Обзор практического тренинга «Скрытая техника SEO»

07-08 апреля 2011 г. в гостиничном комплексе «Измайлово» прошел уникальный двухдневный практический тренинг «Скрытая техника SEO», организованный проектом «Recomendator».

Основной целью обучающего мероприятия для организаторов и разработчиков тренинга стало стремление научить аудиторию использовать существующие и приобретенные знания, умения и навыки для успешной оптимизации своих проектов и контроля за его исполнением.

Технические аспекты работы над поисковым продвижением ресурсов освещал Сергей Карпович — инженер, оптимизатор сайтов, выпускник ЛЭТИ, профессиональный разработчик интернет проектов. Кроме того, Сергей является автором «18 советов владельцам бизнес сайтов» и ряда других публикаций по оптимизации сайтов, докладчиком РИФ 2010 на тему «Выбор эффективной стратегии продвижения» и Optimization 2010 на тему «Оптимизатор. Проблемы базового образования и профессиональной подготовки». В настоящее время занимается профессиональной разработкой автоматизированных систем для анализа поискового продвижения сайтов.

Построением модели функционирования порталов и поисковых систем в их взаимосвязи занималась Инна Головатая, педагог-психолог. Надо отметить, что делала она это на примере социального взаимодействия между участниками группы, используя непринужденную и наиболее эффективную форму игрового моделирования характерных ситуаций. Инна Головатая с 2002 г занимается разработкой и проведением психокоррекционных тренингов, направленных на изменение психической сферы человека с конечной целью совершенствования самосознания, поведения или профессиональной деятельности людей или групп.

Как участник мероприятия отмечу, что столь необычный подход в подаче сложного технического материала дал возможность каждому слушателю тренинга ощутить себя элементом сложной и многообразной системы, функционирующей в соответствии с определенными алгоритмами, условиями и требованиями. Это позволило каждому участнику, несмотря на уровень его профессиональной подготовки в сфере SEO и технической грамотности, научиться самостоятельно оценивать качество поисковой оптимизации собственных интернет-проектов, и анализировать алгоритмы поисковых систем.

Выгодным отличием тренинга «Скрытая техника SEO» от других обучающих курсов и программ стало отсутствие теории и озвучивания готовых механизмов продвижения сайтов в поисковиках. Иными словами, ведущие обучающего мероприятия намеренно не стремились перечислять существующие способы продвижения в сети типовых проектов, давать готовые инструменты оптимизации сайтов, приводить секретные алгоритмы работы поисковых систем.

Первая часть тренинга была посвящена формированию у участников представления об особенностях работы поисковых систем, определению взаимосвязи поисковой машины и сайта, оценке роли оптимизатора в процессе работы поисковой системы. С этой целью участники тренинга были разбиты на 2 команды. Первая – занималась моделированием ситуации разработки и продвижения интернет-проекта, а вторая – воссоздавала принципы работы поисковой системы: производила индексирование и ранжирование ресурсов в соответствии с поисковыми запросами. Отмечу, что это вводное упражнение оказалось весьма эффективным, ведь именно оно помогло слушателям курса научиться определять наиболее важные значения для поисковой системы и, как следствие, точнее формулировать ТЗ с целью разработки собственного сайта.

В следующей части тренинга были рассмотрены наиболее существенные для поисковой системы факторы, которые обязательно следует учитывать всем создателям сайта. Применив методику мозгового штурма, ведущие тренинга и его участники на основании результатов выполнения предшествующих заданий, выявили более 20 критериев, значимых для поисковых систем. Это и релевантность информации поискового запроса формулировкам, применяющимся на сайте разработчика; и удачно подобранное доменное имя; и грамотность построения титульной фразы; и наличие тематических ссылок и качественных новостей, и наличие сайта в каталогах поисковых систем, и многое другое…

К концу первого дня тренинга слушатели подошли с пониманием того, каким образом следует оптимизировать информацию, содержащуюся в продвигаемом ресурсе; над какими существенными факторами, влияющими на поиск, им необходимо работать. От каких нежелательных явлений на сайте следует избавляться (дубликаты страниц, блоки ссылок на нежелательные и сомнительные ресурсы, пустые страницы, вирусы).

Кроме того, по завершении первого дня участники тренинга в индивидуальном порядке дали друг другу рекомендации и выдвинули предложения по улучшению онлайн проектов, представленных в рамках обучающего мероприятия. Иными словами, смогли приблизиться к оценке качества и эффективности как собственных сайтов, так и сайтов партнеров и конкурентов.

Второй день обучения был посвящен алгоритмам работы поисковых систем, особенностям индексирования, ранжирования, кластеризации и фильтрации содержимого сайта поисковиками. Кроме того, практический тренинг ставил своей задачей научить слушателей не только оценке качества сайтов, но и оценке качества поисковой системы, ее эффективности и востребованности пользователями. С этой целью, в процессе ролевого моделирования поисковых ситуаций, ведущие тренинга дали возможность каждому участнику группы проследить за скрытыми действиями поисковой машины.

В рамках учебного курса был рассмотрен алгоритм построения поискового индекса. При этом рассматривались критерии релевантности значений слов, а также делались попытки просчитать пороговое значение точных вхождений с тем, чтобы избежать попадания сайта в фильтры поисковиков.

Отметим, что в рамках тренинга был рассмотрен общий алгоритм работы поискового робота и поисковой системы в целом. Намеренное отсутствие прямой информации об алгоритмах работы ведущих поисковых систем обусловлено их постоянной сменой, а значит, и низкой эффективностью приобретения подобных знаний. В то же время детальное знание распределенной архитектуры поискового робота и представление о функционировании полной поисковой системы дает возможность разработчику сайта научиться определять наиболее важные факторы для поисковой системы в условиях постоянной трансформации алгоритмов.

Слушатели курса на практике научились определять ключевые слова для каждого из проектов, а также ранжировать их по популярности: высокочастотные (ВЧ), среднечастотные (СЧ) и низкочастотные (НЧ). Полученные знания помогли участникам тренинга научиться создавать для своих сайтов уникальный и эффективный контент, позволяющий не только «зацепить» свою целевую аудиторию, но и успешно оптимизировать сайт.

Наибольший интерес участников тренинга вызвало обсуждение проблемы обмена и приобретения ссылок: «Как находить качественных и надежных доноров ссылок? Сколько ссылок приобретать? Влияют ли они на релевантность? Эффективны ли сквозные ссылки? Стоит ли размещать ссылки на свой сайт в бесплатных каталогах?» — вот далеко не полный перечень вопросов, вынесенных на обсуждение в группе.

Завершая тему, Сергей Карпович, продемонстрировал аудитории, как следует грамотно формировать анкор листы, а также создавать эффективные безанкорные ссылки, помогающие продвижению сайта.

В заключение, несколько слов о формате тренинга. Продолжительность процесса обучения составила 20 академических часов (2 рабочих дня по 10 академических часов каждый). В целях проверки полученных знаний каждый слушатель получил развернутое домашнее задание, включающее в себя сразу несколько аспектов: это и анализ поисковых запросов собственного проекта, и отслеживание динамики наиболее значимых для поисковой машины факторов, и выявление ошибок в работе алгоритма поисковой системы. Результаты выполнения самостоятельной работы будут рассмотрены через 21 день на дополнительном VIP-дне тренинга, который составит 7 академических часов. Пожелаем всем участникам обучения успехов в выполнении домашнего задания и в реализации собственных онлайн проектов!

Обзор подготовила Анастасия Матвеева

Основатель Searchengines.ru. С 2005 по 2014 год работал генеральным директором компании «Яндекс.Украина». Основатель и директор крупнейшего коворкинга Одессы — «Терминал 42». Ведет блог, участвует в подкастах. Больше ничего не умеет.