Новые исследования поискового поведения пользователей

Материал предоставлен отделом маркетинга компании IT-Online
Статьи от Эльвиры Галеевой

Статья Криса Шермана посвящена анализу результатов исследования поведения пользователей в поисковых системах и тенденций последних лет.

Два последних исследования поведения людей при поиске в Интернет свидетельствуют о том, что пользователи сети становятся все более разборчивыми. Это должно привести маркетологов к серьезным выводам.

В рамках исследования поведения пользователей в поисковых системах, проведенного Jupiter Research и спонсированного iProspect, выяснилось, что 62% пользователей поисковых машин просматривают сайты лишь с 1-ой страницы результатов поиска. 90% пользователей просматривают первые три страницы выдачи.

Для сравнения: по данным аналогичного исследования, проведенного iProspect в 2002 г. эти цифры составляли 48% и 81% соответственно.

Маркетологи должны учесть эти результаты, которые говорят о важности появления сайта на первых нескольких страницах поиска. Это важно как для выдачи, так и для платных объявлений. Вывод очевиден: маркетологи не могут просто полагаться на поисковую оптимизацию или контекстную рекламу, если они стремятся не упустить потенциальных клиентов. Необходимо вложить время и некоторые усилия в оба направления поискового маркетинга, в противном случае можно остаться незамеченным.

В связи с этим возникает несколько вопросов:

  • Означает ли все это, что пользователи становятся более разборчивыми и требовательными или наоборот, легко удовлетворяются тем, что получают?
  • Неужели поисковые системы так усовершенствовались за последние четыре года, что большинство находит то, что нужно на первых страницах выдачи?
  • Помимо качественных результатов поиска, как изменилось отношение пользователей к брендингу и рекламным объявлениям?

Исследование iProspect частично отвечает на первый вопрос: какой-то процент пользователей все же демонстрирует более избирательное поведение.

Например, 41% пользователей, из тех которые продолжают поиски если не находят удовлетворительного ответа на первой странице, делают следующее: они используют другие поисковики или переформулируют запрос. Четыре годя назад так поступало лишь 28%.

Еще более настойчивы те пользователи, которые вообще ничего не находят с первой попытки. 88% этих пользователей также используют другие поисковики или меняют форму запроса.

Но за этими цифрами стоит несколько парадоксальный факт, связанный с лояльностью: в случае неудачного поиска 82% делают повторный запрос через тот же поисковик, видоизменяя искомое словосочетание. В 2002 г. такую лояльность поисковой системе проявляло лишь 68% пользователей.

Это говорит о том, что пользователи не только лояльны, но и о том, что они используют более длинные запросы. Для рекламодателей это означает, что если они ориентируются только на короткие слова и односложные запросы, они наверняка упустят значительное количество трафика, которого еще недавно просто не было.

По мнению iProspect, подобная лояльность пользователей, т. е. использование разных формулировок запроса в одной и той же поисковой системе свидетельствует о том, что по их представлению что-то не в порядке с их запросом, а не с самим поисковиком.

Что же касается брендинга, исследование выявило следующее: 36% уверено, что те компании, чьи сайты выдаются на верхних позициях, являются лучшими в своей области. Немного больше — 39% — высказывались по этому вопросу нейтрально. Только 25% ответило, что высокие позиции в выдаче не имеют ничего общего с лидирующими позициями в брендинге и маркетинге.

Эти данные подтверждают то, во что маркетологи и оптимизаторы инстинктивно верили до сих пор: если Ваш сайт не занимает ведущие позиции по основным для Вашей компании поисковым запросам, брендам или важным ключевым словам и фразам, то Вы теряете значительный целевой трафик.

Британская точка зрения на поиск

В аналогичном исследовании британская маркетинговая фирма Harvest Digital провела опрос среди английских пользователей об их отношении к поиску в интернете. Большинство опрошенных, как и ожидалось, пользовались Google, но, что примечательно, только 24% используют одну поисковую систему. 20% пользуется четырьмя и более поисковиками.

Почему так много? Британские пользователи полагаются на поисковые системы как важный источник информации, но в то же время не доверяют полученным результатам. Только 22% уверено в том, что они всегда получают необходимую информацию.

При этом пользователи считают, что это происходит по их “вине”. Только 8% заявило, что проблема заключается в плохой работе поисковых машин. Гораздо больше опрошенных считают, что они вводят некорректные запросы (36%) или ищут слишком специализированную информацию (32%).

Оставшиеся 24% обвиняют рекламодателей, хотя остается непонятным касается ли это контекстной рекламы или пользователи считают, что рекламодатели покупают позиции в выдаче результатов поиска.

Результаты опроса подтверждают данные iProspect, но, конечно, значительно отличаются от них: 43% пользователей указывают, что основной причиной выбора сайта является то, что он появляется на первой странице выдачи. 8% ответило, что на это влияет внушающее доверие название сайта или бренд. Для 32% основным фактором является релевантность описания сайта, а для 17% выдача сайта на первой позиции — самый важный критерий.

By Chris Sherman, Executive Editor
SearchEnginesWatch
April 11, 2006

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.