Александр Садовский Тенденции в представлении страницы результатов поиска

Обзор подготовила Катерина Баукина

Сегодня я не буду рассказывать про формулу релевантности, написанную в каморке Сегаловича за очагом.

Я расскажу даже не о будущем, потому что его предсказать сложно. Сегодня мой рассказ будет именно о тенденциях.

Тенденции прошлого:

— у кого индекс больше и свежее — 1997-2005

— у кого спама меньше 1999-2000 2004 2006 …

— поиски параллельные, ортогональные, универсальные 2001-…

Модель многих поисковых систем включает релевантную контекстную рекламу. Кстати, в Гугле последнее время в отношении рекламы творится что-то страшное. По запросу “погода в Урюпинске” мне предложили самый большой архив порно, а потом спросили, знаю ли я дату своей смерти. (смех в зале).

-разнообразие результатов (всегда)

-максимум релевантности

Тенденция, которую мы видим сейчас — соответствие прагматики запроса и выдачи.

Суть — заголовок и сниппет для каждого результата, обогащение сниппетов.

Часто сниппет сам по себе отвечает на вопрос пользователя. Сейчас Яндекс стал выдавать дополнительную информацию — новости (например, запрос по банкам — выдаем в новостях новость про то, что у банка проблемы с платежами — пользователь не идет в банк)

Но сниппет — это не универсальный случай:

— описание из каталога

— начало текста

— найдено по ссылки

Результат поиска помимо сниппета характеризует url и иконка.

Где руда обогащения сниппетов?

— фио

— адреса

— даты

— цены

— типы ресурсов

— ссылки на сюжеты, мультимедиа.

В этом направление действует и Гугл — форум, дата, информация третьих лиц.

У Yahoo также есть сервис searchmonkey — обогащенные профили, извлечение постов из фидов.

Все это обогащает сниппеты — всю поисковую выдачу.

Мнения:

— Качество поиска — это качество десятки

— Если был спам — это плохой поиск

— Если поиск без спама и релевантный — он хороший

Следует понимать, что парадигма перенаправления — понятна, но скучна.

Можно привести такой пример: звонок в компанию “Ашманов и партнеры”. Хотите поговорить с Ашмановым — нажмите 1, если хотите поговорить с партнерами — нажмите 2,3,4, по всем остальным вопросам — обращайтесь в Яндекс. (смех в зале)

Жизнь есть до момента задачи запроса, в момент выбора ответа на запрос и даже в момент клика.

Как действует пользователь?

Задача придумать запрос — сканировать результат, выбрать нужный — пройти путь на странице ответа

Что мы предлагаем сейчас?

Выбрать запрос — найти ответ и только в крайнем случае перейти на сайт

Парадигма ответов на вопросы:

— давать ответы на заданные и не заданные вопросы

структура выдачи позволяет уже сейчас показать многие типы ответов, не меняя привычек пользователей

— пользователь не всегда может правильно сформулировать свой запрос. То, что мы делаем уже — это исправляем опечатки.

Ответ — это не только факт, но и путь к нему.

— помогать в формулировании запроса

— показывать отличия между разными типами ответов

— помогать выбрать ссылку богаче аннотируя результаты

— упрощать нахождение ответа за пределами выдачи

Переучить пользователя — нельзя, можно ненавязчиво только показывать ему что-то новое.

Удивительно то что, если ответ наиболее полный — люди охотно кликают.

Парадигма перенаправления концентрируется на попадании ответа в запрос

Цель парадигмы ответчика — снизить усилия пользователя на пути к ответу.

Колдунщики и фишки:

Колдунщики бывают ситуативные, ответы на вопросы (а том числе недосказанные) структурированные.

Фишки — цвета, время (недозаданный вопрос)

Помощь в формулировании запросов — исправление опечаток (12% опечатки, 5% автоматически исправляем, 5% предлагаем + траслитерация)

— запросы, связанные с вашим запросом (пример -“песец” и “гастарбайтер”)

— поисковые подсказки — 33% пользователей выбирают подсказки. Подсказки упрощают набор, исправляют опечатки, дают представления о спектре тем и прагматик, обучают новичков как задавать запрос.

Еще фича Яндекса — ответ-подсказка с url нужных сайтов, бесплатно для хороших сайтов. Всегда доступный url — возможность сгладить несовершенство сайта. Изучая сайт, советоваться с поиском — ТИЦ и Отзывы в Яндекс-Баре.

Есть фича у гугла — показ разделов сайта. Нужна редко, но в тех случаях, когда она делается — она полезна.

Некоторые аспекты измерения качества?

— оценка страницы в целом

— распределение трафика по странице

— эксперименты на части аудитории

-оценка сниппетов включает наличие ответа на запрос помощь в выборе релевантного впечатление о выдаче

-юзабилити-исследования

Анекдот в тему: Командир экипажа самолета информирует о том, что на борту лайнера есть два бассейна, ресторан и бар. Команда лайнера прощается с вами и сейчас со всей этой байдой мы попытаемся взлететь.

Как же быть Яндексу в таких условиях? Каковы проблемы будущего?

— консистентность vs перегруженность выдачи

— унификация формы ответов на разные вопросы

— переключение абстрактное -конкретное требует усилий

— ветвление усилий разработчиков поиска

— конкретизация данных (*решений — партнерство в получении фидов, data mining)

— покрытие редких типов ответов (решение — социальный путь)

— следование за толпой (показывая саджест — мы снижаем разнообразие)

В отличие от науки, где нельзя предсказать результат, — у нас есть статистика запросов и для нас уже ситуация складывается проще.

Юрий Синодов — ходят слухи о каких то совместных проектах Константина Каширина с Яндексом- есть ли какие-то у вас совместные проекты, можно подробнее

Ответ — ни с кем в поиске Яндекса и рекламе Константин Каширин не сотрудничает.

Вопрос — какое влияние seo на wordstat

Ответ – да, на публичный сервис влияние есть. Мы планируем с этим бороться. Влияние на рекламу — мы естественно вычищаем.

Вопрос — почему Яндекс не хочет улучшить выдачу на многословные запросы. Я надеюсь, вы меня понимаете?

Ответ — Яндекс все время улучшает выдачу по многословным запросам и будет ее улучшать. Я надеюсь, вы меня понимаете.

(смех в зале)

В ответ на вопрос из зала — пользователи не хотят диалога. В поисковой системе пользователь хочет как можно быстрее получить ответ на свой вопрос.

Вопрос — можно ли сказать, какая часть переходов по саджестам являются случайной

Ответ — мы не проводили исследование, но думаю, что часть эта минимальна

Вопрос -как стать колдунщиком?

Ответ — в вакансиях колдунщика нет. У нас по каждому виду данных есть партнеры. Принципы выбора партнеров мы не публиковали пока. Если мы будем видеть что качество данных у нас низкое — то мы будем привлекать новых.

Вопрос — какая разница между геотаргетингом и клоакингом. Если допустим разные адреса — кому и какой отдавать.

Ответ — отдавать то, что нужно самому большему числу пользователей

Сергей Людкевич — считает ли Яндекс платные ссылки спамом и как относится к генерации “гавно-контента” для простановки таких вот платных ссылок.

Ответ — в отличие от 2007 года мы знаем все виды спама. Мы мониторим все уровни спама, регулярно выкидываем десятки миллионов страниц по низкочастотке. При этом есть класс ссылок, которые мы не учитываем — это ответ на второй ваш вопрос. Мы считаем, что ситуация не идеальна, но она подконтрольна и на сегодняшний день — не мешает пользователю.

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.