Электронная торговля 2007: Аудитория, тенденции и законодательство

Конференция «Электронная торговля 2007» 11 и 12 октября проходит под эгидой Ассоциации Интернет и Бизнес. Организаторами этого важного для всех бизнесменов, работающих в области Интернет-коммерции, мероприятия является всем известный и уважаемый Oborot.ru.

Конференция проходит, большей частью, в режиме круглого стола; после каждого выступления докладчиков отводится время на вопросы и комментарии. Как и в отношении первых двух конференций «Электронная торговля», в этом году, можно сказать, что ориентир у конференции – обсуждение насущных проблем интернет-коммерции, обмен опытом и подведение итогов. Последнее особенно важно, потому что обсуждение и декларация соответствующих тезисов весьма полезны для изучения динамики развития рынка электронной торговли.

Конференция «Электронная торговля 2007» проходит в течение двух дней. Второй день более практически ориентированный, здесь меньше докладов – больше обсуждений, есть возможность выбрать секции в соответствии с уровнем компетенции слушателя.

В первый день конференции были представлены несколько докладов, проведена встреча с представителями государственных структур, а так же на круглом столе лидеры рынка ответили на вопросы аудитории и подвели итог прошедшего года.

Первый доклад, как мы уже сообщали в блоге, был от Ольги Фейгиной и тема его звучала как «Финансовое поведение в Интернете: практики, проблемы, ожидания». Ольга — руководитель онлайн-исследований Фонда «Общественное мнение», представила результаты проведенных исследовании аудитории Интернета в контексте озвученной темы доклада. Об аудитории интернет коммерции более подробно рассказывали представители ГфК-Русь Максим Быстриций (о европейской опыте розничных on-line продаж) и Федор Вирин, директор по исследованиям Mail.ru (соответственно, о российском опыте).
По данным Mail.ru, аудитория Рунета четко разделяется на тех, кто не имеет интереса к покупкам в Интернет-магазинах (36,8%), тех, кто ищет информацию о товарах и сравнивает их (26,8%) и тех, кто, в итоге, совершает покупку (36,4%). Также было отмечено, что 47% респондентов, которые совершали покупки в Интернет-магазине, делали это в течение последних 1,5 лет.

За прошедший год аудитория Интернета выросла более чем в два раза. Позже, в ходе круглого стола с лидерами отрасли, была озвучена мысль о том, что если вместе с ростом общей аудитории Интернета увеличивается и сегмент финансово активной аудитории, то можно говорить об успехе интернет-торговли как таковой и положительных тенденциях отрасли в целом. Тем не менее, по данным той же компании Mail.ru, в отношение Интернет-магазинов, далеко не все столь позитивно.

Федором Вириным было проведено исследование, которое выявило наличие серьезных проблем. Поставленная Федором задача сводилась к покупке двух топовых моделей сотовых телефонов, достаточно редкого цвета, обязательно сертифицированных в России, с доставкой в тот же день в офис и в строго регламентированное время. Выборка состояла из 50 магазинов, указавших на Яндекс-Маркете и Торге Майл.ру наличие телефонов нужной расцветки. Критерии оценки были как субъективные – вменяемость оператора ИМ, удобство заказа, так и объективные – время «отзвона» после заказа, учет отмеченных в заказе требований, соответствие цены, указанной на сайте, возможность доставки в указанное время.

Результаты исследования ошеломляющие. Только 3 из 50 магазинов дошли до “финала» и доставили телефон в нужное время, но и эти три своеобразных лидера были далеки от идеала. Flashstore — отзвонил через 4 минуты после проведенного заказа, доставку обещал в течение получаса, но… аппарат привез не сертифицированный. Sitel -7 минут, доставка в течение 3 часов, но… нет кассового чека. ОЗОН – по признанию Федора Вирина, не должен был войти в итоговый список, поскольку и отзвонил оператор через 18 часов, и доставку обещали в течение 4 дней, но это единственный магазин, сервис которого можно было бы назвать удовлетворительным, но не более того.

В ходе круглого стола Бернару Люке (генеральному директору Озона) был задан вопрос по этому докладу, но, к сожалению, сам Бернар на докладе не присутствовал. «В конце прошлого года мы имели некоторые проблемы со службой доставки, — прокомментировал ситуацию Бернар, — Были проблемы с курьерской службой и в этом году, например, мы не справились с бумом заказов “Гарри Потера”, нам пришлось снять с продаж на время эту книгу, чтобы иметь возможность вовремя и без ажиотажа развести уже полученные заказы. Это самое большое разочарование этого года.»
Каждый из лидеров рынка, участвовавших в круглом столе, рассказал об успехах своей компании и неудачах, разочарованиях этого года. Так, Алексей Фартунин из Ultra Electronics сообщил об успешном расширении компании в региональном отношении и отметил тенденцию к «взрослению» рынка: пользователи стали более активно покупать готовые брендовые решения. Эту же тенденцию подтвердили и другие участники круглого стола.
Региональное развитие стало одной из ключевых тем первого дня конференции. Особенно острой была реакция аудитории на сообщение представителя Министерства экономического развития и торговли о том, что в законопроекте, который находится сейчас в стадии подготовки, декларируется необходимость регистрации участника торговой деятельности … на территории того субъекта, где он эту деятельность осуществляет. То есть во всех 87 субъектах?! – К сожалению, четкого ответа от представителя МинЭкономРазвития мы не услышали. «Пока ответ такой: в законе будет указан порядок внесения в реестр торговых предприятий, регистрироваться надо будет там, где осуществляется этот вид деятельности, то есть в вашем случае…. Пока не готова ответить.» Олег Прусаков, представляющих Роспотребнадзор, попытался успокоить интернет-бизнесменов: «За каждым магазином стоит какое-либо ИП или юридическое лицо, уже зарегистрированное в государственном реестре и налоговых органах и так далее. То есть, к самому интернет-магазину этот закон не имеет никакого прямого отношения. Для действующих субьектов, налогоплательщиков регистрация как торгового предприятия будет в заявительном порядке, так как каждый субьект, будь то ИП или юрлицо, может осуществлять разные виды деятельности. Принципиальной подмены одной регистрации другой не будет».
Много вопросов закономерно вызвали недавно принятые правила ведения дистанционной торговли. Аудитория Конференции «Электронная торговля 2007» просила разъяснений по терминам и последствиям принятия этих правил, пыталась донести собственное видение ситуации и сомнения по поводу рациональности некоторых правил. Олег Владимирович Прусаков охладил пыл бизнесменов, призвав их выбирать для своего онлайн магазина только ту продукцию, в отношении которой они, бизнесмены, готовы в полной мере нести и обязательства и риски. Напомним, что теперь любой интернет-магазин должен будет учитывать возможность возврата любого своего товара покупателем в течение 7 дней без объяснения причины, а продажа алкогольной, табачной и лекарственной продукции через интернет фактически полностью исключена. «Мы привели законодательство в соответствие с законом о защите прав потребителей и Гражданским кодексом, что весьма радует»,- отметил Каймин Виталий Адольфович, член экспертной комиссии ГосДумы по электронной торговле, – «А в законопроекте, который сейчас находится на рассмотрении в ГосДуме, были учтены интересы бизнесменов. Так, например, будет предусмотрена возможность, в некоторых случаях, учитывать электронные документы в качестве доказательной юридической базы».
Иван Кургузов, исполнительный директор Оборот.ру, высказал от лица сообщества интернет-бизнесменов, представленного на Конференции, огромное желание принять и принимать участие в обсуждении этого и других подобных важных законопроектов. Представители государственных структур и комиссий по электронной торговле предложение приняли, пригласив интернет-бизнесменов на круглый стол по теме законодательного урегулирования деятельности электронных платежных систем -15 ноября 2007 года.

Катерина Баукина

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании «Яндекс.Украина». Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — «Терминал 42». Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.