Стал ли Facebook важнее Google?

Перевод статьи Greg Sterling Is Facebook Becoming More Important Than Google?

Этот намеренно провокационный заголовок появился под воздействием статьи, которая появилась вчера в San Francisco Chronicle под названием «Facebook приводит больше пользователей, чем Google». Статья ссылается на данные Compete, и утверждает, что «Facebook стал основным источником трафика для таких крупных порталов как Yahoo и MSN, и находится среди лидеров трафика для других типов сайтов».

Находясь под воздействием статьи в SF Chronicle, блог All Facebook написал статью «Facebook демонстрируют феноменальный рост в сфере поиска», цитирующую статью из «Information Week», которая, в свою очередь, ссылалась на исследования, опубликованные в январском отчете comScore:


Расширенный отчет comScore за январь 2010 vs. декабрь 2009





























Расширенный  отчет comScore январь 2010 vs. декабрь 2009

Всего по США — Дом/Работа/Учеба Источник: comScore qSe

Поисковые сайты Поисковых запросов
декабрь 2009 январь 2010 На  сколько изменилось в %

 декабрь 2009 vs. январь 2010

Весь Интернет 22.741 23,163 2%
Сайты Google 14,019 14,045 0%
Google 10,101 10,378 3%
YouTube/Все остальные 3,918 3,667 -6%

Сайты Yahoo!

2,629

2,670

2%

Yahoo!

2,605

2,647

2%

Все остальные

24

23

-4%

Сайты Microsoft

1,620

1,772

9%

Bing

1,399

1,549

11%

Microsoft/Все остальные

221

223

1%

Ask Network

696

736

6%

ASK.COM

332

336

1%

MyWebSearch.com/ все остальные

364

400

10%

eBay

680

659

-3%

craigslist, inc.

583

636

9%

AOL LLC

588

576

-2%

Поисковые сети AOL

325

317

-2%

MapQuest/Все остальные

263

259

-2%

Fox Interactive Media

424

403

-5%

сайты MySpace

416

398

-4%

Все остальные

8

5

-38%

Facebook.com

351

395

13%

сайты Amazon

302

238 -21%

Сделаем вдох, посчитаем до десяти и вернемся немного назад…

Месяцем ранее, компания Microsoft объявила о том, что поисковый опыт на Facebook будет совершенствоваться и «улучшаться». И, хотя это не кристально очевидно, но цифры в вышеприведенной таблице относятся к внутреннему поиску Facebook, по контенту или среди друзей, а не веб-поиску. Это не тот же самый поиск, который люди совершают на Google, Yahoo или Bing. И 13% говорят об уверенном росте, однако, это далеко не феномен.

Впрочем, это те вопросы, к решению которых я бы привлек Hitwise, Compete, comScore и/или Neilson: какова природа «поиска» на Facebook; используют ли ее люди для общего веб-поиска или же, по большей части, для поиска внутреннего контента Facebook?

Данные Compete, на которые ссылается SF Chronicle, заверяя, что Facebook теперь стал «главным источником трафика для крупных порталов», ставит еще один эмпирический вопрос: как именно трафик направляется к сайтам третьей стороны?

На прошлой неделе мне довелось услышать подобное заявление на конференции от главного издателя «желтых страниц» в США, Yellowbook. Однако в ответ на это обсуждение в моем блоге Screenwerk, кто-то возразил мне:

Compete, comScore и другие, только отображают последовательность посещаемых сайтов, они не определяют, отправил ли сайт А своего пользователя по ссылке на сайт Б. При этом, активность пользователей на Facebook настолько велика, что становится неясно, действительно ли он направляет их на Yahoo, AOL или MSN, или они просто проверяют аккаунты YahooMail/Hotmail.

Очевидно, что Facebook – это крупная маркетинговая платформа, которая наращивает свой «поисковый» объем. Google лишь формально впервые внес Facebook в список конкурентов в своей ежегодной отчетной документации:

Наш бизнес характеризуется частыми переменами и сдвигами, наряду с развивающимися технологиями и инновациями. Мы сталкиваемся с жесткой конкуренцией практически в каждом аспекте нашего бизнеса, особенно со стороны компаний, которые хотят соединить людей с информацией в веб и предоставить им релевантную рекламу. Мы столкнулись с конкуренцией со стороны таких компаний, как:

1. Традиционные поисковые системы Yahoo! и Bing.

2. Вертикальные поисковые системы и сайты электронной коммерции Web MD (по запросам, связанным со здоровьем), Kayak (по запросам, связанным с путешествиями), Monster.com ( по запросам, связанным с трудоустройством), Amazon.com и Ebay (электронная коммерция). Мы конкурируем с этим сайтами, потому что они, также как и мы, пытаются привлечь как можно больше пользователей для поиска информации о продуктах или сервисах, и некоторые пользователи придут на эти сайты напрямую, минуя Google.

3. Социальные сети: Facebook, Yelp или Twitter. Некоторые пользователи больше полагаются на отзывы о продуктах и сервисах в социальных сетях, чем на поиск информации через традиционные поисковые системы.

Кроме этого, хотелось бы дополнительно подчеркнуть:

Важность поиска и поискового маркетинга никуда не денутся и уж тем более не будут разрушены Facebook. Социальные медиа и поиск такие же взаимодополняющие платформы, как поиск и банерная реклама. Но для того, чтобы полностью осознать изложенные выше данные, нам нужно знать о том, как пользователи используют Facebook, гораздо больше; и наряду с этим, подтверждаются ли данные Compete другими источниками. Говорить же о том, что Facebook является главным и наиболее значимым источником трафика в Интернете еще очень рано.

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.