Оптимизация для Яндекс.Картинок: зачем это нужно?

Автор статьи: Надежда Светлова, компания Optimism.ru

Для большинства искушенных интернет-пользователей поиск среди изображений – не более, чем забавное развлечение, полезность которого в практическом применении, как многие считают, стремится к нулю. В особенности это касается сервиса Яндекс.Картинки, алгоритм ранжирования изображений которого, по мнению многих специалистов, уступает аналогичному поиску от Google и периодически даже выдает неожиданные результаты.

Однако опытным вебмастерам наверняка известно, что в некоторых случаях “картиночный” трафик оказывается совсем даже не мифическим, а иногда и более того – единственно доступным! Попробуем разобраться, стоит ли рядовому оптимизатору ввязываться в борьбу за “пеструю” выдачу и насколько это сложно.

Зачем?

Чтобы не тешить читателей лишними иллюзиями, начнем с минусов этой выдачи. Они, впрочем, вполне очевидны. Самой большой проблемой в данном случае является то факт, что посетитель находит искомое, не уходя со страницы поисковика. Поэтому, к примеру, наличие в топе Яндекс.Картинок по запросу “фото гладиолусы” фотографии с вашего сайта, посвященного оптовой продаже цветов, вряд ли принесут громадный приток покупателей – если на сам сайт и будут заходить, то скорее затем, чтобы найти ещё фотографий.

Второй недостаток “картиночной” выдачи, особенно выделяющийся на фоне поисковой, – это её полная непредсказуемость. Яндекс не раскрывает статистику запросов в этом сервисе, поэтому прогнозировать трафик можно только на основе собственного или чужого опыта. Ну и здравого смысла, разумеется.

Кроме того, качественные фотографии или рисунки часто не так легко достать – несоблюдение авторских прав зачастую чревато потерями куда большими, чем прибыль от потенциального трафика. А создание такого контента собственными силами требует немало сил и времени (или денег).

На этом очевидные минусы заканчиваются и начинаются чуть менее очевидные плюсы. Во-первых, оптимизация сайта под Яндекс.Картинки – сама по себе является сугубо положительным для него процессом. Печально известной “переоптимизации” здесь быть не может – посетителям всегда милей сайт, насыщенный фотографиями или рисунками, так что стремление к дополнительному трафику тут может стать отличным стимулом для украшения и доведения до ума собственного сайта.

Во-вторых, “картиночная” выдача совершенно не страдает от излишней конкуренции или изобилия фильтров и продвижение в ней не потребует никаких серьезных затрат. В то же время, даже в высоко-конкурентных нишах обитатели топа основного поиска часто не обращают внимания на поиск графический, что дает отличную возможность отхватить некоторую часть “жирного” высокочастотного трафика, не ввязываясь в “битву гигантов”.

К примеру, просто добавив к запросу “кожаные куртки” слово “фото”, мы увидим первую тройку “картиночной” выдачи.. прямо над результатами основного поиска!
Разумеется, о многотысячном трафике тут говорить не приходится, но таким образом можно собрать немало стабильных среднечастотных запросов.

Как?

Поговорим, наконец, о практике “картиночной” оптимизации. Большинство принципов и советов в данном случае вполне интуитивно, но встречаются и достаточно неочевидные идеи. Итак, по порядку:

Атрибуты alt и title

Дополнительные атрибуты alt и title – это, собственно, и есть начало “картиночного” поиска. Первоначально (да и по сей день) атрибут alt использовался для выдачи браузеру альтернативного текста, в случае, когда изображение по каким-либо причинам не может быть загружено. А сейчас содержимое этого атрибута также рассматривается поисковым роботом, как главный источник информации о картинке. Кроме того, дополнительным фактором является атрибут title, используемый в основном браузерами семейства Netscape (включая Firefox) для выдачи всплывающей подсказки при наведении курсора на изображение. В html-коде использование этих тэгов выглядит так:

< img alt=фото куртки title=куртка кожаная src=http://www.site.ru/1.jpg />

Окружающий текст и тэг Title

Конечно, немаловажную роль играет и содержимое страницы, на которой расположена картинка. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы окружающий картинку текст содержал в себе нужные ключевые слова, а если есть возможность, то и прописать их в тэге Title страницы. Особенно силен в анализе окружающего текста Google, но и Яндекс вполне способен адекватно его интерпретировать, особенно в последнее время.

Ссылки

Незаменимое ссылочное ранжирование работает и здесь. Пусть в данном случае оно не столь актуально, но наличие нескольких ссылок на вашу картинку с правильными анкорами безусловно придаст ей ощутимый импульс в графической выдаче. Тем не менее, этот метод обычно считается слишком “жирным” для картинок и применяется редко. Ещё один прием обусловлен тем, что Яндекс учитывает, какие сайты, кроме “родного”, непосредственно используют у себя вашу картинку (и даже отображает эти сайты в поиске). Соответственно, чем больше её “популярность”, тем выше она будет в результатах выдачи. А использовать картинку с одними и теми же атрибутами и url-ом на разных сайтах можно и самому.

Размер изображения

Размер имеет значение. Оптимальными в данном случае можно считать изображения среднего размера – 500-800 пикселей на каждую сторону. Обычно такие изображения органично вписываются в структуру сайта и удовлетворяют требованиям посетителя. Разумеется, бывают и исключения – к примеру, если сайт торгует “обоями” для рабочего стола, то и оптимизировать необходимо примеры самих обоев.

Название файла

Несколько менее значимым фактором (как показывает практика) является название самого файла изображения. Однако, как указано в официальном описании Яндекс.Картинок, в ранжировании используется и оно тоже, причем с учетом транслитерации и дословного перевода. Поэтому определенно не будет лишним назвать файл с фотографией нашей кожаной куртки не “untitled.jpg”, а “jacket.jpg” или “kurtka.jpg”.

А что еще можно сделать?
Также можно дать еще несколько коротких, но актуальных советов:

— привлечь внимание посетителей к сайту-владельцу картинки (а заодно и защититься от совсем уж наглого плагиата) очень легко с помощью разборчивой маркировки на ней.

— помните, что, при слабо-конкурентных запросах, “топовая” картинка занимает место справа от основного поиска (как, например, здесь), заменяя собой отсутствующие в данном случае объявления Яндекс.Маркета и контекстную рекламу, что также привлекает к ней дополнительное внимание.

— ключевые фразы для “картиночной” оптимизации легко обнаруживаются на этапе подготовки общего семантического ядра по своей выраженной визуальной направленности (“фото платьев”, “карбюратор схема” и т.д.)

Итак, браться или не браться за продвижение в Яндекс.Картинках – каждый вебмастер решает для себя сам, в зависимости от тематики сайта, его структуры, наличия фотографий и прочих бесчисленных факторов. Но не подлежит сомнению тот факт, что в случае счастливого (и не такого уж редкого, кстати) совпадения этих факторов “картиночный” трафик становится заметным подспорьем к традиционным поисковым схемам.

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.