Сергей Баиров: NetPromoter развивается в соответствии с требованиями рынка

Виктор Захарченко

В эпоху лавинообразного роста числа новых интернет-проектов, продвижение ресурса в Сети становится насущным вопросом для любого сайта, претендующего на популярность. Решение этой задачи невозможно без творческого подхода, но и качественный инструментарий играет в данном процессе далеко не последнюю роль. О предлагаемых рынку инструментах для продвижения сайта в Сети в интервью рассказывает Сергей Баиров, исполнительный директор компании NetPromoter.

— Сергей, для начала расскажите немного об истории создания вашей компании.

— История достаточно заурядная. Изначально компания друзей занималась оффшорным программированием, продвижением сайтов западных заказчиков на западном же рынке. В 1999 году мы решили сосредоточить свои усилия на вопросах оптимизации и поискового продвижения, причем ориентированы были в основном на западный рынок. Практически почти сразу возникла потребность и задумка создать собственное программное обеспечение для оптимизации, поскольку российских аналогов не существовало вообще, а западные по тем или иным причинам не удовлетворяли нашим требованиям. Таким образом, была создана программа Page Promoter – простенький на то время прототип теперешней программы, основным заданием которого была регистрация страницы на как можно большем количестве поисковых машин. Общего у той программы с нынешней, похоже, только название и направление. В связи с тем, что большинство сотрудников были программистами, программа начала активно разрастаться, появились новые модули, некоторые из этих модулей, в свою очередь были выделены в отдельные программы. Так появился пакет программ NetPromoter. В 2003 году мы обратили внимание на российский рынок и начали адаптацию пакета под Рунет. Была добавлена российская база поисковиков в модуль регистрации Page Promoter’a, все программы были оснащены поддержкой кирилличных кодировок, русифицированы интерфейсы и помощь к программам. И, возможно, что самое главное программа стала обеспечивать полноценную лингвистическую поддержку русского языка. Таким образом, NetPromoter стал не только первым комплексом для продвижения, мониторинга и анализа ресурса, учитывающим русскую морфологию, но и по сегодняшний день является единственным программным обеспечением, делающим это тем же способом, как и ведущие российские поисковые машины.

— Таким образом, мы плавно переходим к вашему основному продукту – комплексу NetPromoter.

— На сегодняшний момент в комплекс NetPromoter входят пять программ, которые обеспечивают весь спектр работ по анализу, продвижению и управлению ресурсом. Кроме того, приобретая комплекс, клиент получает Анализ и Аудит Сайта, представляющий собой отчет, как правило, более 50 печатных страниц, содержащий перечень допущенных ошибок (с точки зрения поисковой оптимизации) и упущенных возможностей, анализ сайтов-конкурентов, определение семантического ядра и детальные рекомендации по повышению рейтинга сайта с помощью программ комплекса NetPromoter. Таким образом, клиент получает детальный пошаговый план оптимизации ресурса клиента с помощью наших программ, не требующий от пользователей специальных знаний. Кроме того, мы осуществляем консультационную поддержку по работе с нашим программным обеспечением.
Необходимо сказать, что до конца года нашим клиентам будет представлена новая среда для анализа, продвижения и управления ресурсом.

— Расскажите, пожалуйста, детальнее об этом новом продукте.

— Для этого необходимо рассмотреть сегодняшнюю ситуацию. Объединение пяти программных продуктов в комплексе на сегодняшний момент позиция скорее маркетинговая, чем технологическая. Безусловно, продукты сами по себе имеют длительную историю и достаточно добротные. Однако интеграция продуктов между собой все же недостаточна. Мы достигли того уровня развития, когда предпочитаем делать качественные, а не количественные изменения. Новый продукт будет представлять собой единую среду с единым интерфейсом, сохранением проектов, объединяющую функциональность существующего программного обеспечения. Таким образом, будет достигнут принципиально новый уровень возможности работы с нашим программным обеспечением.
Естественно, мы традиционно сделаем бесплатным переход на новую среду для уже существующих клиентов, так же как на протяжении всего периода существования нашей компании. И это принципиальная позиция.

— Выстраиваются ли у вас с кем-то партнерские отношения в Рунете? Как строится работа?

— Компания NetPromoter очень серьезно относится к программным разработкам. Для разработок новых версий программных продуктов мы привлекаем сторонние компании, которые являются безусловными лидерами профильных направлений. Так, например, было организовано сотрудничество с компанией HotLog при разработке статистической составляющей версии 6.2 программы Page Promoter. Было заказано исследование рынка российских поисковиков с точки зрения их важности и необходимости их присутствия в базе данных модуля сабмита. Стояла задача создать полную и оптимальную базу российских поисковых машин и директорий. Для этого необходимы были серьезные статистические исследования. Таким образом, выбор компании, предоставляющей статистику, был обусловлен тем, что компания HotLog является одним из крупнейших провайдеров статистики интернет-сайтов. Существует договоренность о регулярном проведении подобных статистических исследований для обновления базы.
Чтобы обеспечить качественную лингвистическую поддержку русского языка в версии 7.1 программы Page Promoter, мы обратились к одному из ведущих российских разработчиков лингвистических технологий Андрею Коваленко. Достаточно будет перечислить предыдущие внедрения ранее разработанных им технологий — Апорт, МедиаЛингва, Рамблер, МЕТА, АРБТ, Консультант+ — чтобы оценить уровень предлагаемых Андреем решений. И в этот раз Андрей Коваленко подтвердил высочайшее качество разрабатываемых программных продуктов.
Вот, какое мнение по поводу партнерства сложилось у представителей этих компании.
Галина Жукова, менеджер проекта HotLog:
«Мы очень рады, что приняли участие в разработке новой версии программы Page Promoter, так как раньше российскому пользователю программы подобного уровня были доступны только в англоязычных версиях. Особо приятно осознавать, что наконец-то и к нашим российским разработчикам программного обеспечения пришло понимание того, что все значимые изменения в их программные продукты и, в особенности те, которые рассчитаны на массового потребителя, необходимо производить после тщательного статистического анализа. И вряд ли такой анализ по силам компаниям, которые не специализируются на подобных исследованиях. Конечно, это заметно увеличивает стоимость разработки, однако это далеко не та графа расходов, на которой можно сэкономить.»
Андрей Коваленко, разработчик лингвистических технологий:
«Меня всегда удивляло, почему многие отечественные компании-разработчики программного обеспечения, столкнувшись с какой-либо проблемой, вместо очевидного, даже неискушенному в данном вопросе человеку решения, — обращения к специалистам — зачастую начинают изобретать велосипед сами. Казалось бы, ни для кого не секрет, что монтаж водопровода стоит доверить сантехнику, а выпечку хлеба — пекарю! В результате самостоятельного решения такого рода вопросов, как правило, на выходе получается либо срыв сроков (см. Правила Ашманова), либо нечто колченогое, либо оно же, но еще и со срывом сроков проекта.»
Необходимо отметить, что мы очень довольны сотрудничеством и надеемся в дальнейшем при разработке нашего программного обеспечения привлекать экспертов в профильных областях.

— Расскажите Ваше видение сегодняшней ситуации и перспективы развития программного обеспечения для анализа и поискового продвижения ресурса.

— Я бы отметил два основных направления, которые являются наиболее перспективными. Во-первых, это создание и развитие интегрированных комплексов, которые будут закрывать весь спектр работ по анализу, продвижению и управлению ресурсом. Не смотря на то, что мы достаточно уверенно чувствуем себя в этом направлении, мы видим пути для дальнейшего совершенствования и прогресса. Это и объединение в единую среду, о котором я говорил выше, и, возможно, интеграция с другими направлениями.
Но я бы хотел детальнее остановиться на втором направлении развития, ситуация с которым мне видеться более проблематичной. Принятие решений по дальнейшему развитию ресурсов, безусловно, базируется на статистике. Давайте разберемся, есть ли на сегодняшний день у менеджера инструмент для контроля состояния веб-ресурса в точках критичных для повышения уровня посещаемости сайта целевыми пользователями и соответственно увеличения уровня продаж. Я думаю, что большинство менеджеров скажет «нет». В чем тут вопрос? На мой взгляд, ситуация вызвана не столько сложностью программного обеспечения для анализа и статистики, сколько традиционной ориентированностью его в первую очередь на веб-администратора, но ни в коем случае не на менеджера. Но если анализ и, соответственно, принятие решений по развитию ресурса базируются исключительно на данных предоставляемых веб-администратором, то складывается абсурдная ситуация, при которой планы о дальнейшем развитии и, что самое главное, мониторинг существующей ситуации производится, а самое главное – трактуется людьми, занимающимися непосредственно продвижением сайта – веб-мастерами. Безусловно, с точки зрения менеджмента, такая ситуация недопустима.
NetPromoter проводит курс на создание среды для оценки и контроля состояния ресурса доступной не только для веб-мастеров, но и для руководителей компаний, развивающих свое представительство в Сети. Разработка комплекса программ для людей, обладающих самыми базовыми знаниями, интуитивный интерфейс программ, многоплановая система отчетов и постоянная поддержка со стороны наших сотрудников должны обеспечивать возможность руководителю самостоятельно мониторить ситуацию.
Таким образом, менеджер компании получает инструмент для объективной оценки и аргументированного обсуждения темпов развития сайта как с партнерами по продвижению, так и непосредственно с исполнителями внутри компании, не испытывая при этом дискомфорт от недостаточного уровня компетентности в данном вопросе.
Мы бы хотели, чтобы руководители забыли о той ситуации, при которой им приходилось принимать на веру не только оценку нынешнего состояния ресурса, но и перспективы его развития. Востребованными будут продукты, используя которые, менеджер сможет стать полноправным участником процесса принятия решений по развитию ресурса.

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.