Три минуты с Google

Tom Spring, PCWorld.com

Для миллионов людей доктор Эрик Шмидт является человеком, в руках которого все ключи от Интернета. Как старший управляющий поисковой компании Google, он привел фирму к нынешнему положению, как сервиса, предоставляющего простой интерфейс и быстрые, релевантные результаты.

Эрик Шмидт, 46 лет от роду, занял место управляющего компанией прошлым летом, после того, как его освободил Ларри Пейдж, сооснователь Google. Перед этим он занимал пост президента компании Novell, придя туда с должности директора по технологиям компании Sun Microsystems.

Сегодня его основная задача — вывести интернет-компанию «в люди», несмотря на то, что в настоящее время само понятие dot-com вызывает скептицизм.

PC World: Google утверждает, что он не использует навязчивую рекламу с помощью pop-up и баннерных показов. Google не применяет технологии показа платных ссылок в результатах поиска, и сам интерфейс системы не содержит коммерческих элементов. Как вы зарабатываете деньги?
Schmidt: Половина доходов компании поступает от показа платной текстовой рекламы на результатах поиска — т.н. AdWords. Вторая половина — от лицензирования поисковой технологии другим компаниям, как, например, Yahoo!

PC World: Вы говорили, что компания получает в сутки до 10 тысяч писем от компаний с вопросами, как они могут подняться в результатах поиска. Как вам удается балансировать между отсутствием рекламы на результатах поиска и размещением текстовых ссылок рекламодателей.
Schmidt: В нашем случае, модель размещения рекламы предусматривает отсутствие влияния рекламы на результаты поиска. Реклама выдается с отдельного сервера.
PC World: Google добавил к базе поиска архивы сообщений UseNet за 20 лет и сейчас тестирует бета-версию поиска по каталогам. Что еще вы планируете предложить пользователям?
Schmidt: Поиск по каталогам является хорошим примером нового сервиса — он был сделан в течение 6 месяцев двумя работниками. Инфраструктура Google хорошо отработана, что облегчает добавление новых приложений.
Как правило, мы не сообщаем о подготовке новых сервисов или возможностей. Но одно очень важное свойство уже добавлено — база поиска стала более своевременной. Когда я пришел в компанию, Google устаревал каждые две недели, посколько цикл индексации составлял месяц. Мы ставим себе целью ежедневное обновление базы.

Для этого мы отрабатываем алгоритмы определения сайтов с высокой посещаемостью, высоким значением PageRank, чтобы обновлять их так часто, как только возможно.
Другой сервис, который мы только недавно добавили — Обзор новостей. Робот читает все газеты и ежечасно конструирует из них свою газету — ни один человек в этом не участвует.
PC World: Какие выводы вы сделали из ошибок других поисковых систем?
Schmidt: Во-первых, не стартовать так рано. Я имею в виду, становиться реальным бизнесом. Второе — оставаться поиском. Многие компании, которые я не хочу называть, так много пытались сделать сразу, что забывали о поиске. Они попросту проспали новую революцию в поиске, открыв этим дорогу для нас.
PC World: Видите ли вы в будущем Google как сеть?
Schmidt: Может быть, в будущем. Но сейчас, мы очень сильно загружены и концентрируемся только на поиске.

PC World:Так вы не хотите быть следующим Yahoo?
Schmidt: Мы делаем поиск. Yahoo представляет из себя множество сервисов. То, что делает Google, очень ограниченно. Это не то, на что ориентируются Yahoo или AOL. Наша стратегия не выиграть у них — это наши клиенты.
PC World: Что новое возможно в поиске и как этого достичь?
Schmidt: Технология постоянно развивается и компании — не только поисковые — не должны бояться обогнать нас.
Когда в последний раз был построен компьютер или целая сеть, стремящиеся использовать преимущества дешевого траффика, памяти и удобства персональных компьютеров? Большинство компаний до сих строят мэйнфреймы на базе старых архитектур.

В Google, например, мы применяем дешевую память DRAM в качестве носителя информации, вместо жестких дисков — это кажется невероятным, но такое решение дешевле. DRAM в 200000 более эффективна при этом, гораздо быстрее отрабатывая запросы.
В поиске достаточно места для развития, будь-то алгоритмы или системная архитектура.
PC World: Главная проблема Google на сегодня?
Schmidt: Управлять развитием. Наши серверы перегружены. Не хватает DRAM памяти. Мы устанавливаем новые компьютеры. Добавляем новые технологии показа рекламы. Наши проблемы — это проблемы роста.
PC World: Насколько большим может стать Google?
Schmidt: Было бы ошибкой предсказывать размер настолько нового рынка. Эта модель пока не проявляет тенденции к замедлению. Мы пока стараемся захватить столько, сколько сможем — а, когда будем близки к этому, определим остальные проблемы.

PC World: Что персонально Вы принесли в компанию?
Schmidt: Я себя ощущаю технарем. Смешно, но именно как техник я здесь не используюсь. В основном, я работаю менеджером.
Нынешнее поколение технарей гораздо лучше, чем я. Они быстрее и понимают лучше. Я могу принести деловые качества и опыт управления. Люди в Google молоды. Каждый день у них возникают сотни новых целей. Я стараюсь сдерживать их. Каждый день я повторяю — «Это мы делаем. Сравнимо ли с этим, то, что делаешь ты, и изменит ли это мир?»

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.