Интервью с Сергеем Людкевичем: С продвижением в регионах дело обстоит так же, как и с самим интернетом

СергейСергей Людкевич, авторитетный специалист в области поискового продвижения, в интервью для Searchengines.ru рассказал о том, с чего начинались его первые шаги в SEO, поведал о Яндексе и “Арзамасе”, о продвижении в регионах, а также об уходе из “Текарта” и многом другом.

C чего начинается SEO…

Сергей, как вы пришли в seo? С чего начали постигать азы поискового продвижения?

В 2000-м году пришел в компанию «Текарт», которую организовали мои однокашники по тульскому политеху. Предложили попробовать себя в продвижении сайтов. Мне показалось это интересным, интернет тогда был вещью новой и поэтому очень любопытной. До этого работал на государственной службе, в одном из территориальных подразделений Минфина консультантом по программному обеспечению. Там работать было откровенно скучно, поэтому с радостью ухватился за предложение. Постигать приходилось всё с нуля самостоятельно. Читал западные статьи, форумы, в 2001-м наткнулся на форум searchengines.ru, стал там завсегдатаем. Как математику по образованию, мне понравилось ковыряться в черном ящике, который представляют из себя поисковые алгоритмы.

Помните ли вы свои первые сайты, которые начали продвигать? Вспомните ли ваш самый первый запрос, по которому сайт вышел в топ?

Я начал с продвижения на американский рынок. Первым сайтом был www.gardencomposer.com, продававший программное обеспечение для ландшафтного дизайна. Поэтому и запросы были соответствующие – garden design и landscape design.

До последнего времени вы работали в МГ Текарт, один из офисов которой располагается в Туле. Здесь же сконцентрировано большое количество компаний, предоставляющих услуги по поисковому продвижению (свыше 50-ти на лето 2008 года, не считая фрилансеров). С чем связано такое засилье сеошников в Туле?

Думаю, не ошибусь, если предположу, что это связано именно с успешной работой «Текарта» в сфере поискового продвижения. Многие стали просто копировать модную модель бизнеса, оказавшуюся к тому же весьма перспективной. Причем в ряде случаев копирование было практически, как говорится, под кальку.

Николай

Арзамас

В новой версии поисковой программы Яндекса был прикручен геотаргетинг. Открытое тестирование не проводили, однако в консоли для вебмастеров ввели функцию сравнения выдачи 2-х разных регионов с возможностью оставить комментарий или указать на баги. Своевременно ли Яндекс ввёл выдачу по регионам или поспешил?

Идея уникализации выдачи по географическому положению не нова и, в общем-то, вполне логична. Здесь основная сложность в том, как правильно классифицировать запросы на предмет того, по какому показывать выдачу с географической привязкой (например, «такси», «доставка пиццы» и т.п.), а по какому – выдачу, не зависящую от географии (например, «мелодии для телефонов»).

Нужен ли вообще геотаргетинг?

Почему бы и нет? Очень многие пользователи не обладают, к сожалению, достаточной интернет-культурой и выставить галочку «Искать в своём регионе» оказывается выше их сил.

Сильно ли выдача по регионам ударила по поисковому продвижению?

Тем, кто продавал позиции в выдаче региональным компаниям, стало, безусловно, тяжелее.

Кто от этого выиграл: вебмастера, клиенты, спамеры, пользователи и т.д.?

Думаю, в идеале, должны выиграть пользователи. Правда, алгоритм сейчас явно находится в промежуточной фазе. Ибо есть персональные выдачи только для Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых стран ближнего зарубежья. Российские регионы же получают одинаковую выдачу для всех, что явно нелогично. Будем ждать персонализации выдачи для конкретных регионов.

Правда, что от алгоритма к алгоритму Яндекс всё больше и сильнее любит обильное количество контента на странице?

Я бы сказал, что это оптимизаторы от алгоритма к алгоритму увеличивают обилие контента на продвигаемых страницах. В классической формуле tf*idf, увеличивая tf, мы увеличиваем значение формулы. Поэтому, получается, что чем большее количество раз на странице мы употребим термин, тем релевантней по отношению к нему будет эта страница. Но эта формула используется испокон веков.

Как вы считаете, учитывает ли бот Яндекса региональность ссылок и влияет ли это на ранжирование в Арзамасе?

До появления персональной выдачи по каждому региону исследовать этот вопрос я не вижу смысла.

Заметен ли рост весов контекстных ссылок?

Думаю, какое бы то ни было преимущество контекстных ссылок перед блочными – очередной миф оптимизаторов.

Заметили ли вы ещё какие-нибудь нюансы и изменения в новом алгоритме?

Заметил. 🙂

Согласны ли вы, что «Яндекс перестал быть поиском, а стал коммерческим проектом»?

Не согласен. Поиск – поиском, а коммерция – коммерцией. Более того, если качество поиска станет плохим, то коммерция тоже пострадает ввиду голосующего ногами пользователя.

Кризис. Клиенты. Поиск

С ноября прошлого года весь мир бурно и громко переживает кризис. Россия не исключение. Поисковое продвижение кризис также затронул: возникали проблемы с кредитами, уходили либо значительно сокращали бюджеты клиенты, прошла волна массовых сокращений, ряд оптимизаторских контор вовсе не удержались на плаву. Как сейчас обстоит дело на рынке поискового продвижения, всё ли устаканилось? Деньги в SEO не закончились? 🙂

Я не специалист по деньгам в SEO. Насколько я вижу, заказы есть, работа есть. Значит, наверное, и деньги есть. 🙂

Как обстоят дела с поисковым продвижением в регионах? Яндекс уже нацелился на регионального пользователя, а рекламодатели и компании из регионов с охотой тянутся в интернет, или же с опаской пока поглядывают в эту сторону?

С продвижением в регионах дело обстоит так же, как и с самим интернетом. Мало пользователей, низка их интернет-культура. Поэтому и интереса к ним у компаний почти нет. К примеру, в Туле, чтобы купить резину для автомобиля, проще и эффективней физически объехать несколько точек, чем пытаться найти информацию в интернете. Продвигаются только те, у кого интересы выходят далеко за пределы своего региона.

На объединённой конференции в секции Александра Садовского вебмастера пытались импровизировать на тему поиска будущего. А каким видите вы поиск лет через 5?

Я не люблю выступать в роли оракула. Поиск будет таким, каким он будет.

Сергей

Работа

По слухам вас постоянно сватают в какую-нибудь крупную компанию, к примеру, в Яндекс. В вашей практике были ли реальные предложения подобного плана?

Были. Но в Яндексе, к сожалению, пока нет удаленной работы, а на переезд в Москву я по ряду причин не готов.

Ходили слухи, что вы покидаете «Текарт» и продолжаете свою трудовую деятельность в новой компании. Так ли это?

Да, с мая я работаю в Корпорации РБС в должности начальника отдела исследований и аналитики.

Что повлияло на решение поменять место работы?

Целый ряд обстоятельств. Я бы не хотел распространяться о них. Скажу только, что решение было для меня очень непростым.

Вы всегда выступали за продвижение бесплатными ссылками, а у БДБД колоссальный бюджет на выведение в топ их собственного сайта. Не противоречит ли это вашим принципам?

Скажем так, что если благодаря моим усилиям удастся минимизировать количество покупных ссылок, используемых в Корпорации РБС при продвижении сайтов, я буду считать, что моим принципам ничего не угрожает. Идеально было бы построить модель продвижения вообще без покупных ссылок, буду к этому стремиться.

Если на секунду представить, что завтра все сайты в топах будут подбираться вручную, чем бы вы стали заниматься?

Наверное, таки пошел бы в поисковую систему подбирать топы вручную. 🙂

Вы не только авторитетный специалист в области SEO, но и отец двоих детей. Хотели бы вы, чтобы они были сеошниками?

Не знаю. Я хотел бы, чтоб они выбрали себе достойное занятие по душе и по своим способностям. А что именно это будет – вопрос десятый.

Беседовала Чернева Светлана.

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.