Обзор технических решений для интернет-магазинов

Одними из ключевых решений для электронной коммерции, являются технические решения, то есть системы управления сайтом. Логически их можно разделить на системы управления наполнением ресурса, так называемые CMS и программы для продвижения, ведения, мониторинга и анализа статистики. Рынок технических решений для электронной коммерции довольно обширен, поэтому в данной статье мы попытаемся сконцентрироваться на основных функциональных возможностях существующих платформ, которые необходимы, на сегодняшний день, для эффективного ведения процессов связанных с технической стороной, а также ознакомить вас с некоторыми новинками.

Для начала рассмотрим CMS системы, которые, собственно, и будут составлять основную часть вашего интернет-магазина. CMS существует огромное количество и, с каждым днем, их становится все больше и больше. Существуют целые порталы, которые занимаются обзором новинок в этой области. CMS можно условно разделить на 2 вида – коммерческие и некоммерческие, или же платные и бесплатные. Бесплатные системы обычно распространяются под лицензией GPL и, соответственно, за их поддержку обычно никто не отвечает, кроме того, никто не отвечает за сохранность и безопасность ваших данных. В случае приобретения платной CMS , обычно, разработчик берет на себя обязательства по поддержке продукта, исправления ошибок, консультаций, относительно использования их систем.

Каждая из платных или бесплатных систем может, в свою очередь, делиться на следующие типы:

  • С открытым кодом – предоставляется в форме открытого исходного кода, не требует декодирования, позволяет изменить функциональность в любой момент;
  • С криптованным кодом – предоставляется в закодированном виде, никаких изменений в коде делать нельзя, для работы требуется специальное дешифровальное ПО. Все обновления, как правило, требуют полной перезаливки исходного кода;
  • На сервере владельца – владелец CMS выделяет вам место на своем сервере без доступа к исходникам. Все управление осуществляется через контрольную панель.

Каждый из этих типов имеет свои плюсы и минусы. Так, для исходников с открытым кодом основные плюсы это легкая переделка функциональности, возможность дописывания и изменения по требованию, а к минусам можно отнести упрощенный механизмам поиска дыр и их использованием другими пользователями.

Минусы криптованных CMS это в первую очередь отсутствие гибкости при изменениях, трудность переноса и т. д.; к плюсам же можно отнести повышенную защищенность от взломов и от воровства исходных кодов.

Плюсы использования CMS на сервере разработчика – это оперативная поддержка, отсутствие проблем переноса, к минусам можно отнести тот момент, что в большинстве случаев такое сотрудничество включает в себя абонплату. Кроме того, вы не являетесь конечным владельцем своего магазина, зачастую специфические потребности труднореализуемы.

После выбора типа CMS системы, вам необходимо определить какая же из конкретных CMS этого типа вам наиболее подходит. Для этого существует набор критериев, которые в свою очередь позволяют выбрать наиболее подходящую вам систему.

Универсальность системы – показатель применимости продукта для решения различных задач. Например, возможность использования данной платформы для разработки электронных СМИ, онлайн-магазинов или промо-сайтов.

Гибкость архитектуры – наличие возможности изменять структуру сайта, данных, в том числе:

  • возможность редактирования шаблонов дизайна;
  • наличие API–интерфейса для разработки приложений;
  • модульная структура подключения объектов/функционала.

Функциональные возможности:

  • формирование динамической структуры сайта;
  • наличие визуального редактора;
  • поддержка многоязычности сайтов;
  • возможность отмены совершенного действия;
  • инструменты для поиска информации.

Администрирование – возможность многопользовательского доступа к системе, возможность разграничения прав доступа к разделам, разграничение доступа по различным профилям пользователей.

Обеспечение документооборота – возможность обеспечения жизненного цикла каждого объекта в зависимости от уровня доступа пользователя.

Функциональные модули – наличие стандартных и специфических функциональных модулей в системе, в том числе:

  • новостная лента;
  • каталог товаров;
  • форум;
  • опрос;
  • формы для обратной связи

Юзабилити – уровень знаний технических навыков, которым должен обладать конечный пользователь, чтобы грамотно пользоваться
системой:

  • дизайн интерфейса;
  • интуитивность;
  • удобство навигации.

Огромное значение имеет возможность настройки интерфейса системы в зависимости от поставленных задач. В данном случае учитываются поддержка различных языков административного интерфейса, управление личными настройками пользователя, наличие различных вариантов дизайна (скинов).

Переносимость – возможность переноса сайта на/из системы, возможность импорта/экспорта данных из СУБД.

Устойчивость к нагрузкам – пропускная способность сайта на системе, возможность кэширования, масштабируемость.

Технические требования — список технических условий, необходимых для успешной эксплуатации системы, в том числе:

  • возможность работы с различными СУБД;
  • возможность установки на разных серверных платформах;
  • установка специализированного ПО;
  • требования к аппаратной части.

Безопасность – уровень защищенности системы, качество и регулярность выпускаемых патчей и так далее.

Кроме базовых критериев существуют также основные требования по функциональности CMS , которые необходимы для эффективной работы.

Среди дополнительных требований можно особо выделить возможности импорта и экспорта информации, интегрированные системы документооборота, на которых более детально остановимся далее, интегрированные CRM системы, которые в последнее время приобретают все большую популярность, системы общения с клиентом, системы эффективной индексации и поиска информации, интеграция с платежными системами, системы управления нагрузками, системы защиты информации и, один из самых важных функциональных моделей – это модуль адекватной статистики.

Более детально рассмотрим модуль импорта и экспорта информации, который при больших объемах работ поможет вам сэкономить уйму времени и усилий. Такой модуль должен включать в себя следующие возможности.

Во-первых, он должен предусматривать импорт из таблиц поставщиков, позволяющий добавлять или изменять базу товаров из файлов, предоставляемых поставщиками. Наверняка большинство из вас сталкивалось с тем, что у каждого поставщика есть свой формат. Наиболее удобный вариант – это синхронизация с 1С, поскольку формат экспорта и импорта у этой разработки стандартный и хорошо документирован в спецификации. Возможность экспорта товаров для торговых площадок, на сегодняшний день вряд ли будет для кого-нибудь диковинкой, поэтому данный модуль обязательно должен присутствовать в той CMS , на которой вы собираетесь размещать свой интернет-магазин. Экспорт данных для других магазинов незаменим при ведении партнерских программ и создании сети магазинов. Это значительно экономит время при ведении такого рода деятельности.

Наряду с возможностью импорта/экспорта немаловажной является и система документооборота.

Важность и оптимизацию временных процессов легко оценить, подсчитав сколько времени уходит на выписку счетов, платежек, отправку внутренних сообщений, составление отчетов и поиск конкретного заказа. Для оптимизации и сокращения времени, требуемого на эти процессы, и были созданы системы документооборота, которые включают в себя модули подготовки финансовых документов, внутреннюю переписку, распределение обязанностей участников, модули, которые позволяют отследить статус заказа на каждом из звеньев, составление отчетов по деятельности каждого звена.

Проанализировав плюсы и минусы каждого решения можно выбрать наиболее оптимальный для себя вариант. Вот список наиболее популярных решений:

01.jpg

В пределах одной статьи тяжело разобрать каждый из представленных продуктов. Я бы хотел остановиться на наиболее удачном на российском рынке решении – Битрикс: Управление сайтом. Программный продукт “Битрикс: Управление сайтом” позволяет разработать, поддерживать и развивать различные веб-проекты: корпоративные сайты, информационные порталы, интернет-магазины, сайты электронных СМИ и другие веб-ресурсы, а также проводить анализ аудитории сайта и оценивать эффективность рекламных кампаний. На основе многосайтовой версии продукта можно создавать неограниченное число сайтов с единой системой управления.

“Битрикс: Управление сайтом” протестирован компанией Positive Technologies на предмет уязвимости продукта ко всем видам известных атак на веб-приложения, продукту присвоен статус “Безопасного веб-приложения” и выдан сертификат соответствия.

Продукт полностью документирован. Коммерческая версия продукта поставляется в исходных текстах. Все обновления продукта и новые модули можно скачивать по технологии SiteUpdate для поддержки постоянной актуальности системы.

В конечном счете, даже если после ознакомления с готовыми решениями вы не можете выбрать одно, удовлетворяющее все ваши требования, вы можете заказать разработку с учетом своих потребностей и пожеланий, однако следует помнить о том, что своя разработка зачастую может оказаться дороже в обслуживании, чем готовый продукт.

Как правило, наиболее популярные системы управления сайтом предоставляют встроенные базовые инструменты для ведения статистики, но для серьезного проекта нужны серьезные статистические инструменты. По каким же критериям выбирать инструмент для продвижения и контроля над процессами, которые напрямую не влияют на функционирование сайта, но являются неотъемлемой составляющей успешного веб-проекта?

Рассмотрим основные требования для модулей, которые должны присутствовать в ПО для продвижения интернет-проекта:

  • Модуль регистрации в каталогах – может работать как на предустановленной базе каталогов и поисковиков, так и иметь возможность добавления своих ресурсов для регистрации;
  • Проверка позиций – модуль, который отвечает за сбор и анализ позиций сайта на поисковиках и каталогах по указанным запросам с сохранением в базе данных и возможностью просмотра динамики;
  • Проверка цитируемости – модуль, отвечающий за сбор и анализ данных о цитируемости ресурса на поисковых системах, желательно также с возможностью просмотра динамики во времени;
  • Работа со ссылками – модуль, отвечающий за процесс поиска, общение с партнерами и непосредственно за сам процесс обмена ссылками;
  • Проверка внутренних ссылок – модуль, отвечающий за сканирование ресурса и поиск «битых» ссылок и ошибок в структуре;
  • Подбор ключевых слов – модуль, который отвечает за поиск и ранжирование ключевых слов по популярности на разных поисковых системах и специализированных сервисах;
  • Сбор статистики – модуль, отвечающий за генерацию логов посещения сайта для последующего их анализа;
  • Анализ статистики – модуль, который отвечает за анализ статистических данных и генерации разнообразных отчетов, необходимых пользователю;
  • Работа с PPC – модуль, отвечающий за сбор статистики и работу с PPC системами в едином интерфейсе;
  • Морфологические модули – модули, которые отвечают за поддержку особенностей языков при работе со статистикой, текстовой оптимизацией и т.д.
  • При более детальном разборе модуля для анализа и мониторинга сайта, к идеальному решению можно выдвинуть такие требования:

    • Сбор статистики переходов с различных типов рекламных площадок – партнерские сайты, баннерные сети, РРС-реклама;
    • Подсчет конверсии переходов – информация о том, сколько единиц и на какую сумму было приобретено товаров при переходах с той или иной рекламной площадки на ваш сайт;
    • Общая статистика посещений – количество посетителей, количество просмотренных страниц, какие именно станицы были просмотрены, соотношение количества заходов к количеству просмотренных страниц, пути пользователей по сайту;
    • Статистика поисковиков – информация о переходах пользователей с поисковых машин, а также ключевые слова, по которым ваш сайт был найден посетителями;
    • Статистика за период – возможность сортировки информации об активности на сайте за определенный период – день, неделю, месяц, год;
    • Статистика посетителей – детальная информация о каждом пользователе – IP -адрес, желательно страна, регион, город, если доступно – хост. Идеально, если ПО имеет собственную геолокационную базу IP- адресов;
    • Статистика партнеров – информация о переходах с партнерских сайтов, которая поможет принять решение о том, насколько эффективна существующая форма сотрудничества с тем или иным сайтом.

    Ниже представлены наиболее популярные программные разработки, которые отвечают за спектр продвижения и мониторинга ресурса:

    02.jpg

    Одним из наиболее удачных решений, отвечающим вышеперечисленным требованиям, является комплекс программ и сервисов NetPromoter, который призван решить вопросы планирования продвижения, анализа и мониторинга ресурса, и непосредственно работ по продвижению сайта. Комплекс NetPromoter закрывает все вопросы по успешному развитию вашего ресурса. Это единственный комплекс, который обеспечивает полноценную лингвистическую поддержку русского языка, и таким образом, обрабатывает страницы по тому же алгоритму, что и поисковики, учитывающие русскую морфологию.

    Конечно, это далеко не полный перечень всех подходов, которыми следует руководиться при начале работ над собственным коммерческим интернет-проектом – следует также учитывать специфику вашего бизнеса, аудитории, стартового бюджета, который вы готовы заложить в проект, но мы надеемся, что вышеперечисленные методы хоть как-либо помогут вам и дадут отправную точку. А дальше все зависит от вашего чуткого управления, умения ориентироваться и находить нужные решения в любой ситуации. Но это уже тема для отдельной статьи.

    По материалам доклада Дениса Кравченко на конференции «Электронная торговля-2005»

    http://netpromoter.ru/

    Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.