Яндекс по-украински: интервью с генеральным директором Яндекс Украина — Сергеем Петренко

2 октября Яндекс настроил поиск для жителей Украины. При запросах из Украины предпочтение в результатах поиска получают украинские сайты. Интерфейс поиска Яндекса на www.yandex.ua переведен на украинский язык.

Учитывая тот факт, что Яндекс является одной из самых популярных поисковых систем в Украине и украинская аудитория сайта Searchengines.ru достаточно многочисленна, редакция решила взять интервью у генерального директора Яндекс Украина – Сергея Петренко.

Насколько рынок украинского поиска отличается от рынка российского
поиска. Есть ли у среднего украинца отличительные особенности? Как и
что он обычно ищет?

Особенность навигационных сервисов в УАнете, на мой взгляд, в том, что основные поисковики принадлежат зарубежным компаниям: Google, Яндексу и Рамблеру. К сожалению, это не всегда положительно влияло на развитие УАнета.

Средний украинец обычно ничем не отличается от среднего россиянина. Он точно так же ищет товары, рефераты, тексты законов — разница только в том, что он хочет при этом найти местные магазины, рефераты на украинском и законы Украины.

Иногда, наблюдая за темпами освоения украинского рынка поиска, мне
хочется задать вопрос: нужен ли Укр-нет кому-либо? Насколько этот
рынок вообще существует как явления и каковы его перспективы для
компаний, занимающихся интернет-поиском?

Украинский интернет чрезвычайно интересен и с точки зрения аудитории, и с точки зрения рекламного потенциала. Именно поэтому мы два года назад начали активно заниматься развитием сервисов для украинских пользователей и рекламодателей. И оказались правы.

В пресс-релизе компании по поводу запуска нового построения выдачи
в качестве примера приводится два политических запроса, это
совпадение? Или заполитизированность сознания украинского
пользователя прорвалась и на просторы интернет-поиска?

Это совпадение. “Президент” — очень характерный запрос, по которому видна работа нового принципа ранжирования — на первом месте в выдаче показывается сайт Офiцiйне представництво Президента України. А “выборы” — один из самых популярных запросов украинских пользователей к Яндексу за последнее время, чему есть вполне понятное объяснение.

Не боитесь ли вы, что с введением новшества, ухудшится общее
качество поиска: украинский интернет-сектор не всегда может
похвастаться лучшим качеством сайтов, но тем не менее, они, по идее,
будут выдаваться первыми?

Нет. Новый принцип ранжирования гибкий — по запросам, не имеющим локального контекста, украинские сайты никаких предпочтений не получают и, следовательно, не выдаются первыми.

Не смотря на то, что новшество введено относительно недавно, по
рядам пользователей уже пронеслась первая волна мнений, что Яндекс
навязывает пользователям украинские сайты, не дает отключить функцию
поиска именно по Украине… Насколько Вы согласны с данным мнением?

Давайте внесем ясность — мы даем возможность отключить локализованные результаты поиска. Их можно отключить как для одного запроса, нажатием на ссылку внизу страницы, так и вообще в “Настройках поиска”.
Вместе с тем, на наш взгляд, неправильно считать это “опцией поиска”. Это одна из настроек ранжирования, которые обычно во всех поисковиках скрыты от пользователей — и в этом есть вполне определенный смысл. Когда вы приходите на тот или иной поисковик, вы тем самым доверяете его представлению о релевантности документов.
Новая функция всесторонне тестировалась перед запуском, и мы знаем — подчеркиваю, не считаем, а знаем, исходя из результатов объективных измерений, — что она улучшает качество поиска для украинских пользователей. Согласитесь, было бы неправильно иметь хорошую технологию и не давать людям ею пользоваться.

Где переводился интерфейс yandex.ua? Насколько я знаю регион
расположения Яндекс Украины, он преимущественно русско-язычный, не
было ли затруднений в переводе? Приглашались ли сторонние переводчики?

Всю работу по переводу интерфейса выполнил киевский офис разработки Яндекса совместно с группой разработчиков веб-поиска в Москве.

С точки зрения наполнения разнообразным контентом, yandex.ru можно
назвать полноценным информационно-развлекательным порталом. В Украине
таким порталом является bigmir.net, который использует поиск от
Яндекса. Планирует ли Яндекс.Украина наполнение своего портала именно украиноязычным контентом, дефицит которого наблюдается на просторах uanet?

Вы очень точно подметили — с украиноязычным контентом у нас дефицит. Мы не занимаемся производством контента — yandex.ua преимущественно навигационный ресурс, — но с удовольствием будем сотрудничать с контент-провайдерами. Вопрос только в их наличии.

Согласно альтернативным правилам “Українського Правопису” русская
буква “Ф” в некоторых словах может отображаться как буквосочетание
“Пх”. Как вы адаптируете, ставшую в некотором роде визитной карточкой,
кнопку спам-фильтра “Фу” в Яндекс-Поште?

Никак не будем адаптировать — слово “Фу”, может, и не интернациональное, но в украинском языке имеется.

Мы хотим поблагодарить Сергея Петренко за материалы для интервью, а также пожелать компании Яндекс дальнейшего интенсивного роста и развития как на локальном, так и международном рынке.

Беседовала Анна Стусь

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.