ПОИСКОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ И ПРОДВИЖЕНИЕ САЙТОВ В БАЙНЕТЕ — Часть 2

Автор: Сергей Чаботько
Руководитель службы поддержки Сайтодрома
http://www.saitodrom.ru/

 

Особенности поисковиков Байнета (результаты исследований)

ALL.BY — Ежедневная средняя посещаемость на ноябрь составляла 24 000 человек (включая портал open.by). По умолчанию поиск осуществляется по всем проиндексированным документам в базах all.by, по содержимому html тегов title, description, keywords, author и по текстовой части документов с логикой “and” для всех слов запроса, а также в Яндексе по региону “Беларусь” по технологии Яндекс.XML. При оптимизации данным тегам стоит уделить повышенное внимание. Результаты отображаются с учетом взаимной цитируемости всех белорусских сайтов, которая используется для повышения позиции страниц сайта в результатах поиска. Белорусскими считаются все сайты, представленные в собственном каталоге, поэтому регистрация сайта в каталоге all.by обязательна. Имеется “Поиск по логу запросов” (упрощенный вариант статистики Яндекс.Директ). All.by, как партнер, в результатах поиска размещает контекстную рекламу Яндекс.Директ.

TUT.BY — Ежедневная средняя посещаемость ресурсов портала на ноябрь составляла 160 000 человек. Поиск осуществляется в Яндексе по региону “Беларусь” по технологии Яндекс.XML и по собственному каталогу. Результат поиска формируется на основе результатов поиска в Яндексе с повышением позиции сайта в случае присутствия в каталоге tut.by. Регистрация в каталоге tut.by обязательна. Индексация сайтов осуществляется полностью через Яндекс. Зарегистрировавшись в каталоге можно быть уверенным, что робот Яндекса при следующем обходе внесет сайт в базу и пометит его как белорусский. Tut.by, как партнер, в результатах поиска размещает контекстную рекламу Яндекс.Директ, а также собственный блок контекста в середине поисковой выдачи.

AKAVITA.BY — Ежедневная средняя посещаемость на ноябрь составляла 2 000 человек. Поиск осуществляется по собственной технологии среди всех проиндексированных сайтов с учетом словоформ белорусского языка. Последние эксперименты показали, что наивысший вес придается тегу title, по которому и происходит сортировка результатов поиска в зависимости от полноты совпадения порядка слов запроса и его содержимого. Последние несколько месяцев наблюдаются проблемы с индексацией сайтов, даже внесенных в каталог. С 26 декабря в результатах поиска Акавиты, а также в наиболее посещаемых разделах каталога сайтов размещается контекстная реклама Begun.

POISK.COM — Ежедневная средняя посещаемость на ноябрь составляла 405 человек. Поиск по Интернету полностью осуществляется с помощью Google по ip-адресу. Имеется свой каталог.

TELEGRAF.BY — Ежедневная средняя посещаемость составляет 4500 человек. Новый игрок среди белорусских поисковых систем. Сразу объявлено, что поиск основан по технологии Яндекс.XML. Возможность добавить сайт в базу для последующей индексации отсутствует. Не совсем корректно работает поиск по Беларуси, многие белорусские сайты исключены из результатов поиска, видимо, по причине работы дополнительных фильтров и собственных баз, которые в совокупности формируют список сайтов к выдаче. Telegraf.by, как партнер, в результатах поиска размещает контекстную рекламу Begun.

image007.gif

ЯНДЕКС – Покрывает 95% поискового рынка Беларуси. Поэтому можно смело пользоваться публичными сервисами Яндекса и результатами анализа позиций в выдаче по региону “Беларусь” для оптимизации и дальнейшего продвижения сайта в Байнете. Чтобы сайт был расценен как белорусский, нужно добавить его в каталог Яндекса, указав регион “Беларусь”, предварительно добавив его в базу поисковика для индексации.

Итак, в связи с практически максимальным присутствием Яндекса на поисковом рынке Беларуси и неоспоримым лидерством в Рунете, можно смело использовать его инструменты и результаты анализа позиций в выдаче по региону “Беларусь” для оптимизации и дальнейшего продвижения сайта в Байнете.

Руководство к действию: стратегия достижения цели оптимизации
Бум, который происходит в белорусской части Сети в данный момент вокруг поисковой оптимизации, наводит на определенные размышления. Истинность их подтверждается при общении с владельцами ресурсов, которые в данную единицу времени просто-напросто рады их наличию, а дальнейшее усовершенствование их пока не беспокоит. Как оказалось, большинство владельцев белорусских сайтов совершенно не осознают необходимость проведения оптимизации и дальнейшего продвижения своих Интернет-ресурсов под наши поисковые системы. Многие считают, что поисковые машины сами найдут их сайты. В конце концов так и произойдет, однако, новые страницы не попадают сразу в поисковые машины и могут оставаться неизвестными очень долго. Исследование Лоуренса и Гиля показало, что ни один поисковик не проиндексировал более 40% страниц, известных хоть одному поисковику, а «скрытая» ото всех поисковиков часть веба вдвое превышает проиндексированную. В такой ситуации нельзя надеяться на автоматическое попадание в индекс поисковой системы, и продвижением сайта именно через поисковые машины нужно заниматься целенаправленно. У такого вида продвижения есть свои плюсы:

  • Подавляющая доля трафика. Поисковики дают от 10% до 75% трафика корпоративных сайтов.
  • Мотивированная аудитория. Пользователи сами сообщают о потребностях (поисковые запросы)
  • Наглядность. Владелец сайта сразу может увидеть свой сайт в результатах поиска.

Этапы проведения оптимизации:

  1. Подготовка сайта. Техническая подготовка сайта к индексации.
  2. Изучение ниши и позиционирование сайта. Построение семантического ядра. Строится на основе содержания сайта и его конкурентов, синонимов, близких слов и анализа их статистики в поисковиках.
  3. Анализ спроса и доли рынка. Анализируется статистика ядра запросов на основе “Яндекс-Директа”, “Рамблер-Ассоциаций” и “Поиска по логу запросов” All.by.
  4. Коррекция текстов и структуры сайта. Семантическое ядро используется для коррекции текстов, титулов и т. п., создания новых страниц и главок.
  5. Правильные аннотации и регистрация. На основе ядра пишутся и регистрируются новые аннотации для рейтингов и каталогов.
  6. Поисковая реклама. Запросы ядра используются для создания текстовых баннеров для “Яндекс-Директа” и “Begun’а”.
  7. Наращивание объема контента. Ядро запросов используется для создания новых разделов и страниц.
  8. Входные рекламные страницы. Создаются специальные рекламные страницы, с некоторым содержанием (описанием товара, каталогом и т. п.), с приглашением перейти “внутрь” продвигаемого сайта, на страницу нижнего уровня. Страницы ориентированы на низкочастотные запросы из семантического ядра. Такие страницы не нарушают правил поисковиков и не обманывают посетителей.
  9. Подведение итогов. Анализ достигнутых результатов и составление отчета.

Схематически это можно отобразить так:

 

image008.gif

Безопасное использование технологий веб-строительства и начальная подготовка

Поисковые системы придают дополнительный вес страницам, у которых домен или имя файла совпадают с ключевым словом. У многих поисковиков есть еще одно предпочтение — некоммерческие домены первого уровня (вроде edu и gov) и домен by. В то же время, когда можно задать имя файла, совпадающее с ключевым словом, не стоит игнорировать эту возможность. Поисковики либо вообще не практикуют отпущения грехов, либо практикуют, но делают это очень медленно. Основное правило, которое стоит использовать — “Нельзя обманывать своего посетителя, даже случайно”.

Фреймы

Если сайт использует фреймы и избавиться от них нельзя, то, во-первых, на каждой странице нужно использовать скрипты, которые в этом случае прогружают всю фреймовую структуру сайта, а во-вторых, открывать в одном из фреймов ту страницу, на которую посетитель пришел первоначально, иначе это может быть воспринято как спам. Вторая отрицательная черта фреймов — они увеличивают число уровней иерархии сайта, и, соответственно, время переиндексации этого сайта.

Flash

Основная проблема сайтов, основанных на технологии Flash — в том, что Flash практически никакие поисковики не индексируют. Для того, чтобы все-таки получить свою долю посетителей с поисковиков, можно предложить несколько методов:

  • Создавать html-версию сайта отдельно от flash-версии и связывать ее ссылками с головной страницей сайта. Минус — отсутствие релевантных текстов на головной странице, которая является самой ценной для раскрутки — ведь именно на нее направлены все ссылки извне.
  • Создавать html-версию сайта как основную, и на головной странице (или на каждой странице) определять наличие Flash-плагина и ее версию, и переадресовывать такого посетителя на соответствующую сцену flash-версии. Минус — переадресацию не любят и модераторы поисковиков, и посетители.
  • Создавать комбинированную версию сайта, содержащую все необходимые текстовые элементы и отдельные flash-объекты.

Семантическое ядро запросов

Составление семантического ядра состоит из следующих шагов:

  • Составление первичного списка слов, словосочетаний
    1. Сначала надо составить первичный список — основные слова, от которых мы будем в дальнейшем отталкиваться. Как правило, “основные” слова известны. Но это не только названия товара или услуги, а также список задач, которые они решают:
    2. Варианты названия товара, услуги, синонимы, переводы, транслитерации;
    3. Сленговые, профессиональные, сокращенные варианты названий;
    4. Варианты названия “составных частей” товара, услуги — в случае, если эти части отдельно могут быть предложены потребителю. Особенно важно для комплексных услуг, сложных систем;
    5. Варианты названия “более крупных потребительских решений” на основе этого товара, услуги. Например, предлагая услуги веб-программирования, нужно учесть, что потребителя интересует не само программирование, но одно из решений (магазин, CMS, и др. типовые решения);
    6. Задачи и проблемы покупателя, которые решают эти товары, услуги;
    7. Понятия качества, привлекательности товара, услуги;

     

    Методы, используемые при составлении первичного списка:

    1. Подумать и составить “из головы”
    2. Тщательный просмотр имеющегося сайта заказчика (и сайтов его конкурентов), с выделением всех “подозрительных” словосочетаний для дальнейшей проверки.
    3. Мониторинг контекстной рекламы по этой теме, анализ текстов объявлений
    4. Опрос заказчика и нескольких потребителей этого продукта, услуги.

     

  • Расширение первичного списка с использованием статистики запросов (Яндекса и Рамблера), ассоциированных запросов. Анализ частот запросов
    1. Ассоциированные запросы (Рамблер, Яндекс). Для расширения списка целевых словосочетаний можно использовать Рамблер- и Яндекс-Ассоциации — сервис, позволяющий увидеть, какие запросы задают люди, задавшие данный конкретный запрос. В начале списка ассоциаций находятся “сильно ассоциированные” запросы, т.е., запросы, которые чаще задают вместе с данным, нежели запросы, находящиеся внизу списка. Данные Рамблер-, Яндекс-Ассоциаций позволяют оценить, насколько тот или иной запрос коммерчески привлекателен — не ищут ли пользователи слова “бесплатно”, “реферат” и др. вместе с этим словом.
    2. Статистика поисковых запросов (Яндекс, Рамблер, All.by).
      Статистика поисковых запросов предоставляется Яндексом, Рамблером All.by. Эти системы имеют различный синтаксис. При задании запроса Яндекс выдает различные поисковые запросы, заданные за последний месяц, удовлетворяющие заданному условию. Запросы, в которых слова различаются по числу, группируются. Учитываются стоп-слова. Выдаются все словоформы, от наречий образуются прилагательные. Рамблер не выдает все словоформы от каждого из слов запроса. Зато для Рамблера работают маски запросов. Статистика All.by учитывает только точные вхождения слов в поисковые запросы.
    3. Вообще, для поиска полного списка словосочетаний полезно новые найденные слова подвергать такому же анализу, как и исходные слова. Оптимально применять варианты 1 и 2 итерационно — сначала расширить список запросов одним из этих способов, затем другим, возвратиться к первому и снова перейти ко второму.

     

  • Анализ слов-попутчиков — выбор не тематических, но частых попутчиков ключевых слов (глаголов, местоимений, прилагательных, синонимов)

Статистический анализ — отрезание хвоста

В списке запросов, полученном на предыдущих этапах, присутствует много лишних формулировок: явно нецелевые запросы, малочастотные. От большинства из них можно избавиться “на лету”, используя операторы языка запросов. Таким способом легко также оценить и общую “спрашиваемость” запросов из списка.

 

image009.png

Также можно задать пороговое значение частоты запроса, ниже которого результаты не рассматривать. Частота, ниже которой запросы уже не снимаются и не просматриваются для анализа, называется минимальной значимой частотой выборки. Последний шаг данного этапа — обсуждение и согласование с заказчиком этого набора запросов.

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.