Особое мнение — новый социальный алгоритм ранжирования Google

(C) Вячеслав Тихонов

В последнее время только ленивый не заметил, что в поисковой выдаче Google начали происходить странные вещи. Совершенно исчезла стабильность, с которой сайты месяцами занимали одни и те места в результатах поиска.

Прошло время, и теперь уже с полной уверенностью можно сказать, что ранжирование сайтов в Google работает по новому алгоритму. Слова инженера Google Мэтта Каттса о значимости для поисковой машины социальных закладок оказались правдой.

Очевидно, что компанию не устраивает устоявшаяся выдача по многим типам “горячих” запросов, поэтому Google экспериментирует с новостными потоками информации, которые отражают развитие событий в реальном времени.

Итак, можно утверждать, что Google с помощью новостной службы Google News и недавно запущенного поиска по блогам Google Blog Search научился анализировать информационную картину и разделять информационные потоки, которые попадают в его индекс.

На практике это уже обернулось тем, что по англоязычным запросам, связанными с наиболее важными мировыми событиями, поисковая выдача неоднородна и состоит из наложений сайтов из основного индекса, новостей из Google News и постов из Google BlogSearch. Очевидно, что количество выведенных таким образом сайтов определяется исходя из важности события в мировых масштабах — для top-тем поисковая выдача.

Как только тема перестает быть “горячей”, выдача снова меняется и становится практически стабильной. При этом, чтобы Google выделил событие из общей массы и изменил вывод результатов поиска по связанным с ним запросами, в информационном потоке должна быть достигнута некая критическая масса как для новостей, так и в обсуждениях. Логика Google очевидна — если о событии все пишут, значит оно вызвало резонанс, и все эти мнения будут интересны людям, которые будут искать информацию по этой теме в основном поиске.

Понятно, что этот подход сразу же заинтересует оптимизаторов, ведь влиять на результаты поиска подобным образом вполне можно. Для этого нужно лишь отслеживать все горячие новости и иметь хорошо оптимизированные и, главное, авторитетные сайты либо в новостном секторе, либо в блоговом.

Возвращаясь к истокам, можно сказать, что Google решил одну из самых важных проблем, с которыми столкнулись поисковые машины еще в начале 90-х — он научился предоставлять информацию по запросам, связанным с только что произошедшими событиями, причем прямо в основной поисковой выдаче.

Самое поразительное, что такая выдача находится в постоянном развитии (как и новости, которые непрерывно поступают по важнейшим событиям), поэтому по одному и тому же запросу уже спустя несколько часов можно получить совершенно другие результаты.

Очевидно, что Google хочет показывать своим пользователям не только официальную позицию, которую заняли новостные издания, но и мнение обычных людей, комментирующих происходящее иногда даже раньше и достовернее прессы. К тому же, очень часто мнение СМИ может не совпадать с мнением блоггеров, поэтому Google выступает здесь в роли арбитра, который и выражает третье, “Особое мнение” — кого ставить в результаты поиска и как.

Звучит немного фантастично, однако приведу несколько примеров, которые довольно быстро смогут убедить вас в том, что новый алгоритм Google построен на социальной почве, как и утверждал инженер Google Мэтт Каттс.

Как показывает Google News, сегодня наиболее обсуждаемое событие — это смерть в Лондоне бывшего российского шпиона Александа Литвиненко. Следует отметить, что событие произошло совсем недавно, поэтому типичный рабочий индекс не должен показывать какие-либо релевантные результаты.

Итак, вот что знает об этом Google — запрос “litvinenko killed“:

google_main_litv.GIF

Очевидно, что первые две позиции занимают блоги, причем посты очень свежие. Тот же запрос в поиске по блогам дает следующую картинку:

google_blog_litv.GIF

Совершенно очевидно, что из документов в первой тройке основной выдачи два первых (pajamasmedia.com/2006/11/litvinenko_killed_by_plutonium.php и polizeros.com/2006/11/24/litvinenko-killed-by-high-dose-of-radiation/) совпадают с результатами Google Blogsearch и выведены в основном поиске наложением из поиска по блогам. Самое интересное, что пока я подбирал запросы, выдача поменялась прямо на глазах — перед этим там был только один (первый) пост из блога.

Идем дальше. Позиции начиная с 3-й занимают новости. Поиск по новостям дает следующий расклад:

google_news_litv.GIF

Итак, Google собрал кластер из 3,254 новостей по этому событию, из которых по какому-то принципу, возможно, по авторитетности изданий, вывел несколько в основной выдаче. И точно, сразу бросается в глаза статья из mirror.co.uk (EX-SPY LITVINENKO KILLED BY RADIACTIVE POISON Mirror.co.uk), которая есть в top Google News и поэтому попала в основную выдачу:

google_main_litv2.GIF

Очевидно, что остальные ссылки в основном индексе тоже выведены из Google News и входят в собранный кластер, который показан в Google News.

Есть еще ряд примеров применения гуглом нового алгоритма, однако этот показался мне наиболее ярким. К тому же, поразила быстрота, с которой поисковик отреагировал на новое событие, сориентировался и вывел релевантные документы по связанному запросу. Я не исключаю, что по прочтении вами этой статьи уже через несколько часов после публикации выдача может снова измениться до неузнаваемости.

P.S. При перепечатке этой статьи ссылка на Google Chance обязательна.

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.