Работа в поисковике – на Олимп попадают достойные?

Автор: Михаил Шустов

Является ли «вершиной» карьеры оптимизатора работа в поисковике? Александр Садовский на Яндекс.Студне 1 апреля 2010 года назвал 4
причины, из-за которых он работает в «поисковике». Я думаю, что их можно взять за основу в рассуждении о сравнении работы в поисковых системах и seo-компаниях:

1. Многомиллионная аудитория поисковика. Когда создается продукт для миллионов, вы не можете отнестись к нему спокойно, это сильно мотивирует и, зная это, образуется внутренняя собранность.

2. Это, в отличие от Microsoft, автомобильных гигантов и т.д, у которых уходят годы на то, чтобы плоды их труда попали к людям, возможность «выкатывать» продукт мгновенно. В поиске это обновление происходит моментально, если код сегодня был протестирован, то завтра он может быть уже запущен.

3. Работа на международном рынке. «Поисковик» работает в один клик, стоит где-то ошибиться, сделать алгоритм чуть хуже, не на мировом уровне, тут же в эту щель заползет другая поисковая машина. Поисковые системы, в отличие от Автоваза и РЖД, не защищаются государством, все, что есть – доброе имя и мозги. Это реальное сражение на мировом уровне. Не случайно, по данным мировых компаний, которые оценивают Интернет, Яндекс занимает 7 место в табеле о рангах в мире по трафику, а это немало. На рынке поисковых машин очень мало национальных систем.

4. Отсутствие заказчика. Когда есть заказчик, который приходит и говорит, что тебе делать, то работать гораздо проще, но скисаешь, мозги превращаются в студень, воля атрофируется – как сказал заказчик, так и будет. У того же Яндекса клиент – миллионы пользователей. Отсутствие заказчика заставляет принимать очень сложные решения о модернизации ресурса о нововведениях, которые пользователи могут не понять. Идти на эти решения помогает интуиция, или правильнее будет назвать ее здравым смыслом и обратная связь, которую условно можно разделить на прямую (письмо пользователя) и косвенную (изучение того, как пользователь ведет себя в поисковике, насколько много он кликает, сколько страниц он перелистнул, на какой раздаче).

В целом, можно утверждать, что люди, работающие в поисковых машинах, «измеряют пользовательское счастье, и если пользователь мало кликает – это хорошо», а работа с результатами поиска – это наполовину юзабилити, наполовину психология. Еще хотелось бы заметить, что работа в «поиске» более благожелательна, несмотря на имеющуюся среди поисковых машин конкуренцию, они часто идут навстречу друг другу. Примером такого консенсуса может послужить общее использование протокола Sitemap. Той же благожелательности в отношениях с конкурентами нет у фирм и фирмочек, занимающихся оптимизацией сайтов, там более жесткая конкуренция и борьба за клиента.

Разумеется, глупо утверждать, что все оптимизаторы хотят попасть на работу в поисковые машины. Совсем нет, как и везде, здесь слишком многое зависит от интересов людей, от индивидуальных предпочтений. Один из seoшников, пожелавший сохранить инкогнито, как-то сказал: «Задача синтеза, она как-то больше интересна, чем задачи анализа, особенно в условиях сжатых сроков. Разработка поисковика интересна, безусловно, но реваерс-инжениринг, решение задачи черного ящика, интереснее во стократ. Только воспроизводимые эксперименты могут приоткрыть завесу тайны». Эти слова в очередной раз подтверждают, что только личные предпочтения и заинтересованность помогут определить дальнейшее направление в развитии карьеры. Ну и естественно, при выборе профессии немалую роль играют и интересность задач, и коллектив, и пользователи, вменяемое руководство, график и самостоятельность, возможность самому выбирать, с кем работать и прочие возможности влиять на происходящее, ну и, конечно, деньги.

И, кстати, насчет денег, среди оптимизаторов принято считать, что они зарабатывают, в среднем, больше поисковых систем в сравнимой квалификации. Справедливость этих слов трудно проверить, поскольку о зарплатах в поисковиках мало что известно, но вот о доходах seoшников можно говорить смело. Итак, по данным moikrug.ru, в целом по стране (рассмотрены города: Тула, Самара, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Владивосток, Ростов-на-Дону) за знание принципов работы поисковых систем, владение основными инструментами SEO, методиками продвижения сайтов, знание технического английского, HTML и желательное знание PHP, разные организации готовы платить от 15 до 40 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге за те же самые способности готовы предложить от 20 до 50 тысяч рублей. Московские работодатели, в среднем, готовы заплатить оптимизатору 35 тысяч рублей, но при желании можно найти и более высокую зарплату.

В общем, каждый сам принимает решение, становится ли ему рыцарем-джедаем, борющимся за «чистый поиск», либо продолжать играть в «черный ящик». А главное помнить: «Каждый должен брать на свои плечи труд, соразмерный его силам, так как если тяжесть его окажется случайно чрезмерной, то он может поневоле упасть в грязь» (Данте Алигьери).

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.