Устаревшая база Альтависты — последний удар по легенде?

Перепечатано с Searchenginewatch.com

Ранее в этом году было обнаружено, что Альтависта не обновляла ни один из региональных индексов в течение нескольких месяцев. Похоже, сейчас выяснилось, что и главная база данных поисковой системы не изменялась примерно такое же время.

Такая реклама системе совсем ни к чему. В течение последнего года Альтависта постепенно теряет свою аудиторию, в то время как Google только укрепляет свои позиции. Чтобы исправить положение, Альтависта в течение года повторяет, что система концентрируется на поиске. К сожалению, выполнить обещание не получается.
Ранее, в марте, Альтависта шумно анонсировала запуск новой индексирующей системы, которая должна была обеспечить переиндексацию всей базы минимум раз в месяц, а то и чаще, если в этом есть необходимость. Сейчас уже ноябрь и что-то не похоже, чтобы эта система работала. Такая задержка заставляет усомниться в серьезности намерений поисковика.

Справедливости ради надо сказать, что часть базы Альтависты совсем недавно была более свежая по сравнению даже с Google. В середине октября индекс сайта CNN отставал всего лишь на несколько дней. Это легко проверить, взглянув на дату обновления. Для сравнения — индекс этого же сайта в Google до сих пор датируется 13 сентября — чтобы узнать это, достаточно глянуть на кэшированную версию страницы.

Это, однако, скорее исключение из общего правила. Огромное количество страниц в базе поисковой машины устарело, и это признает сама компания. Только те сайты, которые заплатили деньги за индексацию, были проиндексированы или обновлены в базе.

Горестно вспоминать, что, когда Альтависта предложила услугу платной индексации, было обещано, что регулярная индексация “бесплатного” содержания в Интернете продолжится, хотя и несколько более медленными темпами — раз в месяц.
Свежая база — ключевой компонент любого индексирующего поискового сервиса, хотя проверить это довольно сложно. Общее правило требует, чтобы поисковый сервер выводил дату последнего посещения страницы — тогда проверить регулярность обновления может любой посетитель.

Все попытки добиться интервью с представителями компании на прошлой неделе потерпели неудачу. Вероятно, ситуацию усугубило то, что из компании на прошлой неделе ушел один из самых опытных пресс-агентов.

Ситуация напоминает прошлогоднюю — тогда все попытки Дэнни Салливана выяснить, как компания начнет восстанавливаться после неудач, заканчивались заявлениями очередного специалиста об уходе из компании. Специалисты технических подразделений также уходили. “Крысы бегут с корабля” — вот и все, что могло придти на ум после очередного ухода.

Как выразился Дэнни, “Я, вообще-то, не предсказатель, но ради Альтависты сделаю себе поблажку. Я думаю, что Google купит Альтависту в течение года. Нет, никто ни из Google, ни из Альтависты мне этого не говорил — это только мои измышления. Но не бессмысленные, на мой взгляд”.

Google хочет стать игроком на рынке корпоративных поисковых решений, внедряя поиск по intranet. Это застраховало бы компанию от капризов рынка потребительской рекламы. Проблема Google состоит в том, что компании желают иметь программное решение для поиска, их не устраивает устройство “удаленного доступа” для поиска по корпоративным данным.

Напротив, Альтависта имеет такое решение — и по отзывам многих, очень хорошее. Чего не хватает Альтависте, так это приличного индекса всего WWW.
Логическим шагом для Альтависты было бы отказаться от поддержки интернет-сервиса и сконцентрироваться на корпоративном рынке. Однако, вероятно, компания просто боится этого шага, который может повредить репутации корпоративного решения. Возможное соображение — “Если вы не можете индексировать интернет, как вы сможете индексировать интранет?”.

Единственный ответ заключается в том, что поиск в интернет и поиск в корпоративных сетях — совсем разные вещи. При некоторой схожести обоих, требования к ним довольно сильно отличаются. Плохая индексация вебсерверов не означает неспособности хорошо искать в интранет и наоборот.

Если бы Google приобрел Альтависту, то компания получила бы мощный толчок в области корпоративных решений. Кроме того, оставшаяся посещаемость тоже перешла бы на новый поиск. Альтависта, кроме того, владеет многими патентами. Вряд ли они угрожают аналогичным наработкам Google и других игроков рынка, но если есть возможность их получить за ту же цену, почему бы и нет?

К тому же, есть прецендент — в июне 2000 года Inktomi приобрела UltraSeek, отделение компании Go.com, занимавшееся поиском для интранет. Inktomi сразу получила хороший старт на новом рынке. Конечно, Google может разработать собственное решение с нуля. Новый акцент на индексации документов Microsoft Word и других типов файлов только подтверждает, что компания способна на это для того, чтобы выйти на новый рынок.

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.