Интервью с Михаилом Райциным: «Как стать успешным в SEO-бизнесе?»

18

МихаилМихаил РАЙЦИН о своей карьере, о проектах, планах, а также о законах оптимизаторского рынка и индустрии интернет-маркетинга. Как лавировать в SEO и формировать волну.

— Михаил, сотни фрилансеров в России, на Украине, в Белоруссии мечтают зарабатывать в SEO-бизнесе по-настоящему много. У многих есть стоящие разработки и задумки, и есть желание честно работать — но, получается, как правило, далеко не у всех. Что нужно для успеха в SEO-индустрии?

— SEO-индустрия сегодня — это уникальный рынок с очень низким интеллектуальным порогом вхождения. Чтобы стать успешным, известным, богатым в сфере SEO, не нужно иметь высшее образование и какие-то особые таланты, знать высшую математику и основы маркетинга. Простое человеческое желание работать, умение себя организовать, умение работать с информацией, общаться с людьми — такие простые качества позволяют любому человеку стать успешным в этом бизнесе. Сейчас, в отличие от ситуации, которая была два-три-четыре года назад, есть очень большое количество информации для начинающих специалистов: форумы, блоги, вебинары и семинары. Информации — море. Нужно уметь ее четко структурировать, находить какие-то повторяющиеся тренды, брать их за основу, а вещи, которые кажутся сомнительными, отбрасывать.

Я знаю школьников, которые, заканчивая 10-11 класс, зарабатывали по 15-20 тысяч долларов в месяц, и прекрасно при этом себя чувствовали. И я знаю людей, которые пытались в сорок пять организовывать SEO-компании, имея за плечами огромный опыт в бизнесе, но при этом проваливались. Успех в SEO, я думаю, определяет некий внутренний стержень, умение человека учиться и не останавливаться на достигнутом. SEO-бизнес — это очень стремительно меняющийся бизнес. Информация устаревает каждые три месяца. И если ты не умеешь адаптироваться к этой информации, подстраиваться под нее, быстро что-то изменять в своей работе, ты проиграешь.

— 99,9% процентов SEO-специалистов, которые работают сегодня в крупных компаниях на рынке, начинали свою профессию с форума Searchengines.ru. Как началась Ваша карьера в интернет-маркетинге?

— Для многих SEO начиналось с форумов, как и для меня лет пять-шесть назад. Я зашел на форум Searchengines.ru и начал продавать ссылки со своей домашней странички :). Думаю, что и сейчас все точно так же: люди заходят, смотрят, интересуются, начинают предлагать услуги по регистрации в каталогах или написанию контента, оставляют свои комментарии, набираются опыта, приобретают друзей и знакомых. Со временем к ним приходят первые клиенты, кого-то приглашают на аутсорс. Дальше — по-разному: у кого-то это первый «облом», у кого-то — первый успех.

— Насколько изменился рынок для тех, кто сейчас начинает этот бизнес?

— Сейчас войти в SEO-бизнес немного сложнее, чем раньше. Клиенты стали умнее, они требуют гарантий и уже не готовы работать с фрилансером на неопределенных условиях. Это я говорю о Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому очень многие начинают бизнес не с того, что становятся SEO-специалистами, а с того, что становятся манимейкерами, то есть, начинают зарабатывать на различных услугах, связанных с «околосеошной» индустрией. Я имею в виду создание и развитие сайтов-сателлитов, написание и продажу контента, размещение ссылок и т.п. Они делают свои первые деньги, создают клиентскую базу, а затем начинают развиваться либо в сторону высоких технологий, либо в сторону клиентского бизнеса, либо как-то это совмещают.

— Как все начиналось в SEO у Вас?

— В 2005 году у меня был еще другой логин на форуме Searchengines.ru. Я пришел и начал продавать ссылки с одного сайта, который у меня тогда был. Мне это очень понравилось, я заработал свои первые десять долларов всего за сутки сидения за компьютером и был этому очень удивлен. В 2006 году — это был второй курс университета — я пошел работать SEO-оптимизатором в одну из севастопольских компаний Opensourse.com, которая занималась распространением свободного софта по Украине. В этой компании я отточил свое мастерство и получил первый опыт работы с большим количеством поисковых запросов. Я хорошо помню те прекрасные времена, когда можно было поставить allsubmitter, зарядить базу каталогов и уйти на три часа пить кофе, а все делалось за тебя. Было очень интересно, все казалось новым. И примерно в это же время у меня появились первые клиенты. Часть из них — по рекомендации друзей и знакомых, которые у меня к тому времени появились в этом бизнесе. В 2006 году, в октябре, я зарегистрировал доменное имя mirаlab.ru. С этого момента я, можно считать, начал заниматься именно SEO-бизнесом, то есть перешел из статуса фрилансера в статус маленькой SEO-компании. Кстати, первый человек, который начал тогда и до сих пор продолжает со мной работать, — это мой харьковский близкий друг — большое ему спасибо за это. В 2007 году я «на спор» вывел сайт miralab.ru на первое место по «продвижению сайтов», это мне тогда стоило двести долларов :). Потом я удивился огромному количеству заявок. У меня появились московские коллеги, которые взялись их обрабатывать, делать аккаунтинг, продажи и т.д. В 2008 году я открыл систему Miralinks, которая сейчас является крупнейшей системой размещения качественных вечных ссылок на рынке. В 2009 году я переехал в Москву, где в скором времени познакомился с Павлом Маурусом, Президентом Корпорации РБС, и пришел в корпорацию работать над совместными проектами.

— Каких людей и какие проекты в SEO-индустрии Вы считаете достойными уважения?

— На самом деле, в SEO-индустрии очень большое количество достойных специалистов, бизнесменов, маркетологов, проектов. Не хочется выделять кого-то: каждая компания достойна уважения, в каждой компании есть интересные наработки, есть интересные люди. Самые лучшие умения собраны, по-моему, в Корпорации РБС — я сам лично приложил к этому руку.

— Системы Miralinks и WebEffector, по признанию SEO-общественности, состоявшиеся проекты. В том виде, в каком эти проекты существуют сейчас, они соответствуют Вашим первоначальным задумкам или жизнь внесла существенные коррективы?

— Проект Miralinks родился из обсуждения на одном из закрытых форумов того, как неплохо было бы в ограниченном масштабе поменяться ссылками со статей. Идея мне понравилась. Мы очень быстро, буквально за месяц, сделали первый прототип, анонсировали его в закрытом сообществе, получили первые фидбэки и внесли изменения в систему. Уже через некоторое время мы поняли — для того, чтобы проект существовал и продолжал развиваться, он должен стать публичным и открытым для использования вебмастерами и рекламодателями. Mirailnks изначально задумывался, как инструмент пиара с толикой SEO: качественные сайты и качественные ссылки должны были работать на пиар компании заказчика. За месяц проект переработался из первоначального варианта до неузнаваемости. Доработка, вплоть до дизайна, происходила при активном участии Корпорации РБС. Сейчас это, действительно, очень известный, состоявшийся проект, который продолжает активно развиваться. По сути, это некая альтернатива для вебмастеров, которая позволяем им зарабатывать на своих сайтах, не подставляя их под санкции поисковых систем. В 2009 году к Miralinks присоединился GoGetLinks — мы купили долю в проекте. Сейчас это тоже очень известный проект, он особенно популярен среди блоггеров, потому что позволяет им получать со своего блога десять-пятнадцать тысяч рублей в месяц.

Проект WebEffector тоже задумывался немного другим, чем он есть теперь. Мы изначально планировали инструмент, который будет работать только с конечными клиентами, то есть, с теми людьми, у которых небольшой средний чек, и они не могут позволить себе продвижение в крупной SEO-компании, но, тем не менее, хотят получать качественные SEO-услуги. Однако, как показала практика, нашим инструментом тут же очень активно начали пользоваться SEO-специалисты и небольшие SEO-компании, у которых нет мощных систем автоматизации, поэтому нам пришлось активно внедрять функционал для этой категории пользователей. Сейчас WebEffector с успехом решает задачи и SEO-оптимизаторов, и рекламных агентств, и пользователей, которые не являются специалистами в поисковом продвижении. Более того, мы очень активно внедряем новый функционал: каждый месяц выходят по два-три новых релиза.

Недавно появился новый дочерний проект DriveLink, который сделан исключительно для SEO-специалистов. Мы работаем на опережение и со временем планируем выход на европейские рынки.

— Один в поле не воин — это так в SEO-бизнесе? Насколько для успеха дела важна команда, и какой она должна быть?

— Скажу из личного опыта: умение собрать грамотную команду — это даже не 50, это больше 60% успеха. И лишь потом, на втором месте, стоит грамотная идея. Без хорошей команды нельзя сделать ни один хороший проект. Я знаю случаи, когда отличную идею убивала неграмотная реализация, и, наоборот, когда довольно тривиальную, заимствованную идею воплощали очень хорошо, и эта идея «выстреливала». Далеко ходить не буду: тот же vkontakte является полным клоном Facebook, но очень аккуратно, грамотно сделанным. Команда должна быть единой, команда должна верить в то, что она делает, и всем в команде должно быть интересно заниматься своим делом, кроме того, команда не должна делать все время одно и тоже, чтобы не утонуть в рутине. Я стараюсь подбирать именно таких людей — молодых, умных, с горящими глазами, которые хотят и умеют работать, которые верят в себя и хотят расти. У нас практически все члены команды получают проценты от прибыли, а, значит, они все мотивированы на успех.

— Можете привести примеры хороших команд на рынке?

— Помимо Корпорации РБС?

— Да.

— Мне очень импонирует команда компании «Кокос». Харизматичный, умнейший Андрей Воронков — человек с огромным опытом управления, причем не только SEO-бизнесом, и Павел, его партнер, — замечательный специалист по технологиям, который может реализовать практически все. Есть команды, которые, действительно, вызывают уважение и даже восторг.

— Мы говорим об успехе в SEO-бизнесе… А по каким законам он живет в принципе? Кто первым догадался, что сделал Яндекс, тот и преуспел?

— SEO-бизнес очень разный: разные продукты, разные компании, разные методы работы с клиентами, поэтому говорить в комплексе я бы не рискнул. На самом деле, преуспел тот, кто предложил наиболее грамотный продукт, сумел доказать клиентам, что этот продукт им будет полезен, и сумел реализовать то, что он в этом продукте предложил. В принципе как и на любом рынке, независимо от того, SEO это, продажа автомобилей или строительство заводов. Что касается Яндекса, то у Яндекса сейчас четко выраженная политика: делайте сайты для людей, наполняйте их уникальным контентом, и они появятся в поиске. Поэтому основной принцип работы на рынке — развивать сайты клиентов и повышать уровень их подготовки в области интернет-маркетинга. К сожалению, далеко не все наши заказчики до конца понимают то, что нужно делать хорошие сайты. Многие приходят с сайтами, сделанными за три тысячи рублей «под забором», и хотят успешно продвигаться по конкурентным ключевым словам. Успешно продвинуть такие ресурсы без переработки в сегодняшних условиях невозможно.

— Люди со стороны отмечают, что у сеошников своя особенная когорта — они придумывают нечто очень умное, равнодушны к дресс-коду и тусуются в блогах. А как SEO-бизнес выглядит изнутри?

— На самом деле, в SEO многие пришли из IT-бизнеса: из вебдизайна, из разработки софта, из рекламы. Это люди, которые мыслят творчески, не привязаны к корпоративному стилю и к корпоративному этикету. Это люди, которые, например, неравнодушны к гаджетам — почти у всех моих друзей-айтишников лежит в кармане iPhone или какой-то еще портативный гаджет. Они не равнодушны к машинам, к электронике. Это, большей частью, интересные, интеллигентные, веселые, молодые люди. SEO-бизнесу всего-то лет десять. Средний возраст SEO-специалиста — 25-28 лет. Средний возраст владельца SEO-компании — 33-35 лет. SEO-бизнес — молодой, довольно цивилизованный, очень интересный и стремительно растущий. Я думаю, через пару лет в этом бизнесе останутся в основном крупные компании, которые будут определять поведение на рынке, и тогда начнется четкая конкурентная борьба по всем правилам взрослого бизнеса.