Построить большой поисковик — сложная задача, и неизвестно, нужно ли ее решать: интервью с партнёром компании Ашманов и партнёры Алексеем Ивановым

Алексей
Своим мнением о построении поисковиков, их популярности, качестве и узнаваемости с Татьяной Хейн, специально для наших читателей, поделился партнер компании “Ашманов и партнеры” Алексей Иванов.

Компания «Ашманов и партнеры», в которой Вы являетесь одним из партнеров, давно и разнообразно занимается поисковиками. Расскажите, что сейчас происходит. Имеет ли смысл запуск в Рунете новых больших поисковых систем? Собирается ли ваша компания вывести на этот рынок очередного монстра, который всех быстро победит и переищет?

На рынке поисковиков есть лидер – Яндекс и мощный конкурент — Google. Работают, конечно, и другие поисковики, но говорить все предпочитают про этих двоих. Именно они оказали на аудиторию наиболее значительное влияние.

Возникает вопрос: зачем нужны другие поисковики? В первую очередь затем, что в Рунете качество поиска любой поисковой машины не удовлетворительно.

Так сложилось, что мы – компания «Ашманов и партнеры» – давно интересуемся проблемами поиска. Понятно, что построить большой поисковик – очень сложная задача, и неизвестно, нужно ли ее решать. А для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, мы сделали такую штуку как analyzethis.ru, где запустили проект анализаторов качества поисковой выдачи.

Анализаторы, в данном случае, это «термометры», с помощью которых можно померить каждому поисковику разные аспекты его полезности. С весны прошлого года с помощью написанных нами программ мониторятся девять ведущих поисковиков Рунета. Результаты мониторинга кое-где приходится обрабатывать вручную. У нас есть лаборатория, которая этим занимается. А самих анализаторов у нас сейчас восемь.

А по каким параметрам анализируются поисковики?

Могу рассказать о нескольких из них. Все поисковики обновляют свои индексы (поисковую базу). Интересный вопрос: когда, как часто и в каком объеме они это делают. Это смотрит «Анализатор апдейтов поисковых машин».

«Анализатор качества навигационного поиска».
Есть разные виды поиска. Навигационный поиск – это когда человек по своему запросу хочет попасть на определенный сайт. Если человек задает запрос «Школа N179 Москва», он, скорее всего, хочет найти соответствующий сайт и ничего другого.

Соответственно, было отобрано некоторое множество распространенных поисковых запросов такого типа, и для каждого запроса был найден правильный ответ. Дальше мы опрашиваем автоматическим способом поисковые машины и сравниваем результаты выдачи с этим правильным ответом.

«Анализатор качества тематического поиска».
Тематический поиск — это когда человек хочет собрать максимальное количество информации о чем-либо. В отличие от предыдущего случая, здесь правильным ответом на поисковый запрос будет не один сайт, а тематически структурированный набор ссылок на разные аспекты запрашиваемого явления. Аналогично тому, как было сделано для навигационного поиска, было отобрано некоторое множество запросов, по каждому из которых составлялась экспертная выдача, с которой мы и сравнивали реальную поисковую выдачу по каждому запросу.

Для полноты картины надо отметить, что есть еще третий тип запросов, который мы пока анализируем только косвенно. Эти запросы называются транзакционными. По ним пользователь хочет выполнить какое-то действие, т. е. транзакцию. Например, купить что-то, заказать билеты или сравнить цены. В отличие от первых двух случаев, человеку не очень важно на какой сайт он попадет. Важна выборка. Проблема в том, что трудно составить экспертную выдачу. Слишком велико коммерческое предложение и оно очень быстро меняется.

Следующий анализатор – «Наличие спама в поисковой выдаче».
Здесь опять взята некоторая коллекция запросов, выдача по которым полуавтоматически анализируется нашими сотрудниками. Обнаруженный поисковый спам размечается и измеряется его уровень.

Из оставшихся упомяну «Анализатор SEO-прессинга». По многим запросам невозможно однозначное понимание того, что именно ищет пользователь. Если человек спросил «автомобили», что он имел в виду: купить, починить, посмотреть, как выглядит… Это информационный запрос, по которому хотелось бы получать выборку из разнообразных вариантов, связанных с темой запроса.

Сейчас де-факто выдача забита коммерческими предложениями. Если несчастный человек спросит «цветы», то практически любая поисковая машина расскажет ему про доставку цветов в Москве. Никакие другие аспекты этой темы раскрыты не будут. Причем легко видеть, что ответ будет исключительно однообразным.

Почему? Потому что оптимизаторы в благороднейшем стремлении заработать себе на кусок хлеба заоптимизировали выдачу наповал, вытеснив все остальное.

Анализатор как раз проверяет разнообразность выдачи. Это все — наш инструментарий, позволяющий изучать ситуацию.

Расскажите, пожалуйста, о ваших поисковых проектах.

Конечно, мы ведем собственные поисковые проекты. У нас даже есть дочерняя компания «Поисковые технологии». Сейчас на рынке присутствуют три наших проекта: первый – поисковая машина, которую мы продаем для сайтов. Покупают её в основном крупные компании. Последний покупатель – ММВБ.

Довольно интересный проект – новостной поисковик Новотека. Коммерчески очень успешный. Он хорошо развивается, и его аудитория быстро растет. Это поиск по новостям. Существует набор источников новостей: сайты, СМИ, новостные агентства. Мы собираем, структурируем и классифицируем эти новости и делаем по ним поиск.

И третий – flexum.ru. Это персональный поиск для всех и каждого (персональная поисковая машина). Человек может завести свой поисковик по интересующему его пространству Интернета, не ограниченному Рунетом. Это может быть web-мастер, которому нужен поиск по своему сайту, а может быть кто-то, кто хорошо разбирается в некоторой предметной области, знает основных фигурантов этой области и желает сделать отраслевой портал.

Мы даем пользователям Флексума инструмент для зарабатывания денег при помощи размещения рекламы на своих поисковиках.
Зарегистрировавшись на flexum.ru, пользователь получает возможность проиндексировать те сайты, о которых знает и которые его интересуют, а дальше разместить форму поиска по ним, где пожелает. Этот поиск публикуется на Флексуме. Им начинают пользоваться и другие участники. А рекламные доходы результатов поиска можно разумно поделить между нами и хозяевами поиска. Само слово «флексум» от латинского «гибкий». Вот здесь мы такую гибкость и проявляем.

Есть ли у вас идея собственного большого поисковика?

А что такое большой поисковик? Это огромная гора дорогостоящего компьютерного железа (практически завод), потребность в котором еще и удваивается каждые восемнадцать месяцев по закону Мура. Несколько тысяч серверов.

Средняя компания при таких вложениях в «железо» конкурировать с крупной не может.

Конечно, у нас есть некоторые технологические идеи, которые при аккуратной реализации, возможно, позволили бы обойтись меньшими затратами. И мы эти идеи все время обкатываем во всяких внутренних, не публикуемых проектах, потом потихоньку выпускаем в реальные проекты, упоминавшиеся выше. Но это лишь технический аспект.

Есть еще проблема бренда. Какой бы раззамечательный поисковик кто бы то ни было сейчас ни выпустил, пользователи не бросят Яндекс и не прибегут к нему. Ведь людям не нужно много поисковиков. Нужен один привычный, в котором им исторически комфортно жить. Титаническая борьба Яндекса с Гуглем, кита со слоном, льва с единорогом, которая развивалась в Рунете в течение нескольких лет, показывает, что новый игрок, даже такой как Гугль, имеющий по нашим меркам совершенно неисчерпаемые ресурсы, гениальные технические решения и могучий маркетинговый аппарат, не может с ходу занять лидирующих позиций на сложившемся национальном рынке. Он может лишь упорно и кропотливо работать, по крупицам отвоевывая рыночную нишу. Так что делать ставку на достижение первого места, да еще быстро – наивно. А вот занять следующие позиции – это реально, поисковик GoGo.ru (запущенный одной из крупнейших компаний Рунета – mail.ru) довольно удачно это продемонстрировал.

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.