Влияние коммерческих факторов на ранжирование в Яндексе

В декабре 2013 года на конференции IBC Russia 2013 Александр Садовский из компании «Яндекс» сделал важное объявление: в поисковой системе Яндекс готовилось отключение учета обратных ссылок на сайты при ранжировании страниц по коммерческим запросам в Москве и Московской области. В марте 2014 это обещание было выполнено, и на первое место по важности вышли коммерческие факторы ранжирования.

Чтобы досконально изучить новые правила продвижения, компанией «Ашманов и партнеры» была оперативно открыта Лаборатория коммерческих факторов ранжирования, которая изучает, как именно улучшение различных качественных характеристик сайтов влияет на их позицию в поисковых системах Яндекс, Google и Mail.ru.

Специалисты компании рассказали о том, почему коммерческие факторы ранжирования страниц в поисковых системах сейчас так актуальны и можно ли понять, как именно они учитываются поисковыми системами.

Почему важно изучать коммерческие факторы ранжирования

Появление этой группы факторов ранжирования внесло существенные изменения в принципы продвижения сайтов агентствами. Теперь клиенты кровно заинтересованы в том, чтобы специалисты не просто закупали ссылки, а работали над повышением коммерческого потенциала сайта, а спрос, как известно, рождает предложение.

Вместе с тем, точное влияние тех или иных коммерческих факторов на позиции страницы в поисковой выдаче агентствам до сих пор неизвестно. Компания «Яндекс» такие данные не раскрывает, чтобы минимизировать возможность манипуляции со стороны оптимизаторов. Кроме того, алгоритмы Яндекса (и других поисковых систем) постоянно совершенствуются, а влияние отдельных факторов может существенно зависеть от тематики и/или частоты запроса, а также от предполагаемых Яндексом намерений пользователя, задавшего запрос.

Такая ситуация сформировала спрос на более детальное, пусть и не доскональное понимание общих принципов, которыми руководствуется поисковая система при оценке коммерческих характеристик сайтов.

Аналитические данные, собранные по достаточно большой выборке запросов и сайтов, позволяют увидеть связь (корреляцию) между наличием на сайтах тех или иных коммерческих функций (например, телефона 8-800, скидок и т. п.) и позицией страницы в топе поисковой выдачи.

Этого достаточно для того, чтобы при продвижении сайта не действовать вслепую. Кроме того, понимание степени корреляции между теми или иными факторами ранжирования и позицией страниц помогает правильнее расставить приоритеты и сосредоточиться в первую очередь на тех действиях, которые вероятнее всего дадут максимальный эффект.

Понимание коммерческих факторов позволяет также лучше разобраться в том, как работают все остальные факторы ранжирования — например, текстовые и ссылочные.

Общие соображения

Для понимания того, о чём пойдет речь ниже, необходимо учесть два общих вывода, которые были сделаны из анализа полученных данных.

Первый из них уже был упомянут выше: на ранжирование страницы сайта влияют не только ее собственные характеристики, но и параметры, относящиеся к сайту в целом. В принципе, в этом нет ничего особенно нового — например, известно, что индекс цитирования сайта (домена) в целом влияет на ранжирование его страниц. Однако сейчас можно с уверенностью утверждать, что это относится и ко многим коммерческим факторам: Яндекс активно учитывает в ранжировании страниц коммерческие параметры, значения которых вычисляются им для сайта в целом.

Например, наличие отзывов на сайте в целом скоррелировано с позицией, занимаемой страницей с сайта в выдаче, сильнее, чем наличие отзывов на этой конкретной странице.

Второй вывод — что для каждого параметра полезно оценивать не одну корреляцию, а две. Параметр может быть связан с попаданием сайта (страницы) в «широкий топ» Яндекса, но не влиять на попадание в десятку и вообще на позицию внутри топа. И наоборот, может быть сильная корреляция с позицией внутри топа при полном отсутствии корреляции с попаданием в топ-30. Разумеется, есть параметры, которые скоррелированы и с попаданием в топ, и с позицией внутри него — как есть и параметры, для которых никаких значимых корреляций вообще не обнаружено.

Кстати, то же самое верно и для Google, хотя и наборы параметров, для которых наблюдаются корреляции, и тип корреляции (с попаданием в топ или с позицией в нём), и ее сила для разных поисковиков может быть очень разной — это представляется нам косвенным подтверждением актуальности наших изысканий.

Поскольку для любого сайта найдутся запросы, по которым он не попадает даже в «тридцатку», для поисковой оптимизации важно учитывать оба вида корреляций — хотя параметры, напрямую скоррелированные с позицией, представляются более важными.

Наличие двух видов корреляции можно объяснить «двухступенчатым» ранжированием, применяемым современными поисковыми системами: сначала очень быстро по упрощенному алгоритму отбирается ограниченное количество (например, тысяча) наиболее перспективных документов, а затем эти документы более сложным (и медленным) алгоритмом выстраиваются в том порядке, в котором они представлены в результатах поиска.

Телефоны

Наличие телефона на сайте практически не влияет на попадание в топ-30 и слабо — на позицию внутри топа. Это, судя по всему, связано с тем, что телефон и так указан практически на всех коммерческих сайтах (99% в топе Яндекса, 98% — Google) — а те сайты, где его вообще нет, попадают в топ крайне редко.

А вот страницы, где нет телефона, встречаются чаще — возможно, поэтому и выводы о связи с ранжированием для наличия телефонного номера на странице сделать проще. Оказалось, что наличие телефона на странице для Яндекса слабо коррелирует с позицией внутри топа, и уверенно — с попаданием в топ.

Наличие (на сайте) нескольких телефонов также слабо скоррелировано с позицией в топе Яндекса, а наличие большого количества телефонных номеров демонстрирует уже уверенную корреляцию с позицией. В то же время, корреляции с попаданием в топ-30 в обоих случаях не обнаружено — в отличие от Google, где корреляция с попаданием в топ, напротив, сильная.

Что касается «качества» телефонов, то было изучено целых три связанных с этим параметра.

1. Для бесплатных телефонов с номером 8-800-... (их наличие проверялось вручную на сайте, и автоматически на странице) наблюдаются обе корреляции — и с позицией, и с попаданием в топ; последняя корреляция — более сильная.

Зависимость среднего значения признака (1 — на сайте имеется телефон 8-800...; 0 — нет) от позиции в топ-30 Яндекса. Значения падают по мере удаления от первой позиции. Для сайтов, не найденных «Яндексом» (NY), среднее значение признака ниже, чем для сайтов, попавших в топ-30 (Y).

Распределение средних позиций для найденных в Яндексе по различным запросам сайтов с телефоном 8-800... (зеленые столбики) и без него (синие столбики). Высота столбика — количество запросов, для которых данная позиция — средняя. Для сайтов, имеющих признак, распределение на нашей выборке заметно смещено влево, к более высоким позициям.

2. Наличие многоканального телефона или колл-центра (проверялось автоматически наличие соответствующих словесных маркеров) — никаких корреляций не выявлено.

3. Наличие на сайте только мобильного телефона (или телефонов) — это, очевидно, не лучшее свидетельство коммерческой мощи стоящего за ним бизнеса. И точно — для этого параметра выявлена обратная корреляция: чем выше позиция, тем реже на ней встречаются сайты, на которых нет никаких телефонных номеров, кроме мобильных. Корреляция с попаданием в топ, возможно, тоже есть, но она слабая — точнее, для ее констатации пока просто не хватает данных.

Обратный звонок и онлайн-консультант

Заказ обратного звонка и наличие на сайте онлайн-консультанта, как средств связи с клиентом, позволяют не потерять возможный контакт в случае, когда у клиента под рукой нет телефона или ему дорого звонить. Оба рассматриваются SEO-сообществом, как вероятные значимые коммерческие факторы, и по логике вещей следует ожидать, что их влияние должно быть примерно одинаковым. Однако на деле это совершенно не так.

Для обратного звонка наблюдается устойчивая корреляция с позицией внутри топ-30 и еще более сильная — с попаданием в топ. Отметим, что для Google корреляция с позицией тоже есть, но средний уровень признака для большинства позиций ниже, чем для Яндекса, и корреляции с попаданием в топ не наблюдается.

Зависимость среднего значения признака (1 — на сайте есть заказ обратного звонка; 0 — нет) от позиции в топ-30 Яндекса (вверху) и Google (внизу). Для Google корреляция выражена сильнее, чем для Яндекса, но при этом как для топ-30 в целом, так и для большинства позиций средние значения признака для «Яндекса» выше, чем для Google.

Интересно что, по крайней мере, для позиции корреляция с наличием возможности обратного звонка на сайте более выраженная, чем для с ее наличием на конкретной найденной странице. Как и в ряде других случаев, данные для страницы были получены двумя способами — асессорская оценка и автоматический анализ — и показали практически одинаковую картину.

А вот для всех рассмотренных нами видов онлайн-консультанта — форма чата, Skype, ICQ — корреляции если и есть, то сильно более слабые и менее устойчивые.

Для формы чата они наблюдаются в одних тематиках (например, для запросов про станки есть корреляция с попаданием в топ) и не наблюдаются в других. Для Skype и ICQ корреляций с ранжированием в Яндексе не наблюдается.

Несколько слов о ссылках

В рамках исследования помимо коммерческих анализировались и многие другие факторы — в том числе и ссылочные: ТИЦ, PageRank, количество внешних ссылок на домен, количество купленных ссылок на домен, количество купленных ссылок на URL. В целом, эти факторы (включая и платные ссылки) не просто продолжают «работать», но и остаются одними из самых сильных, причем они скоррелированы и с позицией в Яндексе, и с попаданием в топ.

Вот, например, графики по среднему количеству ссылок на домен (по данным Linkpad.ru) в зависимости от позиции для «Яндекса» и Google:

Видно, что падение среднего количества ссылок с ростом позиции в результатах поиска для Яндекса не менее сильное, чем для Google (при том, что среднее количество ссылок для Яндекса ниже).

Специалисты компании «Ашманов и Партнеры» надеются, что полученная информация позволит маркетологам и оптимизаторам определять приоритеты в работе по улучшению сайта, точнее планировать бюджет компаний и, как результат, получать больший возврат инвестиций в продвижение. Так, результатом использования данных Лаборатории стало повышение позиций клиентов агентства.

Google запрещает перенаправлять санкции на существующие сайты

На пятничной встрече в Google+ был рассмотрен вопрос о перенаправлении санкций

Google рекомендует избегать линкбилдинга

Специалист отдела качества поиска Google по работе с вебмастерами Джон Мюллер (John Mueller) во время видеоконференции ответил на вопрос, стоит ли веб-мастерам прибегать к...
preview Встреча оптимизаторов в Кокосе: мнения и прогнозы

Встреча оптимизаторов в Кокосе: мнения и прогнозы

В пятницу, 13 февраля 2015 года, Алексей Чекушин - технический эксперт компании Кокос.com (Kokoc Group) - провел Встречу оптимизаторов в Кокосе

Google добавил в мобильную выдачу возможность сохранять любимые места на Картах

Google добавил возможность сохранять любимые места на Картах прямо из мобильной поисковой выдачи

Google AdWords снял запрет на рекламу компаний, торгующих ссылками?

Маркетолог и SEO-специалист Рэнд Фишкин (Rand Fishkin) заметил, что Google AdWords перестал блокировать рекламу компаний, специализирующихся на торговле ссылками

WPN: Успех сайта возможен при наличии нескольких источников трафика, а не только Google

Обновления Google оказывают разрушительное влияние на сайты, процветание которых целиком зависит от трафика из этой поисковой системы