Александр Садовский: «Что такое хороший веб-поиск» (Часть I)

АлександрВ первый день конференции Optimization.com.ua с докладом про хороший веб-поиск выступал Александр Садовский, руководитель отдела веб-поиска компании «Яндекс».

Поиском в Яндексе занимается очень много людей, у нас большой коллектив. Но, наверно, не настолько большой коллектив, про который говорилось в недавнем интервью руководителя по качеству поиска Google. «Мы умеем быть гибкими, потому что разрабатываем поиск маленькими командами по 300-500 человек», — процитировал выдержку из интервью Александр. Мы меньшими командами стараемся конкурировать с мировыми гигантами и надеемся, что это получается.

«Что такое хороший веб-поиск?» – это вопрос, который звучит с точки зрения «кого»: пользователя или вебмастера.

С точки зрения пользователя, это то, какие атрибуты, какие продуктовые качества поиска мы считаем важными. Но остановимся подробнее на хорошем поиске с точки зрения вебмастеров. Первое, что интересует большинство вебмастеров, — это, конечно, трафик. И как Сергей Петренко сказал, во время кризиса важен вопрос о конверсии, чтоб трафик был хорошим. Потому что раньше на это не очень смотрели, а сейчас люди думают, стоит ли вкладывать деньги в какой-то трафик, если он им ничего не принесёт.

Каждый раз в столкновении с поисковой системой возникает некоторая информация о том, что представляет собой сайт для пользователя. И если сайт представлен некрасиво, неправильно, то пользователь может вынести отрицательное суждение. Это второе.

И третье, интернет – гибкая изменчивая структура, где всегда могут происходить разные неожиданности. Если какая-то проблема случается, вебмастер не хочет сидеть круглые сутки и думать, случилось — не случилось. Ему хочется получать человеческие уведомления и знать, что происходит.

Ну и последнее, это, собственно, живое общение, когда возможно задать вопрос и получить на него ответ. Яндекс стремится, чтобы каждый вопрос в службу поддержки поиска Яндекса получил ответ в течение суток. К сожалению, в пиковые нагрузки, например, в новогодние праздники, этот показатель не всегда получается поддерживать и часть ответов даётся за трое суток. Таких ответов бывает до 20 %. Если вы не получаете, на конференции в Казахстане меня спрашивали, а почему мне отвечает робот. Я ответил, что среди множества тысяч пишущих людей в поиск Яндекса несколько людей этот процесс автоматизировали. У них есть сетка из множества сайтов, по каждому из которых они генерят случайные слова-синонимы и пишут вопрос в поиск Яндекса якобы от человека. Делают это с разных IP. И мы подумали, зачем тратить время наших сотрудников на ответы таким роботам и создали своего робота. Его зовут Автоплатон, и он с этими людьми переписывается. Это маркетинг цифровой в XXI веке 

Наблюдая за поиском Яндекса, за трафиком, создаётся полное ощущение водопада. Многие источники трафика люди недооценивают. Самый главный источник трафика – это качественно сайт в востребованной нише. Востребованность можно определять с помощью сервиса Wordstat. Пару лет назад у меня был подробный доклад на тему что же такое качественный сайт. Если коротко, это оригинальный контент, сайт для пользователей, а не для поисковиков, ссылки для пользователей, дизайн помогает, а не мешает, также необходимо стремиться к запросам, где сайт даёт ответ.

Важно, чтобы сайт хорошо индексировался. К сожалению или к счастью, люди умнее, чем роботы. И они знают свой сайт лучше любого робота. И поэтому мы хотим, чтобы вы делились своими знаниями с поиском Яндекса, тогда ваш сайт начнёт индексироваться быстрее и лучше. Запретите мусор и укажите важные страницы, проверьте robots.txt (главное – не переусердствовать) . Как второй вариант, можно указать приоритет файла Sitemap.

Файлы Sitemap – это одно из немногих соприкосновений в поиске, где системы дружат, устанавливают между собой контакты. Это стандарт, который одновременно был выкачен Google, Yahoo, Microsoft и поддержан Яндексом. То есть нам важнее, чтобы вебмастера не тратили много усилий на разбор с форматом.

Индексация – это не только радостное сообщение о том, что хорошо, но и что плохо. Если вы будете регулярно заглядывать на соответствующие графики с ошибками индексации в Яндекс.Вебмастере, то момент, когда робот столкнулся с какой-то неожиданностью, не пропустите.

В поиске с введением поисковой программы «Арзамас» активно используется региональное ранжирование. Оно есть уже для более 20 городов и нескольких стран, включая Украину. И мы будем двигаться и дальше в эту сторону. Соответственно, правильное определение региона сайта позволит корректно и хорошо ранжироваться в своём регионе. Яндекс узнаёт о регионе сайта при помощи: 1) каталога, где можно указать до 7 регионов; 2) автоклассификатора на основе анализа содержимого сайта, IP и т.д. (1 регион); 3) информации от вебмастеров через Яндекс.Вебмастер (1 регион).

Поиск – не единственное место, где применимы знания оптимизации. Оптимизировать можно на главной странице поиска, где дневная аудитория порой выше, чем у поиска. Что здесь можно оптимизировать:
— виджеты (полгода как работает программа виджетов, недавно была запущена региональная программа).
— трафикогенерящие сервисы, которые выводятся как самостоятельные сущности на поиске (маркет, новости, картинки).
— фишки («бармен»).

Как это можно использовать? Например, если сайт новостной, то воспользоваться XML-импортом картинок или видео. Требования к сайтам достаточно простые: в соответствии с законодательством, отсутствие спама, порнографии и т.д.

Что бывает, когда нет адреса на сайте? Многие сайты содержат адрес очень далеко в спрятанном виде. Особенно это характерно для молодых сайтов. Мы не хотим, чтобы пользователь терялся, поэтому даём возможность показывать адрес прямо в результатах поиска.

Появилась возможность выводить в результатах поиска дополнительную информацию о гостиницах (число номеров, звёзд). У пользователя уже начинает складываться впечатление о гостинице и сайте.

Если вы официальный производитель какого-либо товара, то наличие продукции в Яндекс.Маркете позволяет вывести пункт в поиске, раскрывающий деятельность вашей компании и сайта.

Если у вас есть видео хостинг, то мы научились выводить видеоинформацию, первый кадр ролика в результатах поиска.

Если у вас есть блоговая платформа, блог, где заданы корректные данные, то эти данные также выводятся в поиске.

Кроме того, вебмастера интересует то, что происходит на сайте. К примеру, Яндекс научился отправлять уведомления об обнаружении вредоносного кода на сайте. Мы поняли, что в этой области есть большой пробел. Яндекс – первая компания, которая эту проблему осознала.

Фотоотчёт с конференции доступен в блоге Елизаветы Трибунской, главного редактора Searchengines.ru.

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.