Автор: Питер Мейерс (Dr. Peter J. Meyers) – научный сотрудник Moz и эксперт по поисковому маркетингу

Можно ли отменить 301 редирект? Короткий ответ: «Да». Вы можете отозвать переадресацию, даже если технически она является постоянной. Однако это изменение может сработать не так, как вы ожидали, или даже ухудшить ситуацию. В статье мы рассмотрим четыре возможных сценария.

Примечание и предупреждение

Прежде чем мы перейдём к этим сценариям, есть две вещи, о которых важно знать. На практике 301 редиректы требуют времени на обработку и их отмена (или изменение сигналов, передаваемых страницей другим значим способом) часто занимает ещё больше времени. Будьте готовы к этим задержкам и подготовьте своё руководство.

Вы также можете наблюдать колебания позиций в ранжировании в этот период. В большинстве случаев всё произойдёт достаточно быстро, но иногда такие шаги чреваты проблемами.

Сценарий 1. Одна страница, полная отмена

Давайте начнём с самого простого сценария. У вас настроена переадресация 301 со страницы А на страницу B (A→B) и вы хотели бы её удалить, а вместо этого настроить 301 редирект с B на A.

Для этого нужно:

  • Удалить 301 редирект с A→B
  • Добавить 301 редирект с B→A
  • Отправить обе страницы в Google через Search Console
  • Дать Google время на обновление страницы B в кеше

Последний шаг – это то место, где многие специалисты ошибаются. У вас может возникнуть соблазн полностью избавиться от страницы B, в том числе удалив её из файлов Sitemap.xml. Однако делать этого не стоит. Дело в том, что Google нужно время на обработку новых сигналов, но он не сможет этого сделать, если вы спрячете страницу B или, что ещё хуже, полностью заблокируете доступ к ней для краулеров. Позвольте Google просканировать страницу B и обработать новые сигналы. Оставьте её в покое на какое-то время.

Сценарий 2. Одна страница, но нужно сохранить оба URL

Допустим, вы хотите убрать редирект с A→B, но при этом сохранить страницу B. Вы не можете настроить переадресацию с B→A, поскольку тогда страница B исчезнет для всех – и для поисковых систем, и для пользователей. В данном случае возможны два подсценария, которые будут зависеть от того, хотите ли вы, чтобы страница B была доступна для поисковых роботов или нет.

Сценарий 2А. Страница B доступна для поиска

Если вы хотите, чтобы обе страницы существовали с одинаковым статусом, то у вас есть только один вариант: удалить 301 редирект и запросить повторное сканирование для обеих страниц. При этом Google потребуется некоторое время, чтобы начать учитывать этот сигнал, поскольку здесь нет никакого нового сильного сигнала, перекрывающего старый.

Пошагово этот процесс будет выглядеть так:

  • Удалите 301 редирект с A→B
  • Добавьте самореферентные атрибуты rel=canonical (A→A, B→B)
  • Отправьте обе страницы в Google через Search Console

Самореферентные rel=canonical – это довольно слабый сигнал, но они помогают Google понять, что страница B теперь является отдельным независимым объектом.

Сценарий 2Б. Страница B скрыта из поиска

Если вы хотите, чтобы страница B была доступна для пользователей, но вам неважно, будет ли она доступна для поисковых систем (возможно, это внутренняя страница, которая нужна, но не важна для маркетинга), тогда вы можете настроить rel=canonical с B→A. В результате страница B останется видимой, но сигналы ранжирования будут консолидироваться на странице А.

Для этого выполните следующие шаги:

  • Удалите 301 редирект с A→B
  • Добавьте rel=canonical с B→A
  • Обновите внутренние ссылки, чтобы они указывали на страницу А
  • Отправьте обе страницы в Google через Search Console

Помните, что rel=canonical – это сильный сигнал, но он не гарантирует, что страница B не будет ранжироваться. Если страница B не имеет ценности для поиска, и вы хотите передать её сигналы странице А, тогда это будет наилучший вариант.

Сценарий 3. Отмена переадресации 301 на уровне сайта

Вот здесь уже возможны проблемы. Допустим, вы внедрили изменение URL на уровне сайта, например, переключились с http на https, обновили структуру подпапок или добавили/удалили параметры. Такие изменения влияют на большинство или на все страницы сайта, но мы будем исходить из того предположения, что ваш корневой домен и структура поддоменов остались прежними.

Если вы решили отменить такое изменение, как переход с http на https, потому что оно не принесло ожидаемого результата (т.е. вы не заметили улучшений в ранжировании), то я бы убедительно советовал вам этого не делать. Все изменения на уровне сайта сопряжены с рисками, а их отмена запутывает сигналы ещё больше.

С учётом всех предупреждений основные шаги будут выглядеть так:

  • Удалите все 301 редиректы с A→B
  • Добавьте 301 редиректы на уровне сайта с B→A
  • Добавьте самореферентные rel=canonical на все страницы
  • Обновите внутренние ссылки, чтобы они указывали на URL типа «А»
  • Обновите файлы Sitemap.xml, чтобы они содержали URL типа «А»
  • Отправьте критически важные страницы в Google через Search Console
  • Обновите отдельные входящие ссылки, чтобы они указывали на URL «А-типа».

В Search Console есть лимиты на количество отправляемых в Google страниц (в новой версии эти ограничения, похоже, варьируются от сайта к сайту), а простого процесса для массовой отправки URL на данный момент нет. Поэтому сосредоточьтесь на высоко авторитетных страницах и страницах, которые расположены выше в структуре внутренних ссылок. Это должно побудить Google также пересканировать те страницы, что расположены ниже – как минимум, до некоторой степени.

Для изменений, затрагивающих весь сайт – учитывая сопряженные с ними риски – также имеет смысл связаться с владельцами тех ресурсов, которые обеспечивают авторитетные внешние ссылки, и попросить их обновить эти ссылки, чтобы они указывали на URL типа «А». Даже если это будет всего лишь несколько ссылок, это может помочь усилить новые сигналы.

Как и в случае любой массовой переадресации, тщательно планируйте и документируйте свои шаги. Обычно люди вкладывают много времени и денег в изменения, но отменяют их в спешке. Отмена на уровне сайта так же опасна, как и исходное изменение, а может, и больше. Если проводить такие изменения в панике, то ничем хорошим это не кончится.

Сценарий 4. Отмена переадресации при смене домена

Допустим, вы перевели сайт на новый домен и спустя несколько недель заметили, что ваш домен также является названием кавер-группы Nickelback. Конечно, вы начнёте паниковать. Во-первых, успокойтесь. Трезво оцените, действительно ли проблема настолько серьёзна. Если это так, то тогда эта ситуация похожа на сценарий №3, но более рискованна, поскольку в данном случае имеются аспекты, связанные с вашим доменом и его историей, которые могут влиять на ранжирование независимо от того, насколько хорошо или плохо вы реализовали 301 редиректы.

Если у вас действительно нет выбора, то потребуется выполнить следующие шаги:

  • Удалить все 301 редиректы с A→B
  • Добавить переадресацию на уровне сайта с B→A
  • Добавить самореферентные rel=canonical на все страницы
  • Обновить внутренние ссылки, чтобы они указывали на домен А
  • Повторно добавить домен А в Search Console
  • Перестроить файлы Sitemap.xml для домена А
  • Отправить критически важные страницы в Google через Search Console
  • Обновить выбранные входящие ссылки, чтобы они указывали на домен А

В данном случае вам потребуется отдельный аккаунт в Search Console. Если вы удалили старый профиль, повторно добавьте его и воссоздайте файлы XML Sitemap. Чтобы ускорить процесс, отправьте в Google критически важные страницы.

Если у вас нет доступа к домену B (например, у него истёк срок регистрации и его перехватил кто-то другой), то вы не сможете настроить переадресацию с B→A. Правда в том, что в данном сценарии процесс отмены будет длинным и непростым. Вторичные сигналы, такие как входящие ссылки, в данном случае будут очень важными.

Как повторно отправить страницы в Search Console?

Ниже – те шаги, которые нужны для отправки запроса на индексацию или повторную индексацию страницы:

  • Проверьте URL в соответствующем инструменте в Search Console. Чтобы повторно отправить страницу в индекс Google, сначала её нужно будет проверить.
  • Запросите повторное индексирование. Search Console вернёт страницу с текущим статусом URL и некоторой дополнительной информацией. Индексируете ли вы страницу впервые или повторно, в обоих случаях нажмите «REQUEST INDEXING». В большинстве сценариев, связанных с отменой 301 редиректов, вам нужно получить статус «URL is on Google». Если URL пока не проиндексирован, то остальная часть страницы будет содержать информацию с результатами диагностики.

Это всё, что вам нужно сделать. В итоге Google должен вернуть следующее окно:

Теперь скрестите пальцы и ждите. Повторная индексация может занимать разное время и заранее его спрогнозировать невозможно.

Пара примечаний по этому процессу. Во-первых, на данный момент переиндексация выполняется довольно медленно. Во-вторых, у Google определённо есть лимиты на то, как часто вы можете использовать этот инструмент. Однако эти лимиты варьируются от сайта к сайту. К сожалению, опции массовой переиндексации в Search Console нет. При всех масштабных изменениях вам придётся полагаться в первую очередь на обновление XML-карт сайта.

Вместо заключения – ещё одно примечание и предупреждение

Помните, что наибольшее различие между теорией и практикой в этих ситуациях состоит в том, что реальные сайты часто посылают смешанные сигналы. Если вы отменяете 301 редирект, вы уже посылаете смешанный сигнал (в сравнении с вашими прошлыми сигналами). Если наряду с этим изменением у вас имеются несоответствующие внутренние ссылки, некорректные атрибуты rel=canonical, устаревшие XML-карты сайта или слишком длинные цепочки редиректов, которые не всегда возвращают одну и ту же страницу, то тогда риски будут ещё выше, а сам процесс отмены займёт больше времени. Убедитесь, что все ваши новые сигналы согласованы с этим изменением.

Последнее предупреждение: не делайте ничего из этого в панике – только потому, что ваши позиции или трафик не изменились так, как вы ожидали, спустя несколько часов или даже дней. Серьёзное изменение – на уровне сайта или смена домена – может повлечь за собой новые проблемы. Тщательно всё продумайте и убедитесь, что вы решаете правильную проблему.

ИСТОЧНИКБлог Moz
Редактор-переводчик. Специализируется на западном интернет-маркетинге и SEO. Освещает события в этой области с 2014 года.

Прокомментировать

avatar
  Подписаться  
Уведомление о