Лохотрон на рынке SEO

Авторы статьи: Алексей Довжиков, Тимофей Квачев, Интернет-агентство TRINET (www.trinet.ru)

Говоря о лохотроне на рынке продвижения сайтов, нельзя не затронуть основные вопросы:

* Почему сам факт мошенничества возможен, и так часто встречается?
* Что является предпосылками для его появления?
* Какие схемы и методы используют мошенники?

Итак, что же является основной предпосылкой для появления мошенников? Начнем с того что хотят все заказчики — 100% гарантии того, что сайт будет по всем запросам на 1-10 месте во всех поисковых системах.

А возможна ли 100% гарантия?

А возможна ли 100% гарантия попадания любого сайта по заранее выбранным запросам на заранее выбранные позиции? Давайте представим себе, что ответ утвердительный, тогда:

1. Все сайты находились бы на первой странице, 1-10 месте (а кто бы стал платить за вторую страницу?)
2. Первая страница раздулась бы и состояла не из 10 мест (желающих то много)
3. Второй страницы не существовало бы.

Сам факт существования второй страницы доказывает, что 100% гарантии попадания на 1-10 места быть не может. Тем не менее, спрос есть, а значит, будет и предложение.

В ситуации, когда заказчик выбирает исполнителя поспешно. Попыток разбираться в сути процесса не предпринимается. Решение основываются только на ценовых параметрах услуги. Причем, как это принято, выбор останавливают на тех, у кого ценник пониже, а общений побольше. Именно в этот момент наступает раздолье для мошенников.

Как именно работают мошенники?

Условно, можно выделить три типа:

1. Используют некомпетентность заказчика
2. Составляют некорректный договор с уловками
3. Непрозрачная схема ценообразования и оценки результата

Некомпетентность заказчика

Справедливости ради стоит отметить, что схемы мошенничества не всегда предполагают обман без выполнения работы. Чаще схемы «работают мягко» — заказчик может даже не осознавать, что является жертвой.

Такие схемы основаны на незнании заказчиком предметной стороны процесса. Например, уже на этапе подбора запросов заказчику предлагаются словосочетания или «мало спрашиваемые», или неспрашиваемые в принципе, при этом стоимость этих запросов, как правило, достаточно высока.

Пример №1 «псевдо частотный запрос»:

Заказчику, занимающемуся изготовлением и продажей подвесных потолков, предлагают запрос «потолки». По данным wordstat, частота этого запроса 632 618 человек в месяц.

статистика

Понятно, что с такой частотой запрос интересен и заказчик готов раскошелиться.

Давайте разберемся, что означает цифра 632 618. Для начала стоит отметить, что это не люди, а показы страниц поисковой выдачи по запросам, содержащим слово «потолки».

Далее — речь идет не о запросе «потолки», а обо всех запросах содержащих данное слово. Посмотрев статистку и сложив частоту таких запросов, мы обнаружим, что частота только запроса «потолки» не превышает 4500.

Далее необходимо помнить, что под показами подразумевается показы и первой, и последующих страниц поисковой выдачи в рамках одной сессии, а так как не менее трети пользователей смотрят более одной страницы, то из 4500 получаем 3000.

Но и это еще не все. Что такое 3000 реальных запросов в месяц? Это 100 человек в день.

Казалось бы не плохо, но…

Что в сухом остатке? Заказчик, смотря на запрос в 632 618 человек в месяц, принимает решение платить за него солидную сумму или нет, при том что в действительности он может рассчитывать не более чем на 3000 человек. Мошенничество? Ответ очевиден.

Пример №2 «Несуществующий запрос»:

Допустим, Заказчик – владелец отеля, и ему рекомендуют запрос «отели санкт-» если смотреть по данным статистики wordstat, то запрос кажется очень интересным – целых 37 000 человек.

Чем плох запрос? А плох он тем, что такого запроса нет в природе, и никто не ищет «отели санкт-», так как набирают «отели санкт-петербург», а 37000 запросов по данным wordstat берутся оттуда же, откуда 632 618 в первом примере, то есть из воздуха.

Понятно, что таких примеров много – важно понять суть и принцип их появления, и быть внимательными при выборе словосочетаний.

Некорректный договор с уловками

Цитаты из реально существующих договоров. Коллекцию таких веселых документов помогают нам собирать клиенты, к которым регулярно приходят «конкуренты», чтобы посулить золотые горы почти за бесплатно – эти никому неизвестные «лидеры рынка», с новыми «секретными технологиями».

Пример №1 из договора:
«Заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства выполнить работы по продвижению веб-ресурса»

Вопрос: А какого ресурса?

Пример №2 из договора:
«Результатом выполняемых по настоящему Договору работ является покупка ссылок, редактирование страниц и внесение сайта www.xxx.ru в каталоги и доски объявлений»

Вопрос: Результатом является процесс? А что же тогда результат?

И, наконец, самое интересное, высший пилотаж.

Непрозрачная схема ценообразования и оценки результата

Примеров подобной работы достаточно много, но остановимся на одном, наиболее интересном.

Итак, Заказчику предлагают некий список запросов, в котором в основном неплохие средненькие запросы. И есть один очень хороший, качественный, дорогой запрос.

Далее Исполнитель устанавливает стоимость работы в день по всему списку запросов в размере 3 252 рублей. При этом стоимость месяца работ составляет 3 252рублей/в день *30 дней= 97 560 рублей/ в месяц.

Гарантии Исполнителя: «Например, при выводе 70% запросов выплаты Заказчика составят 97 560 — 30% = 68 292 рубля» и далее красивая фраза: «Так как мы работаем только по факту выведенных запросов!»

В чем же соль? Вспомним тот самый один дорогой хороший запрос, без него стоимость договора едва ли перевалила за 20 000 рублей, именно он обеспечил 97560 рублей/ в месяц.

Помимо того, что запрос этот дает повод увеличить стоимость договора в 5 раз, он еще требует значительных денежных средств на ссылки для вывода. В данном примере на запрос требовалось более 90 % ссылочного бюджета.

Вот тут и наступает тот момент, когда заказчик оказывается обманутым. Получается, что если исполнитель выведет все запросы кроме главного, то получит 90% денег при 10% затрат.

А если выведет главный запрос, то затратит 90% бюджета, а договор выполнит только на 10%, таким образом, в данной схеме, вывод наиболее нужного заказчику запроса экономически невыгоден исполнителю. А значит, Заказчик получит за 80 000 рублей то, что мог бы получить за 20 000.

В заключение стоит сказать, что для того чтобы обезопасить себя от действий мошенников, необходимо внимательно читать договор, желательно со специалистом, не гнаться за дешевизной, и постараться хотя бы поверхностно вникнуть в суть покупаемой услуги.

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.