Незаменимые помощники оптимизатора

Наверное, не стоит в очередной раз говорить о важности раскрутки сайта для успеха в бизнесе. Ведь большинство солидных компаний сейчас ведут если не всю свою деятельность, то львиную ее долю через Интернет, а следовательно, успех бизнеса прямо пропорционален успеху сайта. Успех же сайта напрямую зависит от поисковых машин — понравится им ваш сайт или нет. Вот тут-то и возникает большинство проблем — ведь поисковиков-то много, а сайт у вас один, всем не угодишь… Но в этом и нет никакой необходимости. Ведь все поисковики работают по одной системе — стараются дать посетителям как можно более точные результаты поиска, ведь если посетитель не найдет того, чего он ищет с первого раза на AltaVista, то он пойдет на Google, а AltaVista потеряет посетителя. Поэтому все поисковые машины стараются отладить свои алгоритмы так, чтобы человек остался доволен и приходил еще и еще, вот тут-то ему можно и рекламку подсунуть, и баннерок привлекательный, и подзаработать немного на прохождении пользователя по одной из платных ссылок… Но факт остается фактом — ВСЕ МАШИНЫ ИЩУТ ТЕКСТ, поэтому первоочередная задача при раскрутке сайта — написать хороший содержательный текст и при этом написать его так, чтобы угодить всем, или хотя бы большинству поисковиков. Интернет, все-таки текстовая среда, но и красивый, броский дизайн тоже играет немаловажную роль. Так как же найти ту золотую середину между дизайном и текстом? Искусство нахождения этого компромисса называется поисковой оптимизацией, в англоязычных источниках — SEO (Search Engine Optimization). Для поисковой оптимизации существуют некоторые общие формулы и способы размещения такого текста на сайте.

Итак, как же это все работает? Есть множество нюансов, которые следует учитывать при выборе оптимизационной стратегии, но основные отправные моменты состоят в следующем:

* Подбирайте только те ключевые слова, по которым вас будут искать, и по которым нет большого состязания. При большом соперничестве за слово (как правило, это обобщенное слово) пробиться на вершину рейтинга вам будет непросто.
* Оптимизируйте ваши мета-тэги. Помните, что ключевые слова подбираются для каждой страницы индивидуально, ни в коем случае не старайтесь впихнуть в тег ключевых слов на каждой странице все возможные слова — вам никогда не удастся таким образом обмануть поисковых роботов.
* Оптимизируйте текст страницы. Проверьте, насколько оптимальна частота ключевых слов в тесте (желательно, чтоб она не выходила за 2-7 процентов ни в ту ни в другую сторону). Постарайтесь разместить как можно больше ключевых слов в начале страницы, в первых нескольких абзацах, а также в самых последних предложениях, — такие места наиболее ценятся поисковиками.
* Разместите ключевые слова в таких элементах разметки как заголовки Н1-Н3, текстовые ссылки, alt-тэги и названии страницы (тег TITLE).
* Обычно веб-мастера помещают JavaScript и таблицы стилей в начале страницы, что заставляет робота перелопачивать десятки и даже сотни линеек кода. Оптимизируйте HTML-код ваших страниц. Вынесите JavaScript и CSS в отдельные файлы, поскольку они попросту засоряют страницы.

Звучит сложно? Да, так оно и есть. В мире существует множество специалистов веб-оптимизации, отслеживающих изменения алгоритмов поисковиков, публикующих горы материалов на эту тему, и делающих на этом большие деньги. Но не каждый вебмастер может себе позволить посвятить все свое время погоне за эфемерными алгоритмами. Если он имеет в своем ведении большой сайт, а тем более несколько сайтов, такая задача выходит в разряд практически невозможных. Вот тут-то и приходят на помощь специализированные программы для оптимизации и автоматической подачи страниц на регистрацию на поисковых машинах. Известно несколько таких программ, все они имеют свои недостатки или преимущества. Рассмотрим наилучшие из них.

Программа Web Position Gold (http://www.webposition.com) является довольно раскрученной в мире торговой маркой. Серьезная программа с серьезными амбициями, позволяющая довольно эффективно производить оптимизацию веб-страниц и регистрацию сайтов на поисковых машинах. Программа выполняет множество из вышеперечисленных функций, содержит довольно большую базу поисковых машин, генерирует дорвей-страницы и анализирует трафик. Недостатком данной программы, как ни странно, является ее популярность, поскольку некоторые горе-пользователи так злоупотребляли этой программой, что Google стал распознавать ее и на некоторое время блокирует IP-адрес, с которого осуществляется заход.

Еще одна солидная программа — AddWeb (http://www.cyberspacehq.com/products/addweb/). Ничего не скажешь, программа хороша, много полезных модулей и функций, очень красивый интерфейс. Но основную проблему данного программного обеспечения составляет его сложность в пользовании. Кроме того, ни AddWeb, ни Web Position Gold не поддерживают кириллицы, что полностью исключает работу с русскоязычными сайтами.

Для русского же вебмастера огромный интерес представляет пакет оптимизационного программного обеспечения NetPromoter (http://www.Net-Promoter.com). Это единственный на данный момент пакет программ, адаптированный для Рунета и отвечающий всем требованиям русскоязычного пользователя. В пакет входят следующие полезные программы:

* Domain Name Checker позволяет одним кликом мыши найти броское доменное имя для вашего сайта. Программа поддерживает проверку всех известных международных TLD и большинства национальных.
* Редактор файлов robots.txt и анализатор лог-файлов позволяет отслеживать визиты роботов к вам на сайт и запрещать индексацию некоторых областей сайта. Анализатор лог-файлов распознает пользовательские агенты практически всех мировых роботов, а при обнаружении новых добавляет их в свою базу данных.
* Редактор мета-тэгов, позволяет визуально редактировать большинство предусмотренных спецификацией HTML мета-тэгов.
* Link Utility — программа для проверки работоспособности сайта, поиска и починки неработающих ссылок, а также файлов-сирот, то есть файлов, на которые не ссылается ни один документ сайта.

Особо остановимся на программе Page Promoter. В новую версию 6.1 было внесено много изменений со времени выхода предыдущей версии. Так, был изменен модуль Анализатора веб-страниц, который теперь не только механически подсчитывает частоту повторения ключевого слова в тексте страницы, но и анализирует HTML-код страницы, дает отчет с конкретными рекомендациями по улучшению кода, то есть, если по какому-либо из перечисленных выше оптимизационных параметров ваша страница “не дотягивает”, вы будете проинформированы об этом. В модуле анализатора цитирования были добавлены новые поисковые машины. Значительно улучшен генератор дорвей-страниц, предоставляющий также возможность загрузки готовых страниц на сервер, подачи на регистрацию, детальный их анализ и проверку рейтинга. Появился новый визуальный редактор файлов robots.txt, который позволит вам быстро и, главное, правильно поставить барьер на пути нежелательных поисковых роботов. Кроме того, программа содержит некоторые модули, которые станут просто незаменимыми помощниками любого вебмастера, такие как Генератор ключевых слов, использующий для подбора списка синонимов услуги Overture, Google, AltaVista и других. Модуль автоматической подачи на регистрацию значительно облегчит работу по регистрации как обычных страниц вашего сайта, так и дорвей-страниц на поисковые машины, каталоги и FFA сайты.

Ну как, ваше настроение улучшилось? Как видите, одни в таком сложном деле как оптимизация и раскрутка сайта вы не останетесь. Как минимум несколько хороших помощников в виде полезных программ вы уже сможете найти. Но такая схема не всем подходит, ведь для оптимизации сайта вам понадобится недюжинная вебмастерская сноровка. Можно еще более упростить свою жизнь — нанять фирму, специализирующуюся в области раскрутки. Благо, подобных сервисов хватает — та же фирма NetPromoter при покупке вами полного пакета программного обеспечения сделает вам обзор сайта и предложит способы достижения наивысших позиций рейтинга по вашим ключевым словам.

Прежде, чем приступить к веб-оптимизации, помните, что может пройти много времени, прежде чем ваш сайт достигнет желаемых позиций. Поисковые роботы медлительны, даже если вы дадите им знать о вашей новой странице или сайте, может пройти около двух недель, прежде чем вас посетят. Все это время вы можете посвятить изучению материалов по оптимизации, и постараться добиться состояния максимальной оптимизации ваших страниц, так, чтобы когда они придут, вы могли встретить их во всеоружии. Вы сами увидите, это увлекательное дело. Кто знает, возможно, вам даже захочется посвятить все свое время этому занятию. А пока — успеха вам и высокого рейтинга!

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.