9 шагов диагностики потери трафика

Перевод статьи Jill Whalen 9 Steps to Diagnosing Lost Search Engine Traffic

За прошедшие несколько недель ко мне несколько раз обращались по поводу анализа нескольких сайтов, которые имеют видимые потери трафика, и их владельцы хотели бы знать, почему. Мне очень нравятся такие типы исследований, потому что они как разгадка тайн или складывание паззлов.

Не всегда возможно выявить точную причину потери трафика, но обычно я могу сделать несколько обоснованных догадок на основании того, что я «нарою» в Google Analytics.

Вот 9 шагов, которые нужно предпринять для диагностики потерь поискового трафика:

1. Определить с потерями какого типа трафика вы имеете дело. Многие люди смотрят на общую страницу Google Analytics, видят снижение общего трафика на сайте и делают вывод, что, должно быть, они утратили позиции в Google и таргетированный трафик, который эти позиции приносят. Это может быть, а может и не быть причиной. Убедитесь в том, что проверили поисковый трафик, и, что еще более важно, некоммерческий трафик Google.

2. Посмотрите на структуру потери трафика. Ваше исследование может быть весьма разнообразным в зависимости от того, было ли снижение постепенным или стремительным, молниеносным. На прошлой неделе я анализировала сайт, который потерял весь некоммерческий трафик с Google за одну ночь! Такой тип потери трафика обычно происходит по причине технических проблем, к примеру, в файле robots.txt или директивы nofollow, которые препятствуют роботам поисковых систем индексировать страницы. Иногда это даже не потеря трафика, код аналитики был случайно убран с большинства страниц, а кажется, что есть потери. За последние несколько месяцев я видела несчетное количество случаев, описанных выше!

3. Сравнивайте яблоки с яблоками. Многие бизнесы имеют цикличность, либо сезонность. Сайт подарков может испытывать огромные пики трафика в праздничный сезон или перед Рождеством. Это значит, что сравнение месяца с предыдущим не покажет полной картины. Падение трафика в январе, вероятнее всего, нормальная картина для сайта подарков. Если у вас есть данные за период больший года, вам стоит сравнить трафик месяца с аналогичным месяцем в прошлом году. В идеале, конечно, увидеть рост трафика. Если его нет, то, вероятнее всего, есть какая-то проблема. Если у вас нет данных за этот период времени, можно сравнить месяцы, однако рассматривайте данные с поправками.

4. Проанализируйте и отфильтруйте трафик бренда. Большинство веб-сайтов получают много трафика с Google от людей, которые ввели какой-либо вариант названия компании в поисковом запросе. Нужно узнать, увеличилось или уменьшилось количество этих посетителей. Если по бренду приходит меньше посетителей, это может быть вызвано снижением маркетинговой и рекламной активности. После оценки трафика бренда, отфильтруйте его, чтобы изучить непосредственно трафик по ключевым словам, который и является истинно SEO-трафиком.

5. Проанализируйте, по каким ключевым словам у вас упало количество посетителей. После того, как вы отфильтровали трафик бренда, вы сможете увидеть ключевые слова, которые приносят вам больше всего трафика. Если у вас их много, стоит бегло рассмотреть около 100 фраз одновременно, а не только 10, но тщательно. Много ли фраз, которые стали приводить намного меньше посетителей за прошлые несколько месяцев, по сравнению с аналогичным периодом времени в прошлые годы? Также вы можете заметить те слова, которые стали приводить значительно больше посетителей.

6. Сделайте быстрый поиск по ключевым словам. Если вы не видите страниц вашего сайта на первой странице Google, это может быть разгадкой. А может и не быть (учитывая факт, что у разных людей разные результаты), но, безусловно, это является причиной для дальнейших поисков. Если страница с сайта занимает достаточно высокое место в результатах, может быть так, что эту фразу стали искать меньшее количество людей, чем раньше. Или может быть так, что люди ищут не то, что появляется в вашем сниппете под заголовком. Кроме того, могут быть результаты, которые снабжены картинкой или видеороликом, в то время как ваши результаты – нет. Или в результатах может быть карта, что делает ваш результат менее привлекательным.

7. Проанализировать целевую страницу по ключевым словам, которые потеряли трафик. Есть ли очевидная причина, по которой они не приносят столько посетителей, сколько раньше? Существует ли страница вообще? Изменилась ли она за последний год? Не «похоронена» ли она под архитектурой сайта? Дублируется ли контент другими страницами вашего сайта или другими сайтами? Где стояли ссылки, которые больше не ссылаются на страницу? Читается ли текст, как «человеческий», встречается ли фраза настолько редко, что страница не имеет смысла для посетителя?

8. Проанализируйте трафик низких частот. В конце апреля – начале мая 2010 несколько крупных сайтов потеряли значительное количество трафика по ключевым словам, которые приводили на сайт небольшое количество посетителей, но в сумме составляли значительную часть трафика сайта. Вам стоит отфильтровать слова, которые приводят мало посетителей (даже 1) и посмотреть, снизилось ли количество посетителей по сравнению с прошлыми показателями. Если это тот случай, Google объявил, что они улучшили алгоритм и посылают трафик низких частот на более релевантные и «смысловые» страницы, чем раньше. Что означает, что вам нужно будет выйти за рамки того, что вы делаете обычно, чтобы вернуть этот трафик.

9. Определите, не имеете ли вы дела с фильтром поисковика. Для резких спадов, в тех редких случаях, когда дело не в технических неполадках, вероятнее всего, вы имеете дело с фильтром. Вы можете проверить аккаунт Google Webmaster Tools, нет ли там уведомления о мерах наказания, однако в большинстве случаев, они не утруждают себя информированием. Тем не менее, меры со стороны поисковых систем встречаются реже, чем думают люди. По факту, большинство веб-мастеров знают, где были неправы, когда получают бан со стороны поисковой системы. Есть также случаи, когда их «надула» недобросовестная «SEO-компания». Фильтры, которые видела я, налагались на сайты, не несущие никакой ценности, так как они представляли те же самые продукты и контент, которые можно было найти на многих других сайтах (зачастую, принадлежащих той же компании), плюс, они глубоко увязли в крупных ссылочных «фермах». Часто они держат часть линко-фермы на собственном сайте в виде каталога ссылок. Если вы найдете такое, лучше начать все с нуля, чем стараться оживить наказанный домен.

Я надеюсь, эти шаги помогут вам диагностировать собственные потери трафика. Думаю, они подскажут вам, чем заняться на некоторое время!

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.