Оптимизируй это!

Автор: Николай Борисов

Анализ и Аудит Сайта по системе “все включено”

Гладко было на бумаге

Разговаривают два оптимизатора:
— А мне нравится Франция!
— Понимаю… Монмартр, Эйфелева башня, Нотр-Дам …
— Да причем тут Нотр-Дам? Мой сайт в Google.fr на первой странице!!!

Субъект — неважно, физический или юридический, — в процессе построения собственного Интернет-ресурса обречен на множество проблем и волнений, причем необязательно приятных. Поиск грамотного разработчика, подготовка контента, покупка хостинга на надежном сервере — как показывает практика, все эти процедуры отнимают значительно больше рабочего времени, чем планировалось заранее. Веб-дизайнеры пытаются выдать действительное за желаемое, в пресс-релизах и описаниях товаров неожиданно появляются лишние буквы, цифры и запятые, ну, а надежность хостинга клиент сможет оценить только после начала работы с провайдером. Если учесть, что молодые, становящиеся компании зачастую вынуждены создавать свое Интернет-представительство в условиях цейтнота и бюджетного дефицита, картина рисуется весьма динамичная, напряженная и хаотичная — Сальвадор Дали отдыхает. И только по окончании работы порядком уставший, но довольный заказчик получает в свое распоряжение отлаженный и готовый к применению веб-сайт — мощный инструмент современного бизнеса, рекламы и электронной коммерции, не правда ли?

Неправда. Красивый и со вкусом наполненный сайт — это лицо компании, но лицо всего лишь потенциальное. Достойно сожаления, что для многих интересных и амбициозных проектов эта потенция так и не смогла перерасти из возможности в реальность.

Откуда что берется

Каждая фирма, которая делает выбор в пользу дешевого и кривого веб-сайта, попросту тянет Сеть на дно вместе с собой!

Причина, по которой целевая аудитория не ходит на красивый и внятно наполненный сайт, а ходит на не столь красивые и внятные сайты конкурентов, сегодня известна любому пользователю Сети. Основа привлечения клиентов — лидирующие позиции сайта по целевым запросам в крупных поисковых системах, при помощи которых потенциальные покупатели осуществляют поиск нужных им товаров и услуг. К примеру, персонаж, которому нужен новый велосипед, скорее всего, наберет в “Яндексе” что-нибудь вроде “купить велосипед”, чтобы получить массу ссылок с прайс-листами и адресами. Понятно, что решающим конкурентным преимуществом будут обладать сайты, занимающие лидирующие позиции в поисковиках — по статистике, большинство пользователей поисковых систем находят нужные им товары, забираясь не дальше третьей страницы результатов поиска. Так что если в результате поиска наивыгоднейшее предложение окажется далеко в хвосте, покупатель, скорее всего, отдаст свое предпочтение — и деньги вместе с ним, — предложениям, которые просто-напросто раньше попались ему на глаза. Такова жестокая проза жизни.
Статистика также гласит, что эффективность традиционных методов, применяемых большинством сайтовладельцев для оптимизации посещаемости своих ресурсов, мягко говоря, далека от стопроцентной. Многим из нас приходилось сталкиваться с людьми, искренне не понимающими, почему их усилия по накрутке рейтинга всеми дозволенными и недозволенными методами пошли насмарку, а деньги, затраченные на баннерообмен и покупку рекламы, вылетели в трубу. Профессионалы в области поисковой оптимизации сайтов знают, что подавляющее большинство проблем, возникающих в процессе повышения рейтинга Интернет-ресурса, имеют своим источником сам оптимизируемый ресурс. Именно для выявления и устранения возможных многочисленных ошибок и недоработок, способных свести на нет любые усилия по продвижению информации, товаров и услуг в сети Интернет, и предназначены услуги по анализу и аудиту веб-сайтов.

Больше, чем сумма частей

Анализ (от греческого “analysis” — разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части. Логический анализ заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний. Это позволяет выявить строение исходного объекта, его структуру; позволяет отделить существенное от несущественного, свести сложное к простому. Цель анализа — познание частей как элементов сложного целого.

Что же представляют собой услуги подобного рода? Разберем это на примере Анализа и Аудита, предоставляемого компанией NetPromoter — одной из ведущих российских компаний, сделавшей себе имя в области анализа, продвижения и управления Интернет-ресурсами. Услуга Анализ и Аудит Сайта является составной частью полной редакции программы Page Promoter — Page Promoter Эксперт. Приобретая PP Эксперт, пользователь получает уникальный программный комплекс для раскрутки своего сайта на тысячах поисковых машинах и каталогов, который выполняет все задачи планирования продвижения, анализа и мониторинга, а также непосредственно работ по поисковому продвижению сайта. Следует отметить, что на данный момент Page Promoter является единственным программным обеспечением, обеспечивающим полноценную лингвистическую поддержку русского языка. Это значит, что PP обрабатывает страницы по тому же алгоритму, что и поисковики, учитывающие русскую морфологию — “Яндекс”, “Гугль”, “Рамблер”, “Апорт”.

Тем не менее, вернемся к теме анализа. Для чего он необходим — в идеале ситуация, когда перед конструированием своего сетевого представительства заказчики обращаются за исследованием рынка к специалистам по Интернет-маркетингу, чтобы составить спецификацию работ для разработчиков сайта, является идеальным и поэтому широко не распространенным. Однако зачастую корректировать работу ресурса приходится на лету, что называется “задним числом”, в обстановке, когда многое уже полетело и жёстко приземлилось. Поэтому перед началом наладочных работ необходимо выяснить, в каких именно конструктивных особенностях сайта коренятся проблемы, подлежащие решению при помощи программного комплекса Page Promoter.

Наглядный пример — ситуация, когда на сайте, состоящем из нескольких сотен страниц, в поисковой системе проиндексировано менее десятка. Это указывает на проблемы с навигацией по ресурсу. Возможно, меню сайта, содержащее ссылки на внутренние разделы, выполнено при помощи технологий, таких, как JavaScript, препятствующих прохождению поискового робота по ссылкам, или на основе форм, заполнять которые некоторые роботы не умеют. Бывает и так, что из корневого каталога сайта разработчики иногда забывают убрать необходимый при тестировании файл robots.txt, запрещающий роботам доступ ко всему сайту или к его разделам. Часто встречаются и ошибки языка гипертекстовой разметки HTML, препятствующие правильной индексации — использование тега FONT вместо заголовков H1 — H3, неудачное составление заголовков страниц, игнорирование основных тегов акцентуации и атрибутов ALT и TITLE…

Короче говоря, причин, тормозящих развитие электронного бизнеса, может быть великое множество, и методы анализа, разработанные компанией NetPromoter, позволяют эффективно обнаруживать и ликвидировать подавляющее большинство таковых. Всего за семь рабочих дней с момента предоставления заказчиком необходимой статистической информации по сайту.

Древняя профессия — новые перспективы

Слово “аудитор” — латинского происхождения и в переводе на русский язык означает “слушатель”. Так в духовных учебных заведениях называли отлично успевающего ученика, который по поручению учителя производил доверительную проверку других учащихся на предмет усвоения ими пройденного материала. Такие доверительные отношения существуют и в аудиторской деятельности.

Несмотря на то, что аудит сайта как услуга по возрасту сопоставима с возрастом существования сети Интернет, с таким полезным явлением, как аудит, человечество знакомо уже около шести тысяч лет. Первыми аудиторами были “глаза и уши царей”, функционеры, возглавлявшие контрольный аппарат древних империй. Про учет и контроль рассуждал гениальный Платон и его не менее гениальный ученик Аристотель в сочинении “Политика” — именно оттуда берет начало идея о том, что аудит есть важнейшая контрольная функция. Первое упоминание о профессии аудитора в ее современном значении обнаружено в документах архива Казначейства Англии и Шотландии за 1130 год. А названием своим практика “слушания” отчетов обязана тому, что во время оно искусством чтения по-писаному владели немногие продвинутые люди, остальным приходилось довольствоваться их чтением вслух.

Так что же это древнее слово означает применительно к современным IT-технологиям? И нет ли здесь ошибки, ведь “аудит” — изначально бухгалтерский термин, имеющий отношение более к финансовой и налоговой отчетности?

Конечно, нет, ведь аудит — это, в первую очередь, заключение о качественной стороне функционирования какого-либо объекта, в том числе и расположенного в Интернете. В процессе анализа специалисты компании NetPromoter уже тщательно отыскали недоработки, препятствующие успешному поисковому продвижению веб-сайта. Итогом их аудиторской деятельности является составление документа, содержащего в себе детальный обзор рассматриваемого сайта с перечнем выявленных в ходе анализа ошибок, упущенных возможностей, анализом сайтов-конкурентов, определением семантического ядра и, что особенно важно — детальными рекомендациями по повышению рейтинга вашего сайта при помощи программного комплекса Page Promoter.

Документ, содержащий в себе результаты анализа и аудита, состоит из десяти разделов. В первом разделе, ввиду возможной неосведомленности заказчика в специальной терминологии, содержится краткое введение в материал, расшифровки условных обозначений и толкование терминов. Второй раздел посвящен вопросам индексации сайта поисковыми машинами. В нем проводится анализ того, какие страницы ресурса проиндексированы важнейшими поисковиками Рунета. Рассматриваются лог-файлы, содержащие информацию о заходах поисковых роботов и переходах пользователей с поисковых машин. Здесь же находится информация о ключевых словах, при помощи которых пользователи находят сайт в поисковиках и статистика запросов по ним. Далее следует отчет о проблемах и упущениях в верстке, структуре, навигации и содержании сайта, детально рассматриваются ошибки HTML-кода с точки зрения поискового продвижения, проводится контент-анализ. Содержание остальных разделов включает в себя анализ факторов, позволяющих сайтам-конкурентам занимать лидирующие позиции по данным ключевым словам, практические рекомендации по методам оптимизации и анализа сайта и выработке оптимальной стратегии регистрации и улучшения видимости ресурса.

Особую важность для российского рынка Интернет-услуг представляет часть Анализа и Аудита, посвященная неоднозначным методам продвижения ресурса, таким, как использование систем автоматического обмена ссылками, веб-клоакинг, принудительное повышение частоты ключевых слов или doorway-страницы. Эти и им подобные приемы, довольно часто используемые веб-мастерами, могут быть идентифицированы поисковыми системами как спам, что в перспективе чревато баном сайта и исключением его из индекса поисковика. При обнаружении таких методов в ходе проведения аудита даются рекомендации по замене их на более безопасные, но не менее эффективные.

Следует еще раз заметить, что описанное выше исследование во всех своих частях носит сугубо прикладной характер. Это значит, что все проблемы, обнаруженные в ходе анализа ресурса и описанные в итоговом документе Анализа и Аудита Сайта, пользователь легко сможет решить при помощи программного обеспечения, поставляемого компанией NetPromoter. При описании каждой проблемы предлагаются методы ее разрешения с детальными инструкциями и скриншотами каждой операции.

Но и это еще не все. Деятельность компании NetPromoter ориентирована на поддержку владельцев сайтов, единожды воспользовавшихся ее услугами. Ситуация на поисковых машинах постоянно меняется, обновляются алгоритмы ранжирования, изменяется и ситуация на рынке продуктов и услуг. Активизируются не только уже существующие конкуренты, но и появляются новые. В связи этим может возникнуть необходимость повторного анализа и аудита работы сайта для получения оценки правильности и эффективности выполненных работ и планирования дальнейшего развития ресурса. В этом случае услуга Анализ и Аудит Сайта предоставляется пользователю с пятидесятипроцентной скидкой.

Дорога начинается с одного шага

Подходит дочка к папе-оптимизатору:
— Пап, мне тут тройку за сочинение вкатили. А я не пойму, почему…
Оптимизатор:
— Дай-ка сюда. Ну как же, вот оффтопик, вот оверквотинг, а вот чистый флейм. Все правильно.

Разумеется, несмотря на достаточную прозрачность процедуры оптимизации сайта при помощи программы Page Promoter, перед началом работы программу необходимо инсталлировать, ознакомиться с ее функциональными возможностями и научиться пользованию ими в соответствии с поставленными задачами. Для помощи начинающим пользователям предназначена еще одна отдельно заказываемая услуга, предоставляемая компанией NetPromoter — Выезд Специалиста. В трехчасовую консультацию входит установка программного обеспечения, демонстрация его основных функций на примере сайта заказчика, обучение работе с программой и консультация по вопросам поисковой оптимизации сайта. Таким образом пользователь получает возможность эффективно начать работу и сэкономить время, необходимое для предварительного ознакомления и установки ПО. Услугу Выезд Специалиста можно заказать в пределах города Москвы.

А для тех, кто хотел бы подробнее узнать о современных методах оптимизации сайта для поисковиков, продвижения в сети Интернет, оценке эффективности рекламных кампаний при помощи программных инструментов и многих других проблемах кибермаркетинга, компания NetPromoter на регулярной основе проводит бесплатные семинары, посвященные анализу, оптимизации, продвижению и управлению Интернет-ресурсом. Ближайший семинар будет проводиться 20 июля. Программу семинара и всю дополнительную информацию можно найти на сайте компании по адресу http://netpromoter.ru/education/seminars/2006_07_20/index.htm.

World Wide Web сегодня проявляет тенденции к стремительному росту. С развитием сетевых технологий множеству пользователей становятся доступными перспективы, которые еще вчера казались фантастикой. Но темпы развития сферы IT требуют от современного менеджера оперативного контроля и моментального реагирования на любые изменения конъюнктуры. В противном случае любое промедление чревато утратой аудитории и, следовательно, утратой занимаемой ниши рынка. В условиях жесточайшей конкуренции каждому начинающему собственное дело предстоит столкнуться с проблемами, позитивное решение которых невозможно без помощи квалифицированных специалистов. Которые знают, как сделать так, чтобы все имеющееся в наличии время мы тратили только на собственный бизнес, имея в руках превосходно отлаженный и всегда готовый к работе деловой инструментарий.

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.