Александр Алаев: «Изменения в новом алгоритме АГС Яндекса 2015»

24 и 25 сентября в Иннополисе, расположенном недалеко от Казани, проходила VI Международная SEO Conference 2015. Мероприятие — традиционно признано одним из самых масштабных и авторитетных мероприятий в мире SEO и интернет-маркетинга. В прошлом году в конференции приняли участие такие известные компании, как Google, Mail.ru, Яндекс, «ВКонтакте», Aviasales, WikiMart, Sape, Ingate, Kokoc и многие другие.

Второй день конференции ознаменовался докладом Александра Алаева, директора веб-студии «АлаичЪ и Ко». Выступление было посвящено изменениям в новом алгоритме АГС Яндекса 2015.

Для профессионалов отрасли не станет откровением, что 8 сентября 2015 Яндекс опубликовал в своём блоге для вебмастеров сообщение: «Сегодня мы делаем очередной шаг для борьбы со ссылочным спамом: теперь ограничения в ранжировании могут быть применены к сайту, злоупотребляющему размещением SEO-ссылок, независимо от его качества. Как и в случае с обычным АГС, ограничения сопровождаются аннулированием ТИЦ».

По случаю этого запуска спикер решил проанализировать статистику собственных проектов, сотрудничающих с биржами, ссылки по которым отбирались вручную в соответствии с определёнными критериями. Александр Алаев проанализировал 600 закупленных ссылок. В результате эксперимента выяснилось, что 12 % доноров попали под АГС. Рандомная выборка по другим проектам показала, что после запуска алгоритма ситуация в отрасли в целом была такой:

На следующем этапе из базы сервиса CheckTrust выгрузили все сайты с привязкой к бирже Sape за последние 90 дней. Всего получилось 90407 доноров. При выгрузке за основу брали следующие базовые параметры сайтов:

  • ТИЦ и Pr
  • Индексация
  • Наличие в каталогах ЯК, DMOZ
  • Возраст (по whois)
  • Посещаемость (по LI)
  • Соц. отклики (шаринги в соцсетях на главную страницу)
  • Данные сервисов ahrefs, LinkPad, Alexa и т.п.

Из всей выборки под АГС попало чуть более 9% сайтов. Далее между собой сравнивались 2 группы сайтов: те, которые попали под алгоритм, и те, которые под алгоритм не попали. Выяснилось, что АГС затронул даже очень качественные сайты. В том числе, и ресурсы из Яндекс Каталога.

Статистика оказалась примерно следующей:

Как видно, из таблицы, сайты под АГС имеют большое количество страниц в индексе, а также большое количество исходящих ссылок.

Отличия нового АГС от фильтра АГС-40 оказались значительными: если наличие сайта в каталогах DMOZ и Яндекса  давали ему определённый иммунитет в плане попадания под АГС-40; то новая версия алгоритма, стала буквально противоположной. Единственный общий момент – это обязательное обнуление тИЦ. Новый АГС карал те сайты, которые продавали больше всего ссылок:

Выводы по результатам исследования АГС-40 были такими:

  • Яндекс.Каталог снижает вероятность фильтра в 2.5 раза
  • Наличие в каталоге DMOZ снижает вероятность фильтра в 5.4 раз
  • Наличие в каталогах ЯК и DMOZ одновременно снижают вероятность в 40 раз!
  • Возраст домена – чем моложе сайт, тем выше вероятность попадания под фильтр.
  • тИЦ – чем выше тИЦ, чем ниже вероятность фильтра, больше всего подверглись фильтру сайты с тИЦ менее 50, сайты с тИЦ выше 300 попадали в 6 раз реже!
  • Посещаемость – санкциям подверглись сайты с посещаемостью до 150 человек в сутки. При посещаемости от 300 посетителей в сутки вероятность фильтра снижалась в 10 раз.

Вывод по итогам изучения нового АГС напрашивается сам собой: теперь ограничения в ранжировании могут быть применены к сайту, независимо от его качества. Таким образом, новый АГС (при первом приближении):

  • Призван наказать сайты, которые продают SEO-ссылки.
  • Прошла первая волна санкций, наказаны лидеры отрасли.
  • Они же лидеры продаж ссылок.
  • Наказали минимум сайтов, продающих максимум ссылок.

По сути, этот тот же Минусинск, только, работающий в «обратном направлении».

Чтобы подтвердить или опровергнуть допущения, автор исследования рассмотрел следующие данные по сайтам:

  1. Уникальные исходящие ссылки с домена.
  2. Количество страниц в индексе Яндекса.
  3. Отношение индекса к сходящим ссылкам.
  4. Уникальные входящие ссылки на домен.
  5. Отношение исходящих к входящим.

Картина получилась следующая: сайты под АГС имеют в 5-10 раз больше страниц в индексе и в 3-4 раза больше входящих ссылок.

Отношение проиндексированных страниц к внешним ссылкам — на уровне погрешности.

После того, как была сделана нормировка и построены еще графики, выяснилось, что: какой-либо внятной параметрической зависимости наложения АГС нет. Скорее всего, Яндекс просто (не исключено, что рандомно) наложил фильтр на часть сайтов, торгующих ссылками. Эта акция носит карательный характер, и никто от нее не защищен. Процент доноров под АГС в биржах, как будто намекает на то, что Яндекс взял и наказал каждого пятого.

Из этого следует вывод: вебмастеру защититься от АГС по очевидным параметрам, которые парсятся, нельзя. Если и есть какие-то рекомендации для продолжения торговли ссылками, то они находятся за рамками проведённого исследования.

Получившиеся графики выглядели следующим образом:

Если исходить из результатов сводной статистики бирж ссылок за 90 дней, то получается, что бὸльшая часть ссылок в биржах попала под АГС после 8 сентября. То есть, после обновления фильтра:

О том, как это отразилось на рынке продажи ссылок, свидетельствуют следующие графики:

Первое падение сайта topsape было вызвано действием Минусинска – сайт потерял практически половину ежедневного заработка. Последующие падения в выдаче вызваны действием АГС:

Как видно, после запуска Минусинска и АГС, люди теряют деньги, которые могли бы заработать на ссылках.

Свои рекомендации относительно того, как вывести сайт из-под АГС, докладчик предпочёл выразить цитатой заявления самого Яндекса про новый АГС: «Для снятия ограничений в ранжировании достаточно отказаться от размещения SEO-ссылок». Ещё одна цитата Яндекса про Минусинск звучит практически так же: «Отказ от использования SEO-ссылок устранит риск ограничений в ранжировании».

В целом же, ключевые правила для вебмастеров в эпоху Минусинска и АГС звучат примерно так:

  • Количество исходящих лучше держать в пределах 250 ссылок (при таком количестве проще вообще отказаться от продажи ссылок).
  • Отношение исходящих к входящим не должно превышать 1 к 1.
  • На одну исходящую ссылку от 20 и выше страниц в индексе.

Продолжая свой доклад, Александр также поделился любопытной идеей заработка на АГС:

Возвращаясь к рекомендациям вебмастерам, спикер озвучил следующие моменты:

  • При покупке ссылок лучше обращать внимание на наименее популярные сайты.
  • Если при равной стоимости можно купить ссылку с сайта из ЯК и с сайта не из ЯК, лучше выбирать сайт не в каталоге.
  • Если при прочих равных можно купить ссылку с сайта с высокими пузомерками, лучше отдать предпочтение сайтам с пузомерками пониже.
  • Есть смысл обратить внимание на сайты с ценами сильно выше средней. На таких сайтах ссылки покупают значительно реже. А в этом и состоит текущий интерес!

Наконец, Александр Алаев порекомендовал снимать ссылки с доноров под АГС. Причём, если купленных ссылок много, а под фильтром более 40%, то делать это лучше в несколько итераций.

Что же касается сайтов, находящихся под АГС, но не из бирж, то их количество после новой волны практически не изменилось:

Иванов Дмитрий: Когда вы проводили анализ коррелированности тех или иных факторов, то использовали критерии «сайт под АГС» и «сайт не под АГС». Возможно, имело смысл обучить алгоритм сервиса еще и на предмет качественных и некачественных источников ссылок. Как  размечали сайты?

Александр Алаев: Первые версии формулы были размечены на основе моей выборки, основанной на данных по моим сайтам. Большинство из них были личными. В эксперименте было задействовано несколько человек, которые просматривали эти сайты.

Роман Морозов: Саша, как ты думаешь, АГС делает поиск лучше? Не уйдут ли пользователи в Google.

Александр Алаев: Я затрудняюсь сказать. Возможно, если бы сайты заметно проседали по всем запросам, то это бы и случилось. Но, учитывая, что это сайты довольно популярные ( в выборке присутствуют сайты, свыше 10 тыс. посетителей), то они проседали не сильно. Ситуации, как при запуске Минусинска, когда сайты пропадали из выдачи по витальным запросам, в данном случае не наблюдалось.

Игорь Бакалов: По сути, ты предлагаешь брать ссылки с ГС по завышенным ценам, и эти ссылки должны хорошо работать?

Александр Алаев: Во время исследования я заметил, что под АГС попали популярные сайты в плане закупки на них ссылок. Я не предлагаю покупать ссылки с ГС, возможно, нужно покупать очень дорогие ссылки при прежних критериях качества. Имелось в виду то, что надо приобретать ссылки, которые раньше не пользовались популярностью у большинства.

Алексей Терехов: А ты не думаешь, что ты убиваешь рынок ссылок?

Александр Алаев: Порядка 20% сайтов в Wizard.Sape попало под АГС, и эта статистика близка к результатам исследования. Влияния на рынок доклад не окажет.

Наиль Байков: Ты против ссылок?

Александр Алаев: Я не против ссылок, но к этому вопросу сейчас нужно подходить осторожно и избирательно. Возможно, есть смысл искать другие способы продвижения.

Редактор-переводчик портала Searchengines.ru, работает на сайте с 2010 года. Специализируется на западном интернет-маркетинге, новостях социальных сетей и поисковых систем.

Постоянно принимает участие в профильных семинарах и конференциях в качестве журналиста-обозревателя.
Языки: английский, французский.