Отчет о конференции User Experience Ukraine 2011

14

26-27 февраля в Киеве прошла конференция User Experience Ukraine 2011, направленная на повышение практических навыков UX- и юзабилити-специалистов, а также небезынтересная для оптимизаторов и интернет-маркетологов. Ключевой темой мероприятия стали потребности пользователей.

Организаторы конференции решили отметить окончание зимы выездным форматом и провели двухдневный воркшоп в киевской области с ночевкой и шашлыками. Мероприятие прошло в конференц-отеле Джинтама-Бриз, на берегу Киевского моря.

На протяжении двух дней участники совмещали теорию и практику: слушали доклады ведущих ux-специалистов и принимали участие в проектировании интерфейса для украинского проекта, аналога grupon.ru. Все время вместе с ними были приглашенные иностранные гости Эрик Райс (FatDUX Group) и Дэйв Рот (MISI Company Ltd). А направляли участников и «возились» с ними Дмитрий Сатин, Ольга Горенко и Андрей Сикорский (UsabilityLab), вместе с командой всезнающих и все умеющих модераторов.

После организованного прибытия в конференц-отель, расселения и приветственного кофе, состоялось официальное открытие UXUkraine. Вступительную речь произнесла Ольга Горенко (UsabilityLab), предположив, что на конференции собрались самые смелые люди на рынке, «потому что мало кто даже может себе представить, что здесь будет происходить».

Ольга Горенко: Мы решили устроить воркшоп. Воркшоп будет по одному большому проекту. Так как темой нашей конференции является user needs , то начиная с докладов наших приглашенных спикеров, все будет крутиться вокруг наших обожаемых пользователей.

Затем слово было предоставлено иностранным гостям конференции Дэйву Роту и Эрику Райсу. Открыл мероприятие Дэйв Рот (Dave Roth) (MISI Company Ltd) своим докладом «Context Is King».

Доклад заморского гостя был посвящен тому, что в настоящий момент специалисты по юзабилити должны не только заниматься настройкой интерфейса, но и отладкой бизнес-процессов в компании заказчика. Потому что, как показывает практика, одно без другого уже не может существовать. По его мнению, начать менять привычное отношение к специалистам по юзабилити, только как к клиентоориентированным техническим специалистам, можно, отказавшись от использования слова «юзер». Таким образом, можно выйти на более высокий уровень общения с клиентом, можно заставить к себе прислушаться, начав общаться на языке бизнес-консультантов.

В начале своего выступления Дэйв попросил прощения за то, что пока по-украински говорить он не может и по-русски тоже, при этом подчеркнув слово «пока». Вообще он вызвал массу положительных эмоций у слушателей своим искренним расположением к аудитории и колоритным внешним видом.

Дэйв Рот: Что такое контекст? Если раньше, году этак в 2006 формула контекста состояла исключительно из каких-то технических характеристик, то в 2010 году в это уравнение было добавлено такое понятие как «клиент». Контекст стал клиентоориентированной бизнес-моделью, построенной на реальном знании и понимании того, кем в действительности является твой клиент и какого рода связь можно с ним установить. Теперь это не только технические и цифровые взаимодействия, а более эмоциональное отношение, позволяющее не только продвигать продажи, но также увеличивать клиентскую лояльность.

После получасового кофе-брейка со своим докладом «Контент – король, контекст – королевство» (Users, Experience, and beyond) выступил Эрик Райс (Eric Reiss) (FatDUX Group).

Свой доклад Эрик начал с того, что полностью согласился с тем, что было сказано в предыдущем докладе его коллегой, посетовав лишь на то, что к сожалению, избавиться от слова «пользователь» пока так и не удается.

Он дал точные определения словам «user» и «experiense», а также обозначил три основные темы своего выступления – это потребности пользователя, свое личное определение «user experience» и роль контекста во всем этом.

Эрик Райс: Я действительно считаю контент – королем, может быть это и неверно с понятийной и семантической точек зрения, но фактически – это так. Все, что связано с вебом, в первую очередь связано с контентом. Но контекст – это как королевство, и как не может существовать король без королевства, так не может быть контента без контекста.

Также докладчик сообщил слушателям 4 так называемых «заповеди UX от Эрика Райса», которые гласят:

1. Если сайт не решает проблем вашего пользователя, то он и ваших проблем не решит (это касается не только сайта, но вообще чего угодно).

2. User experience – это набор взаимодействий между людьми, машинами и событиями.

3. Есть три типа взаимодействия: активное, пассивное и вторичное.

4. User experience дизайн является осмысленной деятельностью по координации вышеупомянутых взаимодействий, принятии во внимание тех из них, которые нам неподконтрольны, и сведению к минимуму риска негативных взаимодействий.

Подробному разбору вышеперечисленных утверждений и был посвящен весь интереснейший доклад Эрика, сопровождавшийся показом красочных слайдов и юмористическими комментариями с примерами из собственной практики.

После доклада и перед самым обедом была проведена детализация задач по потокам. Присутствующие разделились на три группы:

Поток бизнеса, предназначенный для менеджеров проектов. В этом потоке основной акцент делался на проведении интервью с заказчиком, выявлении потребностей и возможностей бизнеса, создании персон и сценариев поведения пользователей, его выбирали те специалисты, которых интересовало начало и контроль интернет-проектов.

Поток аналитики, предназначенный для аналитиков и маркетологов. Здесь проводилась работа с данными Google Analytics и Яндекс.Метрики.

Поток проектирования, созданный специально для фанатов прототипирования. Этот поток работал с готовыми паттернами и решал, какой интерфейс максимально удовлетворяет потребности целевой аудитории продукта.

Общей задачей всех потоков была работа над сайтом для получения групповой скидки (аналог grupon.ru). Опыт и знания каждого участника были разными, поэтому можно сказать, что каждый получал одновременно практический опыт и опыт взаимодействия – настоящий user experience.

Все потоки были разделены на группы для более эффективной работы. Всего получилось две группы менеджеров (поток бизнеса), две группы аналитиков и четыре группы проектировщиков, по 5-8 человек в каждой группе. Модераторы групп ознакомили участников с необходимыми для работы вводными данными.

Поток аналитики получил данные, которые должны были выйти у потока бизнеса, плюс данные различных метрик, заданием было — доработать сценарии и персоны. Задача потока проектирования состояла в создании прототипа интерфейса в соответствии с персонами и сценариями. То есть, поток проектирования имел полностью все возможные данные. Меньше всего данных получил поток бизнеса.

Наш корреспондент присоединился к потоку бизнеса и попал в группу из шести человек, в которой модератором была Дарья Иващенко (UsabilityLab). Задачи группы заключались в следующем:

1. Провести интервью с представителем проекта (в данной группе это была Виктория Бондарь, http://www.facebook.com/victoria.bondar)

2. Создать две персоны. Персоны должны были представлять детализированное описание конкретного человека из целевой аудитории, некий образ.

3. Написать каждой персоне на основании полученного use case детализированный сценарий взаимодействия с сайтом.

4. Распределить полученные потребности по этапам работы с сайтом.

5. Подготовить отчет по интервью в формате полученного на втором этапе шаблона.

Интервью с заказчиком началось еще до обеда и заняло около полутора часов. За это время участники группы выяснили у представителя проекта все необходимые вещи. Ближе к концу дня группа разделилась еще на две подгруппы, и каждая работала над своей персоной, так как выяснилось, что не слишком успешно получается работать вшестером, по трое получилось гораздо продуктивней.

В 18.00 работу потоков прервали, пригласив участников конференции на слушание доклада Рэя Мейсона (UXUA-Rey.mov) о Mind Mapping’е.

В своем выступлении Рэй рассказал о технологии Mind Mapping, позволяющей делать определенные вещи. Для начала он разрушил миф о существовании идеального клиента, равно как и идеального ТЗ, которые по сути являются ничем иным, как благими намерениями, ведущими в известном направлении.

Что происходит на самом деле? В реальности каждый специалист пользуется какими-то своими методами по «выбиванию» информации из клиента, понимая, что все то, что написано в книгах – не работает.

Рэй Мэйсон: Информации может быть очень много – всевозможная документация, пожелания, аналитика, ЦУ от руководства и т.д. Мы любыми путями пытаемся получиться ценную и полезную для нашей работы информацию. Не весь этот (маркетологи, простите, я всех вас нежно люблю) бред, который производят эти жители других планет, а что-то действительно ценное, что можно использовать также при разработке своего проекта.

Суть методики Mind Mapping заключается в том, что любой объем необходимых данных можно представить в виде некоей древовидной структуры, разрастающейся в разные стороны. Принципы построения этой структуры:

— нахождение центрального объекта

— описание объекта, следуя от частного к общему

— лаконичность описаний

— использование цвета

— иллюстрации

Сфера применения данной методики:

— обучение, конспектирование

— решение творческих задач

— мозговой штурм

— планирование и разработка проектов разной сложности

Среди преимуществ технологии Mind Mapping Рэй отметил возможность создавать для себя грамотное ТЗ, борясь с неподготовленностью клиента. Ведь всем известно, что можно иногда получить вагон различных разрозненных документов, от которых потом никакого проку. А составление подробной наглядной схемы позволяет видеть проект в целом, успешно устанавливать все белые пятна, и самое главное – дает понимание всего объема работ, как заказчику так и исполнителю.

Рэй представил один из продуктов, который позволяет с легкостью воплощать технологию Mind Mapping в жизнь – MindMeister, позволяющий быстро формировать структуру, с максимальной экономией времени.

Презентация продукта очень понравилась присутствующим, как и сам докладчик, который за 2 дня конференции собрал на себе самое большое количество «лайков» — наклеек с логотипом UX, которые использовались для проявления симпатии к тому или иному участнику конференции. Рей был в прямом смысле слова весь обклеен лайками, за что на второй день в автобусе, при подведении итогов, получил книгу в подарок.

После небольшого перерыва на ужин практическая работа потоков возобновилась.

Завершился первый день UXUkraine шашлыками и общением между участниками, докладчиками и гостями конференции в неформальной обстановке. Как шутили сами участники – совместная работа сближает, но совместный отдых сближает еще больше.

Второй день мероприятия начался небольшой импровизированной прогулкой к Киевскому морю, но уже в 10.15 все участники групп были в сборе, на своих местах, готовые продолжать практические занятия.

Сначала Ольга Горенко, коснулась некоторых организационных вопросов второго дня конференции, затем вместе с Андреем Сикорским вовлекла участников в веселую импровизацию под названием «Облегчение размножения кроликов», которая должна была помочь группам разобраться с теми ошибками, которые наблюдали Андрей, Ольга и Дмитрий Сатин на протяжении первого дня.

Андрей Сикорский: А теперь, внимание – вопрос: вот это все, что мы сейчас описали нужно упаковать на одну страницу, т.е. сделать вот такой своеобразный кроличий интерфейс.

Ольга Горенко: Так, слева мы располагаем фото крольчихи. А здесь – параметры ее внешности…. А имя для крольчихи важно?

Андрей Сикорский: Не забывай, что кролик молодой и амбициозный.

Ольга Горенко: Тогда я сделаю ее фото ссылкой…. И самой приоритетной информацией, на мой взгляд, будет номер домика…

Зал: Приоритетом должна быть информация о готовности крольчихи!

Ольга Горенко: И еще нужно добавить сюда кнопку вызова такси.

Андрей Сикорский: Ну, тогда нужно еще и фотографию домика, потому что кролики, как известно, цифры плохо воспринимают…

Зал: Обязательно должны быть отзывы других кроликов!…

После совместного проектирования «кроличьего интерфейса» участники конференции снова разбились на группы для доработки своих отчетов. Затем, ближе к обеду, был сделан перерыв, во время которого выступило еще несколько докладчиков.

Первым выступил украинский докладчик Евгений Мусиенко (Турум-бурум) с рассказом о Deliverable.

Евгений снова коснулся проблемы документации и той роли, которую играет ее правильное составление в успешной работе над проектом. На собственном опыте и на примере реальных кейсов Евгений доказал, что составление deliverable является не сложным, но очень эффективным способом взаимодействия заказчика и исполнителя, исполнителя и маркетолога, маркетолога и проектировщика, проектировщика и оптимизатора, и т.д. и т.п.

Евгений Мусиенко: Я вам рассказал, какие deliverable могут быть на каждом из этапов. Очень важно, чтобы вы понимали, что у каждого интеллектуального труда должен быть какой-то результат. В зависимости от того, в какую форму вы облечете этот результат, зависит, насколько он будет понятен заказчику и другим участникам проекта.

Доклад Евгения во многом перекликался с докладом Рэя Мэйсона, так как затрагивал наглядную составляющую работы между всеми участниками проекта. Красочные иллюстрации, интересные идеи и практические находки очень впечатлили собравшихся, участники конференции буквально засыпали Евгения вопросами, на которые он с удовольствием ответил.

Следующим взял слово минский докладчик Артем Янцевич (Humanoit Group), представив выступление на тему «Axure: Один в поле воин».

Доклад Артема касался Axure — программного обеспечения для создания прототипов и спецификаций веб-сайтов и приложений. Он рассказал, что использование Axure дает возможность программировать поведение кнопок, текстовых полей, панелей и прочих виджетов, вследствие чего получаемые прототипы максимально приближены к окончательному результату и доступны для тестирования. Докладчик подробно остановился на процессе создания прототипов, их демонстрации и поддержке. Выступление было очень содержательным, полезным, с массой практических советов по использованию Axure.

Артем Янцевич: Ваш прототип через несколько дней уже даже для вас самих станет не совсем понятен. 80% того, что вы вложили в него, просто сотрется из вашей памяти за ненадобностью. Заполняйте названия элементов и старайтесь описывать их логику работы – потом это вам здорово поможет.

Далее Юрий Грановский (SEO-studio) выступил с докладом «Юзабилити в SEO», посвященным влиянию поисковой оптимизации на формирование опыта взаимодействия.

Глобальную проблему докладчик видит в поисковой системе Google, в первую десятку в выдаче которого все мечтают попасть. Поскольку конкуренция очень большая, сегодня не достаточно сайту быть просто удобным и полезным, ему нужно еще быть супер-оптимизированным.

Что же делать юзабилити-специалисту, которому приходится работать над вот такими вот переоптимизированными сайтами? Юрий предлагает следующие шаги на пути решения:

1. размещать SEO-тексты внизу страниц

2. прятать оптимизированный текст под скрипт

3. избегать бесполезных выделений, выделять только ключевые по смыслу фразы

4. использовать заголовки по назначению

5. отказаться от облака тегов, разместить вместо него что-то полезное на главной странице

6. избегать больших ссылок, выделяя только заголовки и ключевые фразы

Докладчик уверен, что проектировщик обязательно должен проектировать интерфейс с учетом возможности последующей оптимизации. Там обязательно должны быть предусмотрены места и для статей и для seo-текстов, потому что лучше это сделать до, чем после.

Юрий Грановский: Seo-тексты – они все равно будут. Поэтому лучше вы подумаете, где их разместить, чем сеошники сделают это за вас, как им бог на душу положит. Результат вам наверняка не понравится.

В заключении докладчик посоветовал оптимизаторам сотрудничать с юзабилистами и контент-менеджерами, и всегда помнить, что ТОП – это не цель, а лишь одно из средств ее достижения. Юзабилистов же он уверил в том, что от негативных последствий оптимизации никуда не деться – это факт, но можно постараться их максимально минимизировать. Проектировщикам еще раз напомнил, что именно с них начинается поисковая оптимизация, а заказчикам посоветовал искать подрядчиков с комплексным подходом и хорошим портфолио.

Следующим выступил Роман Гомолко с докладом на тему «Социальный анализ в веб аналитике».

Докладчик дал свое видение того, что называется «социальный анализ» и как этот инструмент можно использовать для достижения различных целей (привлечение трафика, качественный контент, конверсия посещаемости). По его словам социальным анализом можно и пренебречь (что в большинстве случаев многие и делают), но если его использовать, можно заработать реальные дополнительные деньги.

Роман Гомолко: Правильно таргетируйте, выбирайте свою целевую аудиторию. Не берите ее из воздуха, а попытайтесь реально определить, кто ваши пользователи. Используйте получаемые многими сайтами демографические данные грамотно, а не только лишь для того, чтобы в письмах писать «уважаемЫЙ» или «уважаемАЯ», как это обычно и делается.

Ну и завершил череду докладов Владимир Смирнов с презентацией «Как увеличить конверсию в 15 раз». Название своего доклада сам докладчик сравнил с заголовком из желтой прессы, тем не менее настаивал на том, что это возможно, если соблюдать определенные правила.

Владимир привел несколько реальных кейсов, на примере которых последовательно разбирал те шаги, которые необходимо предпринимать для увеличения конверсии. Среди рекомендуемых действий были названы:

— анализ аудитории

— анализ запросов

— создание прототипов

— размещение нужного контента

— оптимизация интерфейса

Около 14.00 участники конференции вернулись к практической работе, произошло объединение потоков для сравнения и объединения полученных результатов.

После обеда две смешанных группы потоков бизнеса и аналитики разбились на четыре и приступили к проверке и сравнению с требованиями результатов потока проектировщиков. Результатом была оценка соответствия исполнения требованиям по этапам и сценарию. Завершилось мероприятие юзабилити-тестированием прототипа одной из групп проектировщиков. Проводил тестирование Андрей Сикорский.

По мнению большинства участников, формат конференции был полностью оправдан, ведь практическая работа на конференции дала им значительно больше, чем теория. Тем более, что проходила она под наблюдением специалистов из UsabilityLab, к ним и к заграничным гостям можно было обратиться за консультацией на протяжении всей конференции.

Было очевидно, что очень маленькая часть участвующих в потоке бизнеса была близко знакома с построением персон и сценариев, и именно это было самым полезным. Если интервью проходило довольно живо (в нем участвовали все), то создание персон потребовало участия и помощи модератора. Во время совместной работы над проектом абсолютно все члены группы научились это делать – вот что дает собственный опыт и продуктивный обмен информацией со специалистами.

Впрочем, среди участников были и индивидуалисты, которые все хотели сделать «по-своему», и это здорово тормозило общий процесс. Несмотря на все попытки организаторов следить за временем и успеть все запланированное, последний этап конференции полностью не реализовался, и было проведено тестирование только одного созданного прототипа. Все эти ошибки наверняка были отмечены организаторами и обязательно будут учтены при организации следующих конференций.

Надеемся, что проведение UXUkraine в таком формате станет доброй традицией, ежегодным на 80% практическим мероприятием, собирающим в Украине профессионалов в области юзабилити и user experience из разных стран. Ведь если полезно послушать о чужом опыте, то вдвойне полезней иметь возможность тут же применить его на практике под руководством опытных специалистов.

 

Отчет подготовила Оксана Мамчуева