КИБ: Стенограмма круглого стола Поиск

Ведущие:
Михаил Козлов, Бегун
Участники:
И.Сегалович, Яндекс
А.Морейнис, Rambler
М.Костин, Mail.ru
И.Ашманов, Ашманов и Партнеры
С.Кузнецов, Smartus

Сегалович — Мы анализируем запросы. Они анализируются по разным классификаторам, в основном для того, чтобы определить их тему. Мы объединяем запросы в сессии. Мы знаем язык запроса, у нас есть классификатор коммерциализированности запроса. Мы эти классификаторы либо уже используем, либо активно доводим сейчас и будем использовать в будущем. Не только ссылки, но и сайты, и поведение пользователей, и многое другое, что и в голову не приходит сидящим здесь, мы учитываем. Машина решает, комбинации каких факторов нужны.
Одновременно, мы готовим много разных улучшений, много бет, где-то 6 каждую неделю, готовим их несколькими командами. И главная задача понять, что эти улучшения действительно поиск улучшили. Что касается ошибок, то мы действительно добились хороших результатов. Подменяем выдачу и честно сообщаем о том, что мы это сделали. В Магадане — на основе предыдущего поведения пользователя, мы понимаем тему того, о чем он спрашивает. Сочетание словарей и того, что делает пользователь — дает хороший результат.

Ашманов — согласен ли ты с тем, что качество поиска — двигатель на рынке?

Сегалович — я просто дОлжен так думать.

Селезнев (вопрос к Ашманову) — проводили ли вы анализ Магадана своими методами (http://analyzethis.ru/)?

Ашманов — нет. И вообще, если все будут подмешивать выдачу — наш анализатор устареет. Мы это понимаем.

Вопрос из зала — будет ли у вас (Рамблер, Яндекс) структурированная неоднородная выдача как в Нигме?

Сегалович — мы много лет это делали (категории каталога внизу), но на них никто не кликал. В следующих релизах мы планируем что-то такое сделать в плане неоднородности.

Ашманов — в большинстве случаев, кластиризующие поисковики создают чушь, потому что таких запросов (вроде запроса «цветы») мало.

Волож — Пользователь — не исследователь. Он хочет получить ответ в одну строчку. Нам надо ответ угадать. 90% не делает никаких исследований в поиске. Нам нужно понять хочет ли он при запросе «жизнь» разместить объявление в газете Жизнь или ищет смысл жизни.

Вопрос из зала: прекратится ли война между оптимизаторами и поисковиками?

Сегалович — я считаю, что такая война никогда не кончится и в ней не будет победителей.

Морейнис — существующие поисковики в том состоянии, в котором они находятся сейчас дошли до какого-то своего предела, если уж не насыщения. Сейчас — переломный момент, за которым начнется новый этап развития поисковиков. Самое главное сейчас — придумать что-то новое, что будет оценено пользователем завтра. Пока Яндекс занимает первое место, мы работаем над тем чтобы что-то с этим сделать завтра. Аутичная поисковая выдача — это привычный способ и, очевидно, не самый лучший. Бета Рамблера — попытка сделать структурированный поиск. Есть запросы, на которые хочешь получить четкий и однозначный ответ, А есть и такие, ответ на который — структурированная выдача. По поводу 6 бет — конечно, совпадение, что бета рамблера была открыта на 1 день раньше публикации пресс-релиза по поводу Магадана Яндекса. В бете Рамблера вы можете видеть, что мы еще и экспериментируем с визуализацией — мы ввели иллюстрации результата поиска. Картинки помогают пользователю лучше ориентироваться в поисковой выдаче. Тематизация — не очевидная вещь. Все равно выдача должна быть, возможно подмешанная.

Сегалович — у нас еще есть важная привязка по региону, поэтому в регионах должна быть разная выдача.

Морейнис — Гугл попытается сделать карту, а Яху — извлекает структурную информацию из страниц. Мы работаем и в этом направлении.

Сегалович — сделать то что делает Яху очень и очень хочется сделать первыми и хорошо. Сетка объектов, которые встречаются на странице — это очень интересный момент. И перспективный.

Синодов — падение доли Рамблера — что вы думаете об этом?

Морейнис -Я считаю, что это неоднозначно. Чем меньше переходов с поисковой системы, тем лучше она ищет. По liveinternet сделать повышение доли — элементарно. Сделать фактор ранжирования “наличие счетчика liveinternet” и сделать первые результаты — только сайты со счетчиком. Но у нас сейчас ситуация такая, что либо мы все это сделаем, что мы хотим — либо нет.

Вопрос из зала — какую долю составляют по вашим данным однословные запросы?

Морейнис — длинна поискового запроса растет. В основном двухсловные и уже появляются трехсловные

Сегалович — 15-20% или чуть меньше. Скорее всего уже 10.

Вопрос из зала — что вы будете делать с биржами ссылок?

Морейнис (смеется) — будущее туманно

Сегалович — что мы будем делать? Что они будет делать — это гораздо интересней. Все ссылки несут информацию и они хорошие сами по себе. Другое дело — что полезность таких ссылок минимальна.

Вопрос — парсите ли вы биржи?

Сегалович — конкретно — нет, такой работы не ведется. Но классификации ссылок мы используем.

Морейнис — Илья уже сказал, что платные ссылки и оптимизаторские сайты — не всегда зло.

Сегалович — разве я такое говорил?
(смех в зале)

Вопрос — про бету Рамблера — не везде есть картинки и как-нибудь может можно вебмастеру указать какую картинку отдавать Рамблеру?

Морейнис — да, мы хотим использовать микроформат для разметки семантики. Возможно это микроформат, который будет использоваться в html.

Сегалович — мы в Яндекс.Новостях это делаем и безо всяких кодов

Морейнис — ну и мы делаем, другой вопрос, что в тех же Яндекс.Новостях не совсем релевантно выдаются эти картинки

(некоторая шутливая пикировка между Сегаловичем и Морейнисом по поводу релевантности картинки маршрутки переезжающей ребенка в категории дети яндекс-новостей)

Вопрос — следует ли заниматься оптимизацией хороших сайтов?

Сегалович — хорошие сайты должны занимать хорошие места в выдаче и мы и вот Аркадий работаем в этом направлении. Порчей контента и спамом — конечно, заниматься не надо.

Обзор подготовила Екатерина Баукина.

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.