Интервью СNet с продакт-менеджером Gmail Тоддом Джексоном: Мы хотим думать о себе как о стартапе с 10 миллионами пользователей

Gmail был открыт пять лет назад и поначалу аудитория восприняла его как первоапрельскую шутку: он-лайн хранилище на целый гигабайт.

Более крупные конкурентные сервисы от Hotmail и Yahoo Mail быстро поняли, что это огромное преимущество и привели свои хранилища в соответствие, однако в скором времени Gmail вырос и стал силой, с которой стоит считаться. Он приобрел десятки миллионов пользователей, однако точное число аккаунтов не разглашается. Сейчас скорость присоединения новых пользователей выше, чем это было четыре-пять лет тому назад, говорит Тодд Джексон (Todd Jackson), продакт-менеджер Gmail.

Редакция издания CNet News взяла интервью у продакт-менеджера Gmail Тодда Джексона: о проделанной работе, развитии Gmail и его будущих планах.

Оригинал интервью доступен по ссылке: http://news.cnet.com/8301-17939_109-10208917-2.html?part=rss&subj=news&tag=2547-1_3-0-20

Часть I Часть II

CNET News: Прежде всего, вы запустили Gmail первого апреля. Вы собираетесь выпустить какую-то шутку к этому дню в этом году?

Jackson: Будьте внимательны. Я не могу рассказать слишком много. Не хочется испортить шутку.

Когда Gmail появился, ящик размером в 1 гигабайт был новинкой. Стоит ли ждать от Gmail еще чего-то, что может так же удивить и изменить наше представление о сервисах?

Jackson:
Мы работали над инновациями в Gmail в течение последних пяти лет. Наша цель – постоянно оставаться на пике нужд пользователя – особенно пользователя с высочайшими требованиями. Когда мы добавили в Gmail чат, я отметил это как большую веху. Аналогичным было добавление видеочата. Я считаю, что эти новинки важны для расширения спектра коммуникаций, которые Gmail делает доступными, приятными, простыми и быстрыми.

Коммуникации это больше чем просто почта. Это была хорошая точка для старта. Мы хотим оставаться на этом пике. Gmail Labs является хорошей тестовой площадкой для испытания новых вещей и возможности представить публике новшества быстрее, чем получаем их даже мы. Нам становится трудно, имея такую большую пользовательскую базу, запускать новинки с той же скоростью, как когда мы были маленькими. Нам хочется думать о себе как о стартапе, которому посчастливилось получить 10 миллионов пользователей.

Мне кажется, вокруг нас было столько шумихи во время запуска из-за гигабайтого хранилища. Это был трюк, который привлек огромное количество людей просто попробовать Gmail, однако затем огромное их количество осталось с нами из-за пользовательского интерфейса, построения цепочек бесед, поиска и качественного спам-фильтра. Не все эти вещи равнозначны, однако они являются теми особенностями, которые делают продукт прекрасным. Мы собираемся продолжать двигаться в том же направлении.

Как вы думаете, разница между Gmail во время запуска и Gmail сегодня будет больше или меньше разницы между Gmail сегодня и Gmail через пять лет?

Jackson: многие вещи, над которыми мы работали в течение пяти лет были внутренними. Это те вещи, которые не изменяют внешний вид продукта существенно, однако это то, чего люди ожидают от почты. Такие вещи как поддержка POP и IMAP, мобильный интерфейс. Такие мелочи как сохранение черновиков или форматирование текста. Этого ничего не было при запуске. Вы не могли выделить шрифт жирным или наклонным. Мы добавляли эти вещи в течение лет, потому что люди просто ожидали их видеть.

Мы также инвестировали в будущее. Крупные изменения front-end инфраструктуры, которые мы внесли в позапрошлом году, позволили нам подключить большее количество инженеров, которые одновременно работают над кодом, а также позволили вести front-end разработку на порядок быстрее в новой JavaScript архитектуре. Это также позволило запустить такой проект как Labs, так как мы получили возможность запускать разные модули кода для разных пользователей. Я считаю это технологией с огромными возможностями.

Я думаю в течение следующих пяти лет вы, возможно, увидите большое количество видимых изменений, может быть, даже больше чем в предыдущие пять лет. Это так, потому что в первые пять лет мы должны были фокусироваться на всех основных вещах, которые хотели люди. Мы внедрили очень инновативные вещи в области чата и видеочата и расширяем способы общения в Gmail. Я думаю, вы увидите множество новинок в этом направлении, и изменения, которые напрямую затрагивают look-and-feel продукта.

Вы упомянули коммуникации. Gmail добавил инстант-мессенджеры, однако в то же время есть Facebook мессенджер и чат, Flickr Mail, Friendfeed. Эти коммуникации расположены снаружи или внутри почтовых ящиков. Будет ли Gmail развиваться в направлении унификации коммуникаций?

Jackson: мне не хотелось бы говорить о существующих фичах. Однако скажу, что основная миссия Gmail — быть мощным инструментом для всех методов коммуникации, которыми хочет воспользоваться посетитель. Мы знаем, что идет следом за почтой. Это то, о чем мы очень много думаем. Мы начала с e-mail, потому что это было то, чем многие пользовались, и мы увидели очень большое пространство для улучшений. Точно так же мы собираемся рассмотреть другие, новые коммуникационные технологии.

Что вы думаете об объединении с провайдерами VOIP-услуг?

Jackson: Я думаю, что потенциально было бы интересно сделать что-то с Google Voice. Я ничего не хочу утверждать наверняка, но (интеграция Google Voice) это нечто, в чем мы весьма заинтересованы.

IM был одним из компонентов партнерства между Yahoo и Google, которое было анонсировано в прошлом году. Это произойдет, или планы были прекращены после расторжения соглашения о рекламе?

Jackson: Я не хотел бы вдаваться в детали по этому поводу. Мы рады партнерству, которое удалось установить с AOL Instant Messenger. Мы думаем, что интеграция и объединение IM это хорошо. Мне очень нравится, как наш чат использует XMPP. iChat и многие другие клиенты хорошо работают с Google Talk, нам нравится такое развитие событий.

В следующие пять лет вы увидите большое количество видимых изменений, может быть даже больше, чем за прошлые пять лет.

Перешли ли вы от пользователей, которые быстро принимают изменения к мейнстриму? Как вы охарактеризуете своего среднего пользователя – это технически продвинутый или обычный человек?

Jackson: Это хороший вопрос. Мы начали работать с людьми, которые быстро принимают новинки. Так было задумано. Мы хотели создать продукт для пользователей, которые получают сотни писем в день, потому что мы считаем, что когда фокусируемся на самых активных пользователях, мы создаем продукт, который станет актуальным на рынке через пару лет, когда все станут использовать его так же, как самые активные пользователи сегодня. Больше всего внимания мы уделяем пользователям с 7-дневной активностью (те, кто использует Gmail минимум раз в семь дней) и использованию– количеству реального взаимодействия с продуктом. Ларри и Сергей всегда говорят нам больше фокусироваться на использовании, чем на пользователе. Это имеет больше значения. Вы получите лучшую обратную связь и будете иметь больше шансов оставаться на пике, если вы фокусируетесь на людях, которые используют продукт все время, весь день, а не на просто случайных пользователях.

У нас есть огромное количество обычных ежедневных пользователей и это прекрасно. Мы рады получить как можно больше пользователей. Но мы действительно сфокусированы на активных пользователях, легко принимающих новинки.

Как вы думаете, вы избежали судьбы продукта для технически-продвинутых?

Jackson: Думаю, да. Интерфейс доступен на 50 языках. И используется извне США, больше чем изнутри. Наш рост сейчас быстрее, чем он был четыре или пять лет назад… по реальным показателям пользователей, которые активно используют сервис… и мы растем во всех странах.

Я не заметил ни одной функции Gmail Labs, которая была бы добавлена в продукт. Это произойдет с какой-то «Суперзвездой» (13 новых возможностей, которые тестируются в проекте Gmail Labs) или чем-то подобным?

Jackson: Да. В скором времени мы действительно собираемся выпустить несколько функций. Мы смотрим по комбинации различных показателей. Мы смотрим на количество инсталляций и деинсталляций, на обратную связь по качеству. Одной из крупных целей является выпуск сервиса офф-лайн (в котором сообщения в Gmail можно читать, искать, помечать, даже без сетевого соединения). Есть и другие сильные кандидаты, например, отмена отправки сообщения или YouTube, Picasa, Flickr, и Yelp превью. «Суперзвезды» это достаточно весомый вклад в пользовательский интерфейс. Мне кажется, некоторые пользователи будут смущены красными восклицательными знаками. Это компромисс.

Это очень классно, иметь такое место как Labs, где мы можем экспериментировать такими вещами и выкидывать их на рынок с непреодолимой энергией. Показатели качества новинок, которые мы собираемся запустить для всех пользователей и предлагать всем пользователям – весьма высоки.

Часть II

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.