Стенограмма круглого стола Работа в условиях кризиса

автор: Катерина Баукина

Александр Онищук, Президент РАТЭК: “Темпы открытия новых магазинов замедлятся, те ТЦ, что строятся — не будут достроены, те, что должны открыться — будут открыты с опозданием. Да, потребление сократится — но не сильно. Как в том анекдоте: “Папа, ты будешь меньше пить — нет, просто ты будешь меньше кушать”. Захочется мобильный телефон — купят. У нас не та ситуация, когда вдруг не стало денег у всех, как 1998 году. В этом плане наш рынок более эффективен, так как он менее затратный и более устойчивый.
Медведев сказал, что бизнес наш должен быть прозрачен. Значит, сейчас все начнут бороться за нашу прозрачность. И это хорошо — ФНС. МВД, ФСБ — все будут бороться за нашу прозрачность (смех в зале). Ну, коллеги, это же бесплатный аудит, не стоит забывать, что это всегда на пользу.”

Представитель Эльдорадо: Кризис — это возможность увеличить свою долю.

Алексей Беляев: Очень большой сегмент рынка — он-лайн витрины торговых сетей. Если не будет сворачивания, определённые трудности у торговых сетей будут — и этому сегменту будет тяжело. Второй сегмент — лидерам рынка — реальным интернет-магазинам без явного офф-лайна. (Для примера назван Озон). А остальная доля рынка — это, как бы, “все остальное” — перекупщики и им тоже будет тяжело. На сегмент лидеров рынка кризис возможно подействует оздоровительно. Больше шансов выплыть у крупных. Поэтому следует думать о консолидации. Накроет рынок как это ужасно не звучит, скорее всего, ближе к декабрю. Поэтому сейчас пора уже объединяться и думать о каком-то партнерстве. Приглашаю к обсуждению в кулуарах.

Алексей Басов: Вопрос заключается в том, докатится ли кризис до населения? Мне кажется, что это спорный вопрос. Экономика — она слоистая и кризис может затронуть не все слои этого бизнеса. Если не будет массового увольнения людей, но скорее всего не предвидится изменений на рынке. Кризис может нас миновать. Не думаю, что электронная коммерция может воспрять за счет оффлайнового ритейла. Может так сказаться, что существенных изменений не произойдет.

Петр Дарахвелидзе (WebMoney): Потенциальные рынки для нас возможны только на входе. Мы перешли на предоплату с марта- у нас нет кредитной задолженности перед терминалами. Насчёт кредитных карт — ни один и не два банка ограничили вывод с кредитных карт наличных. Из-за этого возможны проблемы с оплатой картами в Интернет-магазинах. В некоторых отраслях рынки эластичных к любым изменениям

Иван Кургузов: а слушайте — ведь курьеры станут дешевле. Жизнь-то налаживается. Придет инженер — он ведь не нахамит, доставит все как надо и даже расскажет про то, что написано в книге и перескажет содержание предыдущих серий (смех в зале).

Владислав Пичугин: В кризис наши соотечественники бросаются покупать. Но как к участникам рынка отнесется наше государство — предсказать сложно. Поэтому надеемся на лучшее, готовимся к худшему. Снижаем издержки, наблюдаем за рынком. Насчёт «обеления» рынка — я не согласен. Дело ЮКОСа заставило многих стать «белыми и пушистыми», но и искать вариант чтобы идти наперекор.

Федор Вирин<.em>: Сейчас есть огромный рынок, который нужно кормить. Вопрос только в том, что делать, если у этих людей кончатся деньги.

Павел Шинкаренко (Сенешаль)<.em>: на Западе рынок слишком связан с банками. У нас это связь намного меньше. Возможно, нас это коснется намного меньше.

Иван Кургузов: По потребительским кредитам- отвалились? Да, но ничего в этом страшного.

Алексей Беляев:С какой стороны нас ударит рынок: не будет денег у людей или жахнет со стороны логистики?

Михаил Яценко: (Национальная Ассоциация Дистанционной Торговли): Кризис правовой идёт давно. Самое ужасное, что кризис — в головах наших законодателей. Недавно слышал как одна депутат говорила о том, что покупать лекарства через интернет нельзя. Есть предпосылки к тому, что к 2015 году Россия выйдет на первое место по электронной торговле. У нас же как — душили, душили, а интернет — выворачивается. Я прогнозирую, что к 2015 году если мы не будем первыми, то мы выйдем на первое место по обороту.

Андрей Хромов: Сейчас я могу отвечать на все вопросы в двух вариантах: если будет хорошо и если будет плохо. Как в том анекдоте: доктор, а мне можно будет пиво? -Какое пиво? –Ну, не сейчас, а в будущем? — Какое будущее? Считаю, что у программистов, менеджеров продаж — будет проблемы с трудоустройством. И все компании будут мобилизоваться — как человек, падая, мобизуется — черт с ней с ногой-рукой группируется, лишь бы голова на острый угол не попала. Поэтому крупные компании будут в тонусе. С кредитами ситуации такая — человек подумает покупать ли ему стиральную машину в кредит или постирать в ведре, потому что непонятно как этот кредит отдавать. А может и взять кредит — ну отдать машину потом — ну и что? В этом случае у нас будет ситуация как на Западе, когда не выплатив кредит возвращают дом — но и дом уже банку не нужен и банка самого уже может и нет. Сейчас настало время, когда надо зарабатывать деньги, а не поднимать. Вопрос в том — будет ли 18 августа в ближайшее время или нет. Потому что люди помнят, что такое 18 августа. А если кризис будет вялотекущим — то это другой разговор. Сейчас у нас день ото дня средний чек снижается.

Иван Кургузов: У кого есть ощущение, что средний чек снижается? (где-то 6 рук в зале).

Андрей Хромов: Не следует сейчас хранить деньги на карточке. Спички, соль и гречка — всегда были нормальными местами чтобы держать деньги. (смех в зале). А евро, доллар и так далее… сейчас вообще не понятно, где держать деньги. В оффлайне люди тратят сейчас не свои деньги — кредиты. В интернете ситуация иная — доля кредитов лишь 10%. Конкретно наши планы в период кризиса: выделение одного магазина dostavka.ru — все усилия по развития направлены на него. (примечание: ehouse присоединил к себе сеть 003)

Алексей Басов: Кризис — кризису рознь. Не будет очередей на спички-соль и гречку.

Федор Вирин: На днях пришла информация, что судебные приставы стали искать должников кредитов на Одноклассниках. Следует понимать, что по кредитам должник отвечает всем имуществом. А приставы получают 10% от имущества, которое изымается.

(полемика Кургузова, Вирина и Басова по поводу того эффективно или нет работают приставы и насколько их работа эффективно. Смысл полемики сводится к тому, можно или нельзя брать кредит в такое время)

Андрей Хромов: Когда проблемы у всех — никаких приставов даже с учетом того, что будет много рабочей силы, не хватит. Ну заберут этот холодильник — потом то его никому продать не смогут. Раздутие компаний с большими инвестициями — будет завершено. Это как бы другая планета — но они вытесняют мелких игроков рынка. Эти компании сильно пострадали из-за того, что у конкурентов были легкие кредиты, легкие инвестиции. Если беда постигнет крупного ритейлера, об этом узнают все. Если интернет-магазин сократит на 90%

Алексей Беляев: Вопрос Басову — что будет с контекстной рекламой?

Иван Кургузов: Кто-нибудь готов ответить до Алексея и выступить в виде провидца? Я попробую предсказать — возрастут ставки.

Николай Попков: Все останется как есть и будет прирост за счет новых игроков рынка.

Андрей Хромов: Трудно оценить влияние кризиса на контекст при принципиальных затратах на оптимизацию (1 место). Поэтому я прогнозирую, что таких ненормальных не будет. И если тратят деньги на оптимизацию, тратить на контекст не будут. При оплате за клики — мы только со временем отбивает затраты. Поэтому эти расходы мы подсократим в пользу менее затратных методов рекламы
Алексей Басов: Правильно выделены 2 категории рекламодателей. Тех, кто тратит деньги на целевых посетителей, увеличение аудитории и так далее — для таких контекст будет затратным. Те, кто ставят контекст для личных амбиций — задумаются об эффективности, поймут, что 80 центов за клик отбивается очень долго. Но контекстные сервисы не зависят от перегретых сегментов — поэтому я настроен оптимистично. Да, абсолютно не понятно, что будет и по кому кризис ударит. Возможно, динамика контекстной рекламы останется позитивной или незначительно снизится в виду эмоций (изменение рекламных стратегий), я не предвижу никаких кардинальных изменений и, скорее всего, мы не почувствуем кризиса и не сильно сбавим темп развития.

Иван Кургузов: доведут ли до ума Закон о торговле?

Александр Онищук: Много заинтересованных в этом. Но вряд ли изменения будут неадекватными и бредовыми. Сейчас торговля перешла в Минпромторговли — новый министр, новый департамент. Руководитель департамента — компетентный и близкий нам по духу человек. Поэтому, есть надежда на хороший текст. Но расслабляться не стоит. Будет как-то регламентировано многое в отношении торговых сетей. Я думаю, что закон будет написан, но нам бояться нечего. Потому что основные проблемы коснутся поставщиков и продуктовых сетей. Закон будет и должен регулировать отношения в продуктовой зоне, в зоне еды.
Сейчас есть закон о защите прав потребителя, но он не должен бить по нам. Человек возвращая через 11 месяцев стиральную машину — должен заплатить за ее использование. Мы за нормальный баланс.
(Обсуждение закона «О защите прав потребителя» и возврата скоропортящихся товаров по закону в интернет-магазин, дискуссия о «потребительском терроризме». Суть проблемы в том, что именно интернет-магазины попадают под закон о дистанционной торговле и обязаны принимать от потребителя товары, в том числе, скоропортящиеся, в оговорённый законом срок, что открывает возможности для «потребительского терроризма». Участники круглого стола скептически отнеслись к этому вопросу, поскольку с Роспотребнадзором всегда удается договориться — это вменяемые люди, стремящиеся не доводить дело до суда и очень лояльные к представителям интернет-магазинов. )

Александр Онищук: Роспотребнадзор — не наш враг, наш противник — общество защиты прав потребителя. Я вообще всем рекомендую обращаться Роспотребнадзор и их не бояться.

Иван Кургузов: Я хочу сказать, что это хорошая вообще идея: если вас обидел потребитель — первым настучать на него в Роспотребнадзор.

Круглый стол закончился на интересной для нас теме: обсуждение того, что зона манимейкерства — очень велика и черное seo, порно, скликивание и так далее – приносит много денег, гораздо больше, чем в электронной торговле. Хотя тема эта не должна была быть вынесена на этот круглый стол, несколько слов участники круглого стола все же сказали по этому поводу. Иван Кургузов пытается отстоять честь Интернет-коммерции и спорит с Хромовым о том, где же больше денег. И что и по отношению к чему является рыбой-прилипалой. Высказывалось предположение о том, что по зоне манимейкерства кризис не ударит. Эффектной точкой стало упоминание о легализации работы бирж ссылок, активной их работе через ЦОПы и в целом позитивной, по мнению участников круглого стола, ситуации в этой области.

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.