, а в выходные – целых 40%. И эти люди вряд ли когда-то снова перезвонят. Если единственный способ связи с интернет-магазином – мобильный телефон, желательно предусмотреть варианты маршрутизации вызовов и альтернативные каналы для обращений покупателей.

2. Реклама

Часто интернет-магазины подводят крайности с рекламой. Когда ее либо нет совсем, либо на нее тратится весь бюджет до копейки. Интернет (в отличие от ТВ, например) – весьма гибкий инструмент, и нет нужды платить за размещение сразу огромную сумму. Нужно пробовать разные варианты – контекст, социальные сети, баннеры, так можно увидеть, где обитает нужная аудитория и что ее привлекает.

Яндекс.Маркет даже специально инструктирует новые магазины при регистрации, чтобы они не выгружали на Яндекс.Маркет сразу весь свой ассортимент и не делали большие ставки в аукционе. Сначала лучше посмотреть статистику за 2-3 недели. К слову, на Маркете есть магазины, которые вообще в аукционе не участвуют (не борются за место в выдаче по определенным товарным запросам) и отлично живут только за счет органического трафика.

3. Тренды

Еще одна причина трудностей, которую не всегда принимают во внимание – товар просто «вышел из моды».

В 2015 году продажи электроники в ритейле упалина 37%, а в интернет-магазинах на 25%. Если небольшой магазин продает только дорогие смартфоны, возможно, стоит подумать о расширении ассортимента более доступными вариантами. Продажи смартфонов в штуках все-таки растут, но люди смотрят в сторону более демократичных моделей.

Так же бывает, что некогда популярные товары замещаются более продвинутыми. Например, количество поисковых запросов про радиотелефоны за два года уменьшилось в два раза. Люди практически полностью перешли на мобильные. Может происходить и закономерное насыщение рынка – например, все, кто хотел купить мультиварки, уже их купили, и рост в этой категории сильно замедлился. Просто нужно следить за тенденциями и поисковыми запросами, чтобы не отстать от поезда.

4. Нестандартные товары

Есть такие категории товаров, продажи которых в онлайне идут не по стандартному сценарию. Если этого не учитывать, можно также столкнуться с проблемами.

Например, тяжело идут продукты питания. Причина, в первую очередь, психологическая. Люди в целом готовы покупать то, что фасуется и упаковывается в заводских условиях (крупа, молоко и т.п.). Но не готовы доверить кому-то выбор яблок или мяса. А вдруг привезут не самые лучшие яблоки? Вдруг мясо едет не в холодильнике? Поэтому даже в онлайн-ассортименте крупных супермаркетов продукты обычно отсутствуют.

Есть свои нюансы и в торговле очень дорогими товарами – профессиональной техникой стоимостью несколько сотен тысяч рублей или продукцией модных брендов первой линии. Парадокс в том, что тут люди выбирают и сравнивают товар в интернет-магазине, а покупать идут в офлайн-магазин (где можно еще раз посмотреть, потрогать товар, прежде чем отдать за него приличную сумму). Сама продажа происходит в офлайне, а интернет-магазин работает в симбиозе с традиционным каналом продаж. Нужно учитывать, что когда речь идет о больших деньгах, поток покупателей движется только в одну сторону – из онлайна в офлайн.

Внешние причины

Есть объективные обстоятельства, на которые интернет-магазин не может повлиять, но с которыми может бороться правильными методами. Например, приход в город крупного ритейлера электроники портит жизнь небольшим интернет-магазинам.

Но достаточно выбрать уместную в таких случаях тактику. Это не борьба рекламных бюджетов или скидок. По статистике Яндекс.Маркета, в крупных городах (вроде

Новосибирска, Казани, Ростова-на-Дону) на федеральные сети электроники приходится около 40% трафика, остальные 60% успешно берут на себя локальные игроки. Места всем хватит.

Facebook закроет рекламную биржу FBX

Facebook намерен закрыть рекламную биржу Fasebook Exchange (FBX). Биржа позволяет покупать десктопную рекламу, нацеленную на пользователей, уже посетивших сайт рекламодателя
preview Google расширит доступ к функции учёта посещений магазинов в AdWords

Google расширит доступ к функции учёта посещений магазинов в AdWords

Google планирует расширить доступ к функции учёта фактических посещений магазинов в AdWords...
preview Google представил новые форматы рекламы и другие обновления в AdWords

Google представил новые форматы рекламы и другие обновления в AdWords

На мероприятии Perfomance Summit компания Google представила новые форматы рекламы и другие обновления в AdWords
preview Претенденты на покупку бизнеса Yahoo снизили свои ставки до $2-3 млрд

Претенденты на покупку бизнеса Yahoo снизили свои ставки до $2-3 млрд

Компания Verizon и другие претенденты на покупку основного бизнеса Yahoo готовы предложить за него $2-3 млрд...

Google открыл доступ к Universal App Campaigns разработчикам для iOS

На конференции для разработчиков I/O 2016 Google анонсировал несколько нововведений в рамках универсальных кампаний для приложений (Universal App Campaigns
preview Годовой оборот Amazon достиг $100 млрд

Годовой оборот Amazon достиг $100 млрд

Годовой оборот Amazon достиг суммы в $100 миллиардов. Об этом сообщил глава компании Джефф Безос (Jeff Bezos) во время ежегодного собрания акционеров