Основные ошибки юзабилити

В Интернете сегодня можно увидеть множество сайтов, имеющих проблемы с юзабилити. Постоянное игнорирование этого важного элемента в деле создания сайта приводит к тому, что посетители сайта теряются на нем, оказываются сбитыми с толку и разочаровываются. Время, в течение которого посетитель принимает решение, остаться и исследовать сайт или покинуть его, равно 0,4 секунды. Привлечение посетителей на сайт является весьма сложной задачей – она состоит в быстром установлении связи с ними и ее сохранении.

Хорошо если сайт имеет хорошие позиции в результатах поиска, но также важно сделать сайт удобным и привлекательным. Что хорошего в том, чтобы «быть найденным», если посетители быстро покидают ваш сайт? Сайт, должен быть, с одной стороны, оптимизированным под поисковые системы, с другой — удобным и привлекательным для посетителей – вот основные предпосылки вашего успеха в онлайн бизнесе.

Есть множество правил, которым нужно следовать при создании удобного сайта. Это не означает, что в результате сайт потеряет свою уникальность. Необходимо лишь использовать на сайте простые указатели, благодаря которым посетители всегда будут знать куда идти, чтобы найти нужную информацию.

Процесс создания удобного интерфейса довольно сложен. Некоторые основные элементы должны быть учтены еще перед началом любых работ по созданию дизайна. Должное внимание должно быть уделено созданию контента, поисковой оптимизации и внешнему виду сайта – из всего этого складывается удобный и привлекательный сайт.

Ниже приведен краткий обзор основных ошибок при создании сайтов.

КОНТЕНТ

Редактирование текста со ссылками

Часто мы видим, что дизайнеры делают подчеркнутыми слова в тексте, которые не ведут посетителей на другую часть сайта. Подчеркивание текста, который никуда не ссылается, является большой проблемой, особенно если на вашем сайте есть подчеркнутый текст, который означает возможность кликнуть и перейти по нему на другую страницу.

Другая ошибка в том, что ссылки в тексте остаются неподчеркнутыми, что тоже может ввести пользователей в заблуждение. Старайтесь использовать другие способы, чтобы выделить часть текста, которую вы считаете важной, если она при этом не является гиперссылкой.

То же самое касается использования цветовой схемы для вашего текста. Избегайте использования стандартного синего цвета ссылок (RGB colour #0000FF) для текста, который не является ссылкой. Тогда посетители не будут разочарованными тщетными попытками кликать на текст, который никуда не ведет.

Контрастный текст

Еще одна ошибка, которую мы наблюдаем все чаще – использование серого цвета для текста на белом фоне. Такой стиль сразу же лишает вас огромного количество посетителей, которые даже не могут прочитать то, что им предлагается. Это как раз тот случай, когда юзабилити имеет больший вес по сравнению с эстетикой.

Если ваш сайт должен быть понятным посетителям, используйте контрастное сочетание цветов текста и фона.

Беглый просмотр страницы

Старая поговорка «Встречают по одежке..» справедлива и по отношению к сайтам. Всегда важно определить какой длины текст размещать на любой странице сайта. Помните, что время имеет огромную ценность, когда посетитель еще только пытается определить, на нужную ли страницу сайта он попал. Пусть ваше первое сообщение будет коротким, информативным и содержит ссылки на случай, если посетитель пожелает получить больше информации на эту тему. Большинство пользователей имеют привычку бегло просматривать пару абзацев, чтобы решить остаться на странице и читать дальше или перейти куда-либо еще.

СТРУКТУРА САЙТА И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАНИЦ

Создание такой структуры сайта, которая обеспечивает достаточный уровень доверия посетителей, является чрезвычайно важным для успеха сайта. Найдут ли посетители информацию, которую ищут, и могут ли они понять ваше сообщение?

Логичная структура сайта

К сожалению, самая распространенная ошибка – размещать на странице так много информации, как только возможно. Но нужно иметь в виду, что каждая тема должна быть расположена на своей странице и на любой дополнительный материал, относящийся к этой теме, должны вести ссылки (отличные от главного меню сайта). Чтобы пояснить это, приведем пример:

Представьте, что вы продаете на сайте музыкальные инструменты. Рассмотрим страницу, на которой расположена информации о гитаре, которую вы предлагаете. На этой странице должна располагаться фотография (фотографии) товара и подробное описание. Если посетители захотят получить больше информации о товаре, например, технические характеристики или руководство пользователя, которое можно загрузить с сайта, им должна быть (теоретически) предоставлена возможность перейти на такую страницу, где также может быть размещена любая другая информация, касающаяся товара.

Очень просто (и это распространено) разместить на этой странице материал, не относящийся к данному товару, который, по вашему мнению, будет интересен посетителю. Не давайте пользователю возможности сбиться с пути, нагромождая страницу информацией о другой продукции. Есть вероятность, что потенциальные клиенты попали именно на эту страницу, потому что они этого хотели. Размещение на странице дополнительной информации о последних флейтах на складе не поможет установить контакт с посетителем.

Возможно причиной того, что веб дизайнеры попадают в эту ловушку, является то, что они пытаются применить методы, используемые в печатной рекламе. В печатной рекламе вам дается место определенного размера для размещения информации о товаре. Иногда дизайнеры забывают, что сайты динамичны и могут представлять собой больше, чем только одна страница.

Сплеш страница

Посетители приходят на ваш сайт, чтобы найти нужную информацию и часто первое, что они видят, это сплеш страница. В большинстве случаев эта вводная страница не представляет собой ничего полезного для посетителя и не совместима по внешнему виду и впечатлению с остальной частью сайта. В целом, единственная цель сплеш страницы – придать некую «крутость» при входе на сайт. Каждая страница вашего сайта, включая главную, должна быть информативной и последовательной по внешнему виду и производимому впечатлению.

НАВИГАЦИЯ

Навигация играет значительную роль для сохранения ваших потенциальных клиентов на сайте. Статистика показывает, что среди отрицательных факторов, разочаровывающих посетителей сайтов, 95% занимает неадекватная навигация.

Единые стандарты навигации для всего сайта

Где находится самое лучше место для размещения меню? Этот вопрос постоянно обсуждается вебмастерами. Должно ли быть расположено главное меню в верхней части страницы? Или лучше разместить его слева? Что бы вы ни решили, пусть меню будет всегда на одном и том же месте на всем сайте. Пользователи должны всегда знать, как вернуться к информации, которую они уже видели и они должны быть также уверены, что смогут найти информацию, которую они еще должны прочитать. Ссылка на главную страницу должна быть на одном и том же месте независимо от того, на какой странице сайта вы располагаетесь.

Куда я сейчас перейду?

Пользователи должны всегда заранее знать, куда приведет их текстовая ссылка или кнопка. Если ссылка приведет к загрузке файла, проинформируйте их заранее. Огромное количество Интернет пользователей бывают обескуражены неожиданными результатами навигации по сайтам и тем, что их вынуждают делать то, чего они не хотят.

Ниже представлен хороший пример того, как можно проинформировать посетителя о том, что переход по ссылке приведет к загрузке PDF файла (предупреждение: примеры ниже не являются ссылками):

«Название товара» Руководство пользователя в формате PDF (16 MB)
или
«Название товара» Руководство пользователя (16MB – PDF файл)

ВАЖНО: обычной вежливостью является также указание физического размера файла, который будет загружаться, как это указано выше.

Так же как существуют правила дорожного движения для тех, кто управляет автомобилем, есть правила, которым нужно следовать при создании сайта. Грамотное следование этим правилам не должно помешать творческому подходу к созданию сайта.

© 2006, Mark Johnstone

Перевод: Римма Салахова, дизайн студия «Креатель-Медиа»
Оригинал перевода: http://www.createl.ru/rus/blog/2007/01/06/22/

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.