Социальный поиск на Mail.Ru: интервью с генеральным директором компании Дмитрием Гришиным

Крупный российский портал Mail.ru запустил новый проект социального поиска [email protected] В основу работы сервиса положен принцип — задал вопрос — получил ответ. Вопросы задают, конечно, люди и отвечают тоже люди. Любой пользователь, эксперт в своей сфере сможет давать ответы на вопросы, увеличивать свой рейтинг и получать свои поощрения. Проще говоря, никто так точно не сможет ответить человеку на вопрос, как сам человек. Идея интересна, хотя и не нова — на западном поисковом рынке подобные службы существуют давно, а вот приживётся ли эта идея в Рунете, зависит от упорства разработчиков, ну и от пользователей, разумеется.
Мы связались с компанией, и попросили генерального директора Дмитрия Гришина ответить на несколько вопросов.

1. Кто и когда был инициатором создания такого сервиса?

Идея совместить две самых сильных стороны Интернета — информационную и коммуникативную витала в воздухе достаточно давно. На создание данного конкретного сервиса на Mail.Ru меня вдохновил опыт американских и китайских сервисов такого рода. Я сейчас внимательно изучаю происходящее на азиатских интернет-рынках, даже начал учить китайский язык, там можно почерпнуть очень много интересной информации для размышления.

К тому же, на мой взгляд, идея такого сервиса, в наибольшей степени “идет” Mail.Ru как порталу общения.

2. Идея сервиса не нова, в западной части Интернета давно существуют такие сервисы, например Yahoo! Answers, AllExperts.com, Google Answers, Information Please и др. Чем ваш сервис отличается от, скажем, Yahoo! Answers, схема работы которого аналогична?

Во-первых, Google Answers — это совершенно другой по сути проект, это что-то вроде справочного бюро, где за деньги можно получить ответ на вопрос у ограниченного круга экспертов. Во-вторых, сервис Yahoo! Answers запущен в декабре 2005-го года, вы, правда, считаете, что это было “давно”? 😉
И, наконец, в-третьих, у нас не было цели сделать что-то принципиально отличное от уже существующих западных и азиатских примеров. Тем более, что при реализации нашего проекта, мы постарались взять от них все самое лучшее. Наша цель — сделать хороший, популярный и работающий сервис для русскоязычной аудитории.

Я вам больше скажу, даже в России уже были попытки создания подобного сервиса, но все они, если не умирали в зародыше, то влачили довольно жалкое существование. Причина в том, что главную роль в успехе подобного сервиса играет не только “движок”, а и возможность привлечения широкой аудитории и её правильной мотивации на участие в проекте. Я считаю, что Mail.Ru сможет справиться и с тем и с другим.

Тем не менее, даже в первой версии нашего сервиса, которая является далеко не окончательной, уже есть отличия в лучшую сторону. Например, мы даем пользователям возможность вставлять в тело вопроса картинки, чего не делает Yahoo! Благодаря этому у нас возможен вот такой тип вопросов — http://otvet.mail.ru/question/10318/, http://otvet.mail.ru/question/2550/.

3. Как Mail.ru планирует поощрять экспертов, набравших самый высокий рейтинг?

В настоящее время за активность на проекте пользователи поощряются баллами и переходом на следующий уровень в иерархии, который в свою очередь дает больше возможностей и функционала. В дальнейшем мы планируем запустить промо-акции и конкурсы, а в перспективе, эксперты, возможно, смогут даже зарабатывать на проекте настоящие деньги или продвигать свои услуги.

4. Сейчас модно и, наверное, насущно развивать разные социальные сервисы, популярность которых быстро растёт. Понятно, что вы хотите сделать комьюнити, а как считаете, люди будут пользоваться сервисом? Если да, то на чём основана ваша уверенность?

Уверенность наша основана на том, что нам уже удалось сделать самый популярный коммуникационный портал в российском Интернете и за короткие сроки создавать сервисы, которые становились лидерами в своих категориях.

Опыт западных, а особенно восточных сервисов, похожих на [email protected] также достаточно впечатляет — в Китае, например, социальный поиск имеет аудиторию того же порядка, что и традиционный поиск.

5. Пользователи Интернета — народ разный, кто-то начнёт хулиганить — писать что-то непотребное. Кто-то будет следить за цензурой?

Для нас это не новая угроза, мы давно работаем с пользовательским контентом и примерно представляем себе, чего можно ждать от пользователей. Естественно, на проекте будут работать модераторы, однако, основную часть работы мы планируем доверить самим пользователям. Как показывает практика, при правильной мотивации и организации коммьюнити в состоянии само следить за чистотой своих рядов и сайтов.

6. Что ваша компания планирует получить от запуска этого сервиса?

Мы планируем получить популярный и хорошо капитализируемый сервис, а также создать и занять новую нишу на российском интернет-рынке.

7. Если я задам вышеперечисленные вопросы на сервисе, кто-то ответит на них, или они останутся без ответа?

Вы знаете, как показала практика, без ответа там мало что остается. Очень интересный факт — на рекламное сообщение “Много знаешь? Помоги другим!” люди реагируют в два раза более активно, чем на “Не знаешь? Спроси у людей!”. Статистика первых дней — на один вопрос в среднем приходится около 5 ответов. Об их качестве, пока можно спорить, но, по крайней мере очевиден факт, что людям нравится помогать друг другу, давать советы, поучать, некоторым даже не лень поискать информацию обычным поиском, чтобы помочь другим. Это перспективная тенденция, с которым мы будем работать — выращивать коммьюнити и мотивировать экспертов, модераторов.

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.