Михаил Костин: «Результаты поиска. От списка сайтов к ответу на запрос»

На конференции Optimization 09 с докладом «Результаты поиска. От списка сайтов к ответу на запрос» выступил Михаил Костин, директор по разработке поисковых проектов Mail.Ru. Михаил рассказал о том, как в Mail.Ru стараются делать поиск максимально удобным для пользователя.

Михаил отметил, что в большинстве случаев поисковики справляются с задачей поиска ответов. Качество работы поисковых систем определяется тем, насколько легко, быстро и комфортно человек получил то, что хотел.

Во-первых, для того, чтобы пользователю легче было ввести запрос, существуют поисковые подсказки. Пользователи набирают первые несколько букв, по которым поисковик выдаёт ему наиболее подходящие варианты. Также непосредственно ответы выдаются непосредственно на странице результатов поиска.

Важно отметить, что все инструменты для комфортного поиска хорошо помогают как пользователям, имеющим опыт поиска, так и для новичков. Причём для новичков такие инструменты не столько комфортный поиск, сколько обучение.

В поиске Mail.Ru также есть инструменты, с помощью которого облегчается процесс поиска.

Во-первых, это подсказки. Здесь всё стандартно, но при этом мы стараемся думать не только о полноте и релевантности подсказок, но и о том, чтобы ими было максимально удобно пользоваться (исправление раскладки клавиатуры; опечатки; переход из поисковых подсказок на целевой сайт, минуя результаты поиска; подсвечивание выбранной подсказки).

Следующая возможность Mail.Ru – это справки, с помощью которых осуществляется переход на специализированные поиски. Справки располагаются под формой поиска над поисковой выдачей. Они предполагают концентрированный ответ на вопрос пользователя, ориентированный на понимание того, что пользователь ищет. Например, по запросу «прогноз погоды» предлагается непосредственно прогноз, а по запросу «арбидол» Mail.Ru предлагает «найти в аптеках».

Однако Михаил указывает на ряд проблем в связи с работой по облегчению поиска:
— показывать или нет (например, населённый пункт Простоквашино);
— что показывать (например, запрос «пушкин» – человек или пароход);
— по каким запросам показывать (человека по полному ФИО или достаточно фамилии);
— одна сущность или несколько (сеть ресторанов или несколько ресторанов с одинаковым названием);
— как показывать (расписание в московских театрах москвичам или всем).

Данные проблемы решаются при помощи ряда инструментов:
— анализ поведения пользователя по запросу (ассоциированные запросы, на какие сайты переходят);
— анализ интереса к объекту справки (много ли пишут в интернете, спрашивают ли в запросах);
— анализ текстов (что с чем встречается совместно);
— обратная связь.

Другой пример справок – уточнение запроса. Например, если пользователь ищет «Война и мир», Mail.Ru предлагает его вниманию как книги, так и экранизированную версию романа.

В качестве источников информации Mail.Ru использует в первую очередь данные поискового робота GoGo, информацию от других проектов Mail.Ru. Также комбинируется информация из разных источников.

Справки – это прежде всего не рекламный блок, и информация на коммерческой основе здесь не размещается. Поэтому главные критерии выбора источников для справок очевидны – достоверность информации, актуальность, полнота, авторитетность. При этом мы отдаём предпочтение автоматизированным методам, однако готовы рассматривать предложения о получении специально подготовленных для нас данных.

На конференции Optimization 09 в секции «Поисковые машины» с докладами также выступали:
Ринат Сафин “Настройки поиска. Новые способы фильтрации результатов Google”
Александр Садовский “Хороший веб-поиск для вебмастеров”

Обзор подготовила Светлана Чернева.

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.