«Сайт как лего» — вторая секция конференции «Маркетинг в цифровые времена»

15 июля в Одессе прошла конференция Яндекса «Маркетинг в цифровые времена». Конференция включала в себя 4 мини секции, каждая из которых содержала несколько небольших, но очень информативных докладов, объединенных одной тематикой. После выступления все докладчики приглашались на сцену, дабы присутствующие могли задать им интересующие вопросы.

Вторая секция конференции, под рабочим названием «Сайт как лего» начала свою работу после небольшого кофе-брейка. Вступительные слова сказал Сергей Петренко, обозначив тематическую направленность предстоящих выступлений:

«Давайте перестанем писать все заново! Если у вас есть сайт, то давайте не писать под него движок публикации статей, есть достаточно много типовых. Если вам нужны иллюстрации, — вы можете воспользоваться сервисами хостинга картинок. Вам нужны комментарии? – есть громадное количество систем внешних комментариев…. Все, что вам нужно, можно сделать внешними сервисами, не нужно их придумывать самостоятельно. Давайте перестанем изобретать велосипед!».

Первым на сцену вышел Михаил Кашкин (iPark Ventures), который рассказал о том, как не изобретать велосипед в области программирования. Он рассмотрел предпосылки для возникновения такого понятия как «облачные вычисления» и пообещал дать определение облачным технологиям. В результате определения так и не прозвучало, зато Михаил объяснил суть облачных услуг, перечислил все их достоинства, не забыв и о некоторых минусах, рассказал о текущих игроках на этом рынке (Амазон, Гугл, Майкрософт…) и подтвердил, что облака – это единственное решение очень многих задач, которые невозможно решить никаким другим способом.

Михаил Кашкин: «Вам уже предлагают готовые решения. Есть сервис по созданию интернет-магазинов, сервис по созданию блогов, комментариев, сбору статистики и так далее. Все они находятся на облачных платформах, вы их используете, и они обходятся дешевле».

Далее на сцену вышел Андрей Кармацкий (Яндекс) с рассказом об API Яндекс.Карт. Алексей сообщил о том, что сервис Яндекс.Карты мыслится создателями как картографическая платформа, на которой можно много чего сделать. Предоставляется программный интерфейс, постоянно добавляются новые карты, которые не только размещаются в публичном сервисе, но также отдаются разработчикам. Докладчик в подробностях рассказал о том, как можно использовать API Яндекс.Карт, какие сервисы с картами можно сделать на своем сайте – от простейшей схемы проезда до игровых приложений в социальной сети.

Андрей Кармацкий: «Даже в том случае, если вам совсем не нужна карта, вы можете использовать API Яндекс.Карт для создания схемы своего офиса, или просто сделать спутниковые снимки фоном для других картинок на своем сайте. Если вы не умеете программировать, у нас есть решение, которое позволяет без услуг программиста разместить у себя на сайте карту, вы можете просто воспользоваться конструктором схем проезда – это очень просто».

Третьим докладчиком в этой секции был Александр Архипов (ПриватБанк) описавший API ПриватБанка, как готовое решение для маркетинговых задач. Он сообщил, что с сентября 2009 года количество партнеров, использующих API банка, приблизилось к 3,5 тысячам. API ПриватБанка разделяются по назначению – есть платежные API, информационные, идентификационные, коммуникационные и партнерские. Алексей подробно остановился на каждой группе и описал все их возможности и варианты применения.

Александр Архипов: «Залогом успешного бизнеса является хорошее API».

И завершило вторую секцию выступление Григория Бакунова (Яндекс), «не совсем про облака, но тоже достаточно туманное», про Яндекс.Почту для доменов. Григорий отметил немалую роль доменной почты для формирования положительного имиджа в глазах заказчиков, ведь большая часть контактов происходит именно через е-мейл.
Докладчик убедил всех в том, что Яндекс.Почта для доменов – это шикарное решение, кроме почты дающее еще много приятных бонусов, таких как: клиент для мобильных устройств, существующий для 4 различных платформ, отсутствие спама, неограниченный объем, календарь и солидный адрес. И все это – совершенно бесплатно.

Григорий Бакунов: «У нас никакого договора заключать не нужно, ничего делать не нужно, вы просто приходите через веб заполняете веб-форму, нажимаете две кнопки, подтверждаете, что это ваш домен, и получаете доступ к почте на вашем домене…. И стоить это все вам будет 0 рублей 00 копеек».

Когда все докладчики секции снова собрались на сцене для того, чтобы ответить на вопросы слушателей, к ним присоединился еще один евангелист облачных технологий Петр Диденко (экс Майкрософт) специалист по аутсорсингу налогового учета. Слушателей в основном интересовали вопросы конфиденциальности и безопасности использования публичных API, Яндекс.Карты и возможности Почты для доменов.

Зал: — Вопрос к Архипову. Вот вы сказали про публичное API, что авторизация идет по номеру телефона, и назвали цифру – 20 миллионов. А как обеспечивается безопасность? И персональной информации в том числе, которая находится на вашем портале?

Александр Архипов: — Безопасность авторизации по номеру телефона обеспечивается системой паролей. А насчет небезопасности информации на нашем портале…. На нашем портале нет информации, на нашем портале API, которое обращается к базе данных, которая полностью засекьюрена, потому что это база. Абсолютно все данные хорошо защищены.

Петр Диденко: — Это очень интересный вопрос, связанный с безопасностью и авторизацией. Тут можно пойти двумя путями, или вы авторизуете при помощи sms (самый распространенный способ) или вам выдадут сертификат электронно-цифровой подписи. Для этого вам нужно будет туда пойти, его там получить, показав паспорт, и так далее и тому подобное. Вообще такие вещи имеют юридическую силу, и это очень хорошо. Но в интернете они не работают, потому что люди не хотят никуда ходить, ничего получать. Наверное, имеет смысл использовать оба этих способа для желающих. Тем не менее, хочу подтвердить – вопрос очень важный.

Зал: — У меня вопрос по поводу безопасности почты. Насколько защищена почта от того, что ее могут прочесть другие люди? Если там например есть информация интересная для других людей.

Григорий Бакунов: — Я отвечу вопросом на вопрос. Как вы считаете, насколько защищен ваш кошелек от подсчета в нем денег другими людьми?

Зал: — Не знаю.

Григорий Бакунов: — Дело в том, что это такой же теоретический вопрос. То есть, если вы не теряете свой логин и пароль, то в принципе, вероятность того, что кто-то его подберет (разумеется если он сложнее, чем 1,2,3,4,5) – очень низка. То, что люди в Яндексе не читают почту, это я вам гарантирую совершенно точно. Это никому не нужно и очень скучно.

Зал: — Вопрос про Яндекс.Почту для доменов. В чем интерес Яндекса в создании такой почты?

Григорий Бакунов: — Мы просто готовы предоставлять эту почту на бесплатной основе по нескольким причинам. Во-первых, нам очень важен большой объем почтовой базы, то есть, большое количество пользователей, которые пользуются этой почтой. Потому что чем этих пользователей больше, чем чище почта от спама. На самом деле рост аудитории приводит всегда к снижению количества спама в системе, потому что мы ящики фильтруем. Во-вторых, есть очевидная польза, которая будет понятнее – в Яндекс.Почте, как и в любой другой, показывается реклама. Там есть небольшой баннерный блог, который кстати отключается в настройках, если очень хочется. Вот именно этот блок и позволяет это все монетизировать. Так понятно?

Андрей Себрант: — Гриша у нас человек честный, он циническую маркетологическую подоплеку стесняется говорить, а она тоже есть. Если например миллион людей, пользуются доменом абсолютно неассоциированным с Яндексом, интерфейсом, который им нравится, некоторое количество поинтересуется – «слушайте, а у нас такая удобная почта на работе, это что?». У нас есть шанс, что потом для личных целей они тоже, может быть, выберут Яндекс.

Зал: — Там вообще-то написано внизу, что работает на технологии Яндекс.

Андрей Себрант: — Я даже не надеюсь, что пользователь читает то, что написано там внизу.

Зал: — Вопрос с Петру Диденко. Вы предлагаете сдавать налоговую отчетность через интернет, а сейчас очень много говорят об электронном правительстве, которое в частности предлагает такие же услуги. Предусматриваете ли вы возможность конкуренции и если да, то каковы ваши преимущества?

Петр Диденко: — Мы не конкурируем с правительством, мы оказываем услуги по коммуникации бизнеса с правительством, с государством. В России у нас давно существует законодательство, наделяющее электронно-цифровую подпись юридической силой, и ее можно использовать для большинства документов, в частности для налоговой отчетности. На этом в общем-то и основана наша деятельность.

Зал: — В своих проектах я не люблю использовать публичные API лишь потому, что когда проект пользуется спросом, компания которая предоставляет это API может использовать мой контент. Скажите, какие есть методы защиты своего контента, который является основной ценностью проекта, от тех, кто владеет этим API, то есть от вас? Вот у меня есть контент, я хочу пользоваться вашим API, но я хочу его защитить от вас.

Андрей Кармацкий: — Самое действенное средство – это читать пользовательское соглашение того сервиса, который вы используете. Отвечая со стороны разработчика публичного API, контент которого – это те меточки на карте, которые вы изображаете, могу сказать следующее – Яндекс не берет этот контент. И даже никак на него не смотрит, точно также как не читает почту для доменов. Во-первых, это не интересно, во-вторых, мы не знаем, что с этим делать.

Петр Диденко: — Я тоже хочу добавить. Нам тоже часто задают вопросы про конфиденциальность информации, потому что там же налоговые декларации крупнейших госкорпораций, море коммерческой информации. Мы им рассказываем, что есть шифрование, но в дополнение к этому техническому аспекту есть еще такой ответ, который гласит – если я один раз проколюсь, и об этом узнают, — закончится мой бизнес, и ваш закончится и так далее. Поэтому для провайдера сервиса любой прокол в этой области практически равнозначен смерти.

Андрей Себрант: — Кстати о государственных базах данных. Та персональная информация, те базы данных, которые сейчас можно купить на Горбушке, она утекла не из частных фирм, а из государственных центров, куда вы не можете не дать эту информацию.

Зал: — Маленькая ремарка к тому, что вы говорите, что не читаете почту. Как же не читаете, если вот, например, Google привязывает рекламу к контенту моих писем. Поэтому когда вы говорите, что не анализируете мою почту, вы меня не убедили.

Андрей Себрант: — Гриша, ответь!

Григорий Бакунов: — Я просто не Google! Поэтому я за Google ничего вам сказать не могу. А мы, со своей стороны, анализируем почту только по критериям «спам/не спам»…

Зал: — Ну это вы ПОКА только так анализируете.

Григорий Бакунов: — У нас есть пользовательское соглашение, вы можете его прочитать. С этой точки зрения я тоже могу сказать, что вы ПОКА не залазите в мой карман и ПОКА не вытаскиваете мои деньги, это такое же точно утверждение.

Андрей Себрант: — Собственно говоря, показывать рекламу по содержанию письма – это не столько даже нельзя, сколько тоже неинтересно. И поэтому мы ее и не показываем. Там показывается реклама по поведенческому таргетингу.

Зал: — Вопрос по банковскому API. Что делать человеку, если он потерял свой мобильный телефон? Получится, что я потеряю деньги?

Александр Архипов: — Прийти к нам. С этим разбирается служба безопасности, в каждом случае индивидуально. Никогда еще не было, чтобы не разобрались.

Зал: — А планируются ли Яндекс.Деньги в Украине?

Сергей Петренко: — C Яндекс.Деньгами все грустно. Мы несколько раз обсуждали перспективы, в том числе бизнес… Могу сказать точно одно, — сплошной системы Яндекс.Деньги на данный момент построить нельзя, которая бы охватывала Россию, Украину, Беларусь и Казахстан. Можно построить несколько разных систем, с этого начинался, как мы помним, PayCash. Но возникает вопрос – а кому нужны четыре разные отдельные системы? Ведь если мы построим Яндекс.Гроши – это не будут те же самые гроши, что Яндекс.Деньги в России. Вопрос взаимодействия между системами все равно должен будет как-то решаться, а решаться он должен на очень серьезном уровне, и этим путем мы идти не хотим. Ну и еще один вопрос, это целесообразность создания отдельной платежной системы внутри Украины. Пока, на практике, даже с точки зрения пиара и инфраструктурного обеспечения, это не более чем выгодный бизнес-проект.

Зал: — У меня вопрос по Яндекс.Картам. Вот вы говорили, что ежемесячно там прибавляется по нескольку новых городов, а если какая-то местность, какой-то город, заинтересован в том, чтобы появиться на Яндекс.Картах, он может этому как-то поспособствовать?

Андрей Кармацкий: — Яндекс.Карты на самом деле – многосторонний сервис, и если говорить про карты тех городов, которых у нас еще нет, то ответ – следите за анонсами, мы всегда изучаем интерес наших пользователей, которые смотрят в те или иные места на карте и не находят подробных карт городов. А специально для вас скажу, что у нас есть сервис Яндекс.Народная карта, в нем пользователи Яндекса могут нарисовать карту своего поселка, района, своей станицы. Поэтому, если вы хотите поспособствовать, лучше всего призвать жителей своего поселка и вместе нарисовать подробную карту в Народной карте.

Зал: — Есть ли общая адресная книга в почте для доменов?

Григорий Бакунов: — Нет, прямо сейчас общей адресной книги нет. Ситуация такая, мы обычно никаких наших планов не анонсируем, просто потому, чтобы в случае того, если мы чего-то не сделаем, чтобы не быть уличенными во лжи. Поэтому я отвечу так – ПОКА этой функциональности нет. Понятно, к чему я клоню?

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании "Яндекс.Украина". Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — "Терминал 42". Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.