Сергей Петренко: «Осень 2009: Конец кризиса?»

СергейСегодня стартовала всеукраинская конференция «Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в сети Интернет» — Optimization.com.ua. Одним из первых выступил Сергей Петренко, генеральный директор компании Яндекс.Украина» с докладом «Осень 2009: Конец кризиса?».

Сергей отметил, что год назад было сложно предсказать, что будет дальше. Тогда народ на сложившуюся нестабильную экномическую ситуацию сразу начинал реагировать анекдотами в разной степени проникнутости, продвинутости: «Когда рынок достиг дна, снизу постучали», «Рынок, достигнув дна, начал копать», также новогодняя шутка от Евгения Чичваркина: «Лучший бонус по итогам 2008 года – рабочее место на 2009 год».

Это всё так было. Но на практике оказалось, что и самые отъявленные пессимисты и даже осторожные оптимисты несколько преувеличивали. А, может, это было и не кризис. Многие ждали вторую волну весной, затем летом, этой осенью. Но поскольку мир заканчиваться не собирается, и я подозреваю, что вторую волну будут ждать ещё очень долго. Впереди ещё не одна осень, весна…

Именно год назад начались разные круглые столы, где обсуждалось, что же мы видим в будущем. А видели мы тогда разные и не очень привычные вещи. Во-первых, впервые начал останавливаться рост базы рекламодателей. Это особенно характерно для поискового маркетинга, который по природе своей несколько мелок. Типовой по размеру бюджета клиент поискового маркетинга – это малый и средний бизнес. И действительно, год назад стал отмечаться тот факт, что люди перестали размещаться, стали чего-то бояться и предпочли не тратить лишние деньги, стали меньше платить. Клиент, вместо того, чтобы заплатить 1 раз 500 у.е, начал отдавать 5 раз по 100 у.е. В этом нет ничего хорошего, потому что это увеличивает нагрузку на оборот платежей. Почти перестал расти оборот, и это стало самым серьёзным знаком, потому что до осени прошлого года интернет-реклама росла в полтора-два раза каждый год, причём в достаточно твёрдой валюте. Тут вдруг перестало всё расти.

Рекламодатели перестали активно торговаться на аукционах контекстной рекламы. Они стали покупать тот же объём трафика по заметно меньшей цене.

Кроме того, из традиционно очень горячих тем, многие рекламодатели просто ушли из бизнеса (это недвижимость, финансы). Но с финансами было по-разному, потому что банкиры забрали деньги из рекламы кредитов, а после раздумий шли рекламировать депозиты. Но не у всех это так сработало.

Прошёл год. Многие мифы во многом видоизменились и показали, что это было достаточно кратковременное явление. Потому что, к примеру, рекламодатели, посидев-подумав, начали возвращаться и делать это в таких объёмах, что в общем-то стало довольно тяжело.

У нас наблюдался небольшой провал в январе по количеству клиентов-рекламодателей, так как этот месяц в Украине традиционно нерабочий. Начиная с февраля, всё пошло в рост без перерывов даже на летние периоды. Но надо сказать, что это в основном клиенты с малыми бюджетами. Мы это заметили ещё в прошлом году. Средний бюджет клиента начал уменьшаться даже в условных единицах. Это естественно, охват интернета растёт. По некоторым оценкам, включая официальную статистику, за первое полугодие 2009 года, оборот в области интернет-провайдинга увеличился почти вдвое – на 44 %. А это означает, что количество людей, пользующихся интернетом, в стране всё больше и больше. В том числе, становясь сначала аудиторией, потом они превращаются рекламодателем. Ну, конечно, до медийной рекламы несколько далеко.

Дневная аудитория Яндекс.Директа в Украине составляет более 2 000 000 в день. Бурный рост продолжался в течение всего лета и с августа начались новые пики. Аудитория интернета растёт, и растут её коммерческие предпочтения. Растёт число коммерческих интересов, с которыми люди приходят в сеть. Они всё чаще приходят в сеть купить, продать, найти коммерческую информацию. Более того, эти пользователи покупают. Прошлый год в сентябре-октябре характеризовался достаточно бурной покупательской, коммерческой активностью, поскольку народ всячески пытался спасти деньги. Говорят, на Маркетах были «давки», выметали всё подчистую, что только было в наличии (имеются в виду супермаркеты электроники). После лета эти показатели вновь стали расти, что приятно. То есть, приходя сеть, люди реагируют на рекламу и коммерческие предложения. И так или иначе ими пользуются.

Конечно, не всем можно помочь. Далеко не все отрасли можно охарактеризовать фразой «постояли, подумали и пошли развиваться дальше». Недвижимость, финансы, строительство и реклама всё-таки как упали, так там и лежат. Хотя надо сказать, это график цены клика по данным тематика. Но не всё так плохо.

Существуют и вполне нормальные отрасли, которые так или иначе по своим сезонным особенностям развивались вполне нормально, без падений.

Люди перестали думать о мобильной связи. Нет, видимо, новых предложений. Зато с наступлением холодов люди стали больше думать о здоровье. В результате развития в течение года в стрессовых условиях мы получили новую картину мира, которая характеризуется следующими моментами. Во-первых, интернет стал массовым средством рекламы По последним оценкам, интернет к концу текущего года обойдёт по объёмам размещения рекламы всё радио. Несколько лет назад мы уже обошли рекламу в кинотеатрах. Впереди остаётся только телевидение, наружная и печатная реклама. Но это мощные соперники и до них далековато. Та же самая ситуация происходит в России, где интернет уже обогнал радио. Недавно пролетела весть, что в Великобритании интернет обогнал даже телевидение, но здесь некоторые сомнения, так как там рекламы на телевидении намного меньше, чем в любой другой стране.

Много начали говорить об эффективности размещения. Наблюдается рост числа установленных счётчиков Яндекс.Метрики, недавно ставшей доступной абсолютно всем. На данный момент более половины сайтов в Директе имеют счётчики Яндекс.Метрики. В какой-то момент мы обошли даже SpyLog по количеству обсчитываемого трафика. Но количество сайтов, количество рекламодателей, пользующихся этой услугой, действительно растёт.

Поскольку в интернете сейчас большое количество рекламодателей, вообще недавно узнавших о существовании интернета, очень много бизнесов малых и средних, которые пришли только в интернет, зная, что им нужен сайт и необходимо раскрутиться, средний рекламодатель малобюджетен и сильно неопытен. Именно поэтому большинство массовых средств рекламы, системы контекстной рекламы в частности, всё больше и больше внимания уделяют простоте своих интерфейсов, лёгкости заведения кампаний. Мы в этом году запустили «Лёгкий» интерфейс в Директе, где для рекламы надо лишь ввести адрес сайта и написать объявление, а всё остальное предложит система. Большинство новых рекламодателей, у которых есть выбор между «Лёгким» и «Профессиональным» интерфейсами, на старте выбирают именно «Лёгкий».

Ещё одна характерная черта – все участники рынка занялись активной его организацией, строительством. Количество семинаров и конференций, которые пытаются провести, такого, что всё чаще действует другая форма активности – составление календарей. К примеру, в Яндексе уже несколько бригад, которые ведут семинары. Вот это количество свидетельствует о том, что люди понимают важность работы с рекламодателями, реорганизации рынка. Не хватает сил на организацию в плане информации о бизнесе.

В ближайшее время, точно также, как рекламодателям доступны платежи в российском эквиваленте webmoney, это будет доступно в украинском. Это дело буквально нескольких дней.

Помимо неопытных рекламодателей в интернете есть вполне профессиональные много платящие рекламодатели. Мы это понимаем, и поэтому у нас есть достаточное количество планов по тому, чтобы тем, кто платит много, хотелось платить ещё больше и чтобы они получали от этого удовольствие. Многое к этому уже сделано. Так, за последние 2 месяца скорость работы интерфейса Яндекс.Директа увеличена по нашим замерам в 5 раз.

(вопрос из зала) Отношение Яндекса к наружной рекламе.
(ответ Сергея) Нам нравится её размещать. Но при этом мы понимаем, что прямого эффекта не получим.

(вопрос из зала) Как вы планируете с Google AdSence разделить национальные площадки? В настоящий момент такая тенденция в Украине, что национальные площадки вешают рекламу либо в ротации, либо тольо AdSence.
(ответ) Мы не планируем ничего делить. Более того, все системы контекстной рекламы абсолютно лояльно относятся к рекламодателю, вебмастерам, которые размещают рекламу всех систем. У нас есть претензии к площадкам, которые это делают в ущерб контенту.

На вопрос про технологии поиска отвечал Александр Садовский: С точки зрения фильтров, которые имеются в виду антиспамные, технологии для яндекса и google абсолютно одинаковые… Есть некоторые отличия для зарубежного интернета, зоны com, net и т.д.. Там просто другой тип спама. С точки зрения технологий вообще, то есть технологий поиска, отличия есть, они не очень большие, например.

Фотоотчёт с конференции доступен в блоге Елизаветы Трибунской, главного редактора Searchengines.ru.

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.